Atlantic Group о важности изменений и реальных действиях: эксклюзивное интервью Эндрю Бейна
Atlantic Group — один из ключевых игроков украинского рынка коммуникаций — за последний год прошел через целый ряд внутренних и внешних трансформаций. Кто-то принимал их с интересом, кто-то возмущался, — а перемены тем временем продолжались. Каковы итоги этого трансформационного процесса длиной в целый год, чего стоит ждать в ближайшее время, мы -обсудили лично с президентом Atlantic Group Эндрю Бейном.
В ATLANTIC GROUP СЕЙЧАС ПРОИСХОДИТ МНОГО ПЕРЕМЕН. ЧТО ЭТО ЗА ИЗМЕНЕНИЯ И ЧЕМ ОНИ ПРОДИКТОВАНЫ?
Э. Б.:
Индустрия маркетинга и рекламы меняется не только в Украине, она меняется во всем мире. Успешность же украинской коммуникационной индустрии в ближайшем будущем будут определять два фактора. Первый — это евроинтеграция Украины. Второй — изменения в отрасли, обусловленные развитием технологий. Быстро меняющиеся технологии требуют постоянных инноваций. А евроинтеграция предполагает, что пора перестать жаловаться на то, что правительство не проводит реформы: каждый бизнес и каждый гражданин должны научиться брать на себя ответственность за свои поступки и действовать по-европейски —прозрачно, ответственно и этично.
У нас в компании исторически преобладала предпринимательская культура. Принимая во внимание все изменения в индустрии, в прошлом году мы приняли решение снизить уровень внутренней конкуренции. Появилась необходимость перейти к структуре и культуре с фокусом на эффективное сотрудничество и тесное взаимодействие между всеми подразделениями и сотрудниками компании.
В этих трансформационных процессах у нас есть мощная поддержка в лице совета директоров Atlantic Group. Он состоит преимущественно из иностранцев, которые хорошо разбираются в международных рынках и глобальных тенденциях (которые так или иначе приходят в Украину), плюс обладают уникальным опытом и экспертизой. Нам помогают советы консультантов из США и Великобритании и, конечно, опыт наших зарубежных сетевых коллег.
В прошлом году я посетил тестовое "агентство будущего" Omnicom в Чикаго, которое объединило разные сервисы Omnicom в едином openspace. Там даже предусмотрено место для клиентов: они могут приходить и непосредственно участвовать в процессе разработки решений. Этот пример очень вдохновил меня и позволил понять, каким я хочу видеть обновленный AGL. Уже сейчас в нашем офисе мы такое практикуем: иногда клиенты даже остаются поработать у нас на Жилянской, 31. И это очень радует.
А ЧТО НАСЧЕТ ПЕРЕМЕН В КОМАНДАХ АГЕНТСТВ?
Э. Б.:
Если мыслить категориями бизнеса, то изменения в команде — естественная часть любой трансформации. Ведь она предполагает большое количество перемен: в отчетности, в подходах к мотивации сотрудников и даже в том, как выглядит и функционирует офис. Естественно, это также означает, что завершается сотрудничество с теми, кто в силу привычек, темперамента или по другим причинам не может адаптироваться к измененной культуре. Да, мы вынуждены были расстаться с некоторыми сотрудниками, объяснив им, что их пути с AGL в долгосрочной перспективе расходятся из-за разницы в подходах. Но ведь это и новые возможности для таких сотрудников: они могут реализовать свой потенциал и стать более успешными в компаниях, которые ближе им по духу. Так иногда случается, это реальность любого бизнеса. За 25 лет, которые мы работаем в индустрии, в Atlantic Group работали тысячи людей. Многие сегодняшние лидеры отрасли когда-то были сотрудниками Atlantic Group, некоторые даже начинали свой путь именно с нами, чем мы очень гордимся и будем гордиться всегда.
В то же время коллектив Atlantic Group пополнился по-настоящему сильными новыми лидерами. Мы собрали команду, поддерживающую ценности ответственности и прозрачности. Это люди, которые открыты для новых знаний и опыта, ориентированные на эффективную командную работу, обеспечение результативности для бизнеса клиентов, ценящие дух сотрудничества и открытости. И, конечно же, ответственные перед коллегами, клиентами, бизнесом и Украиной.
ТРАНСФОРМАЦИЯ УЖЕ БЛИЗИТСЯ К ЛОГИЧЕСКОМУ ЗАВЕРШЕНИЮ?
Э. Б.:
Да, мы надеемся полностью завершить процесс реструктуризации к майским праздникам. Совет директоров недавно собирался в Киеве, провел встречу с лидерами новой команды, мы обсудили задачи и цели. Отзывы были позитивными, и это воодушевляет. Мы с нетерпением ждем результативного осеннего сезона 2018 года.
ТЕНДЕНЦИИ ПЕРЕМЕН НА РЫНКЕ ПОНЯТНЫ В ЦЕЛОМ, А В ЧЕМ ОНИ ПРОЯВЛЯЮТСЯ НА ПРАКТИКЕ, В ЕЖЕДНЕВНОЙ РАБОТЕ?
Э. Б.:
На практике сейчас происходит переход к новой культуре обслуживания, новому уровню сервиса как такового. Люди, основавшие рынок, были предприимчивыми и агрессивными — ценные качества для стремительного развития. Сформировалась вертикальная система управления, — честно говоря, осознанно или нет, но многие лидеры боялись нанимать людей более умных или способных.
Однако украинский рынок продолжает меняться. Происходят изменения в подходах и в принципе в культуре ведения бизнеса. Подходы из прошлого, где ключевыми были договоренности "ты мне, я тебе", встречаются все реже. Им на смену приходит необходимость фокусироваться в первую очередь на интересах и результатах клиентов, на командной работе, на развитии интегрированных продуктов. Сейчас мы имеем дело с новым поколением, так называемыми digital natives. Это люди, которые росли, имея неограниченный доступ к информации со всего мира, и учились как у своего окружения, так и у наставников старшего поколения. Работа с этим поколением — как с позиции сотрудник-работодатель, так и с позиции агентство-клиент — требует нового подхода, гибкости, интегрированных решений, о которых я уже упомянул.
Часто общаясь с коллегами из других стран, я обращаю внимание на их эффективные практики и, если это имеет смысл, стараюсь адаптировать их в рамках нашей компании. Так, к примеру, в США хороших лидеров учат нанимать отличных профессионалов, даже (или точнее, особенно!) если они лучше руководителя разбираются в деле, и создавать этим людям благоприятные условия для работы: давать ресурсы, координировать и консультировать в случае необходимости, не мешать им делать ту работу, в которой они — лучшие. Такой подход требует от лидера уверенности, ведь иначе очень сложно дать команде необходимую для эффективности свободу. Доверять не всегда просто, но без такого доверия построить профессиональные отношения и работать на командный результат невозможно.
К этому же мы сейчас стремимся в Украине. Трансформация сейчас — это путь развития, путь к новым практикам мирового уровня и развитию украинского рынка.
ЧТО ПОМОЖЕТ УКРАИНСКОМУ РЕКЛАМНОМУ И МЕДИЙНОМУ РЫНКУ РАСТИ?
Э. Б.:
Украина отличается удачным географическим расположением и располагает достаточным технологическим ресурсом для того, чтобы стать хабом во многих отраслях экономики. Мы сейчас обсуждаем создание региональных и международных хабов для нескольких проектов. Это очень позитивный и многообещающий тренд. Из-за стремительного темпа развития технологий многие бизнесы отживают свое, но появляются и растут новые. Мы даже ведем переговоры с компаниями, которые обычно не имеют отношения к маркетинговым сервисам — например, производителями коммерческих спутников и использованию технологий применения оптической записи и воспроизведении цифровой информации.
В то же время, чтобы построить сильную европейскую экономику, еще до поступления серьезных зарубежных инвестиций Украине необходимо имплементировать качественное антикоррупционное законодательство, используя примеры развитых стран. На данный момент закон не позволяет избавиться от коррупционеров, ведь многие положения не до конца прозрачны, что, в свою очередь, тормозит развитие экономики и сдерживает приток инвестиций. Как только граждане прекратят терпеть или даже защищать такое поведение, зарубежные инвесторы наконец начнут более активно приходить в Украину, и рынок почувствует эти новые финансовые потоки.
КАКИМИ БУДУТ ДАЛЬНЕЙШИЕ ШАГИ ATLANTIC GROUP?
Э. Б.:
Atlantic Group занимает активную позицию в вопросах проведения реформ — как внутри компании, так и поддерживая изменения в индустрии: прозрачность, этичность, пресечение коррупции. Мы провели множество системных внутренних аудитов, пополнили команду честными профессионалами, готовыми к будущему, и попрощались с теми, кто "застрял" в устаревших практиках. Мы нацелены на эффективную работу с нашей прогрессивной командой, которая способна вести коммуникационную отрасль вперед так же быстро, как развиваются технологии. Уже сегодня мы работаем над проектами и инициативами, которые способствуют развитию рынка.
Рынок меняется, соответственно, растут и меняются клиентские запросы. Динамичное и всегда разное цифровое пространство требует не просто слов о важности изменений, а реальных действий: трансформаций, новых форматов и интегрированных решений. За примерами далеко ходить не нужно: уже сегодня многие наши клиенты просто озвучивают свои пожелания и ожидают, что холдинг самостоятельно распределит работы и выполнит их на надлежащем уровне. И мы это делаем, стараясь на 100% оправдывать эти ожидания.