Опасные связи. Почему растет товарооборот Украины с Россией
Несмотря на четвертый год войны, Украина и Россия по-прежнему поддерживают торговые отношения. Но споры между странами в будущем могут изменить правила глобальных экономических препирательств
$11 млрд, из которых $3,9 млрд пришлось на экспорт и $7,2 млрд на импорт — так Госстат оценил результаты торговли с Россией в 2017 году. Эти показатели вывели РФ на первое место среди торговых партнеров нашей страны. Больше только суммарный объем трейдинга с государствами ЕС.
С 2018 года меняются некоторые юридические аспекты во взаимодействии наших стран. 20 февраля Петр Порошенко подписал закон о реинтеграции Донбасса, в котором Россию назвали страной-агрессором и оккупантом части территорий Украины. Таким образом, политики приняли решение перенести в юридическую плоскость многочисленные заявления о военной агрессии северного соседа. Вопрос в том, как в связи с этим изменятся экономические отношения двух стран.
Баны из прошлого
Торговые отношения с Россией дали серьезную трещину еще до начала конфликта на востоке Украины. Кампанию по тотальному блокированию украинских товаров Москва инициировала в июле 2013 года. Российские власти дали задание таможенникам досматривать все грузы из Украины. Это привело к огромным очередям на границе и сбоям в графике доставок. А к концу июля 2013-го россияне признали рисковыми операции приблизительно с 40 крупными украинскими экспортерами. Российское правительство тогда объясняло свои действия тем, что Украина не входит в Таможенный союз.
По сути же это был один из способов давления на Януковича, который как раз собирался подписать соглашение об ассоциации с ЕС. В августе 2013-го, после переговоров, удалось договориться о возобновлении экспорта украинских товаров. Но уже осенью блокада возобновилась. Летом 2014 года Россия запретила ввозить украинскую молочную продукцию, в том числе сыры. Вслед за молочкой остановился экспорт соков, консервов, овощей, фруктов и мясных продуктов. Одним словом, еще до открытого конфликта Россия стремилась вытеснить украинские товары со своего рынка. "Политика импортозамещения украинских товаров началась с 2011 года. Россия стала отгораживаться от Украины еще в мирные времена", — поясняет Тарас Качка, заместитель исполнительного директора международного фонда "Відродження".
Другие правила. Спор между Украиной и Россией может повлиять на правила торговли во всем мире
"Тяжелый" товарооборот
Торговые блокады в первую очередь привели к потерям у поставщиков агропродукции и продуктов питания. С 2013 года объемы экспорта украинских товаров в Россию снизились почти в 4 раза, а объемы импорта российской продукции — чуть более чем в 3 раза. Но в последние два года тенденция изменилась: показатели торговли в 2016–2017 годах свидетельствуют о том, что Украина увеличила как объемы экспорта в Россию, так и объемы импорта российских товаров. "Экспорт может расти по мере роста цен. Но вряд ли стоит ожидать расширения ассортимента", — говорит Вероника Мовчан, директор по научной работе Института экономических исследований и политических консультаций.
При этом она отмечает, что экспорт украинских товаров в Россию стал болеет точечным. "К примеру, в прошлом году 12% экспорта занял оксид алюминия, который экспортируется только в РФ. Это примерно $0,5 млрд, — приводит пример Мовчан. — Следующая по стоимости позиция — поставки турбовинтовых двигателей на $113 млн". Вместе с тем украинские производители постепенно снижают зависимость от российского рынка и расширяют географию продаж. По словам Мовчан, в 2017 году 44% экспортеров, работающих с Россией, более половины своей продукции отправляли в другие страны. В 2012 году таких было 31%.
"Однако не все компании смогли успешно переориентировать продажи на другие рынки", — рассказывает о тенденциях Артем Ковбель, партнер консалтинговой компании Kreston GCG. Рынок ЕС не всегда может стать альтернативой. Причин тут несколько: высокие требования к качеству продукции и желание ЕС покупать не столько украинские товары, сколько сырье.
"В 2017-м выяснилось, что украинская молочная продукция не соответствует вкусам европейцев. Именно это указывается основной причиной ее провала на рынке ЕС в докладе службы сельского хозяйства зарубежных стран министерства сельского хозяйства США", — приводит пример Артем Ковбель.
К тому же, несмотря на торговые войны, Россия по-прежнему не готова полностью отказаться от украинских поставок, например, продукции для металлургического производства. "С черной металлургией мы присутствуем как классический поставщик. Начиная с конца 1990-х годов никакие демпинговые скандалы и квотирование не влияют на продолжение торговли", — рассказывает Тарас Качка.
Сокращение торговли с Россией привело к потере рынков сбыта и, как следствие, — рабочих мест
Хотя, как уже говорилось, тот факт, что по отдельным группам Россия плотно ведет торговлю с Украиной, еще не дает повода утверждать, что наш северный сосед сильно зависит от отечественных товаров. "Если посмотреть на долю Украины в импорте России, она всегда оставалась низкой. Одна из зависимостей была в сфере железнодорожного оборудования (поставки локомотивов, вагонов и запчастей). Но от этой зависимости Россия постаралась избавиться еще в 2013 году", — поясняет Вероника Мовчан, добавляя, что именно тогда РФ отказалась сертифицировать украинскую железнодорожную продукцию.
Меняя пропорции
Украинскому правительству тоже сложно прекратить торговать с российскими госпредприятиями, несмотря на то, что в ряде случаев речь идет о национальной безопасности.
Яркий пример — поставки ядерного топлива госкорпорацией "Росатом", которая долгие годы была монопольным поставщиком ядерного топлива для построенных при СССР украинских АЭС. Хотя наше правительство, начиная с середины 1990-х, пытается диверсифицировать поставки, отказаться от услуг россиян не так просто. В 2008 году заключили первый контракт с компанией Westinghouse. Тогда топливо поставлялось на 3 энергоблока украинских станций. Весной 2014-го подписали новый контракт. Как отмечает Ольга Кошарная, директор по вопросам информации и связей с общественностью ассоциации "Украинский ядерный форум", в настоящее время 6 реакторов загружены разным количеством американского топлива. Среди стран Восточной Европы, где стоят советские реакторы (Венгрия, Болгария, Чехия, Словакия, Финляндия), Украина занимает первое место по замещению российского топлива. Украинскую тенденцию замещения импорта в скором времени будут перенимать все больше стран.
"Для новых реакторов по российскому проекту с 2014 года необходимо иметь не менее двух поставщиков топлива. Рекомендации от "Евроатома" для всех, кто эксплуатирует советские реакторы, — искать второго поставщика", — говорит Кошарная.
Украина намерена и в будущем сокращать объемы использования российского ядерного топлива. "После 2020 года более половины реакторов будут переведены на американское топливо. Есть планы по строительству завода для изготовления твэлов в Украине", — рассказывает Вероника Мовчан. По ее мнению, нужно продолжать двигаться в этом направлении, поскольку Россия использует торговые связи с Украиной для продвижения своих геополитических интересов.
Однако и в политике замещения российских поставок нужно вовремя остановиться. "Для страны важно иметь как минимум двух поставщиков, чтобы была конкуренция и стимулы для получения оптимальных цен", — считает Ольга Кошарная. Поэтому полностью отказаться от российского топлива, которое, к слову, дороже американского, не получится. Вопрос останется только в пропорции: ядерного топлива из РФ должно поступать меньше.
Ядерные потуги. Украина намерена сокращать объемы использования российского ядерного топлива
В погоне за импортом
Сокращение торговли с Россией было непростым для экономик обеих стран. Обоюдные ограничения привели к потере рынков сбыта и, как следствие, рабочих мест. Но Украина пострадала больше. "Падение нашей экономики было разбито на две части: оккупация и сокращение торговли с Россией", — считает Алексей Дорошенко, управляющий партнер юридической компании PROXIMA. Россия тем временем продолжила политику импортозамещения, поскольку рынок этой страны конкурентоспособен. Часть украинских товаров заместили внутренние производители, часть — импортные товары. Хотя определенные проблемы с санкционными позициями из США и ЕС остаются.
"Когда мы говорим о международной торговле, тут дело не только в цене товара. Вопрос в его доступности, затратах на логистику, налаженных связях", — поясняет Тарас Качка. Эти связи между двумя странами будут способствовать продолжению торговли.
Какой процент украинской продукции останется на рынке России, спрогнозировать сложно. "Это зависит от конкретных компаний. Более крупным предприятиям, уже работавшим на европейских и прочих рынках, найти альтернативу украинскому рынку труда не составит. Мелким фирмам будет сложнее", — считает Артем Ковбель.
То, что спрос на импорт в РФ высок, подтверждают данные Федеральной таможенной службы. С января по ноябрь 2017 года импорт товаров из стран дальнего зарубежья увеличился на 24,1%. Объем импорта химической продукции — на 19%, ввоз текстильных изделий и обуви — на 30,8%, закупка за границей машиностроительной продукции — на 27,9%. Показатели импорта растут не только в денежном, но и в натуральном выражении. Например, на 48,8% увеличился импорт черных металлов, на 53% — х/б тканей.
Что касается украинских предпринимателей, то им нужны валютные поступления, которые внутренний спрос обеспечить не может. "Украинские компании вместе с багажом 2000-х годов имеют высокую долговую нагрузку в иностранной валюте", — отмечает Александр Вальчишен, руководитель аналитического подразделения группы ICU. При этом получить кредитование в валюте крайне сложно и невыгодно. Это значит, что экспортные контракты нужны бизнесу как воздух. Эксперты, с которыми пообщался Фокус, считают, что в ближайшие несколько лет кардинальных изменений в торговых отношениях Украины и России не произойдет.
Прецедент для ВТО
Украинскому правительству сложно прекратить торговать с российскими госпредприятиями, несмотря на то, что в ряде случаев речь идет о национальной безопасности
Последствия торгового конфликта между нашими странами могут повлиять на правила торговли в мире. Сейчас во Всемирной торговой организации на рассмотрении пять споров между Украиной и Россией. Два из них — DS512 (Россия запретила транзит украинских товаров) и DS525 (ограничение для российских товаров и услуг со стороны Украины) потенциально затрагивают статью ВТО XXI ГАТТ 1994.
"Она прямо разрешает отходить от взятых обязательств в ВТО в целях национальной безопасности", — рассказывает Анжела Махинова, партнер Sayenko Kharenko. За всю историю существования ВТО эта статья не была предметом рассмотрения. Эксперты сравнивают такие споры со своеобразным ящиком Пандоры. Открыв его, страны могут получит возможность приплетать к решению экономических вопросов еще больше политики.
Говоря о сроках рассмотрения спора DS512, который ВТО уже анализирует, Тарас Качка уверен, что быстрого решения ожидать не строит. Эксперт считает, что лишь в 2019 году будут даны какие-то рекомендации.
"Есть пример дела России против ЕС относительно третьего энергетического пакета, где арбитры исчерпали время на подготовку своего доклада — так называется решение в ВТО — и сказали, что в силу сложности вопроса берут дополнительное время", — проводит аналогию Качка.
Сама ВТО попадает в довольно непростую ситуацию. До эпохи украинско-российских споров рекомендации экспертов соблюдались в 90% случаев. В оставшихся 10% нарушения устранялись либо еще на стадии рассмотрения спора группой экспертов, либо сразу же по утверждении отчета. Но когда попадается непростое дело, как, к примеру, спор о неправомерном применении Россией санитарных и фитосанитарных мер против свиной продукции из ЕС, его имплементация может оказаться непростой.
"ЕС выиграл дело у России, а та отказалась исполнять это решение. ЕС готовит дело про условно "принудительное исполнение", поскольку в ВТО есть только возможность рассмотреть спор о невыполнении базового решения", — поясняет Качка.
Анжела Махинова говорит, что в случае невыполнения решения ВТО орган по урегулированию споров этой организации разрешает выигравшей стороне приостановить применение уступок или других обязательств в отношении проигравшей стороны в размере ущерба, причиненного незаконными мерами.
"Сейчас система взвешенного торгового сосуществования на мировом рынке испытывает период острой турбулентности, и санкционные споры являются частью этого процесса", — добавляет юрист.
Причиной такой нестабильности Алексей Дорошенко называет усиление политического популизма в мире, что негативно сказывается на торговых отношениях. "Эти вещи делаются для того, чтобы получить рейтинг внутри своей страны. Выборы, которые происходят в разных странах мира, приводят к популизму, а экономики здесь мало", — отмечает эксперт.
Сегодня условия развития экономики мира меняются, увеличивается политическое давление. Сложно отрицать, что все больше международных институций втягиваются в политические разбирательства. Вопрос в том, станет ли Всемирная организация торговли исключением.