Дело в стакане. Из чего делают стаканы в Черновцах

Фото: из личных архивов
Фото: из личных архивов

Как благодаря Укргазбанку в Черновцах появилось предприятие с полным циклом производства бумажных стаканчиков

Fullscreen

Каждые 10 минут станки компании "Лорипласт", которая делает бумажные стаканчики, останавливаются. Это не связано с поломкой техники или ошибкой работника. Так на предприятии проверяют качество продукции. Из готовой партии выбирают несколько стаканчиков, наливают горячий кофе и смотрят, не протекают ли они. Часто в этом процессе участвует собственник бизнеса — Михаил Прозоровский. "Все нужно уметь делать самому, ведь наемные работники приходят и уходят, а я остаюсь", — шутит предприниматель, который уже более 20 лет развивает свое дело в Черновцах.

Три проблемы

История компании "Лорипласт" началась в 1994 году. Основать свое дело в 90-е было непросто, но Михаил Прозоровский не хотел просто перепродавать, а мечтал наладить свое производство. Предприниматель выбрал самый простой, но необходимый товар — целлофановые пакеты и одноразовую посуду. Его компания существовала более 10 лет. О заработках предприниматель не рассказывает, лишь отмечает, что это было очень давно. "Мне всегда хотелось большего, не просто перепродавать, а самому производить", — говорит собственник "Лорипласта". Предпосылки для нового витка бизнеса были очевидны — за годы работы оптовым торговцем Прозоровский наладил развитую клиентскую базу по всей стране и хорошую логистическую сеть.

"Сначала я планировал делать пластиковую посуду, ведь на нее всегда большой спрос", — рассказывает бизнесмен. Однако пластик из-за неэкологичности с каждым годом терял популярность. В 2008 году бумажная посуда как раз вошла в мировые тренды. В этом Прозоровский убедился на европейских профильных выставках. Так сформировался новый вектор бизнеса — производство бумажных стаканчиков. Но реализовать замысел в 2008 году не получилось — финансовый кризис. Идею пришлось отложить на два года.

Прозоровский продолжал посещать профильные мероприятия в Европе, чтобы узнать, как похожий бизнес работает в других странах. Он понимал: для запуска производства нужно современное оборудование, которого не было в Украине. Решить эту проблему помог случай. На одной из конференций бизнесмен познакомился с представителями южнокорейской компании Dae Sung Hi Tech Co по производству техники и станков для работы с картоном.

На старт

$450 тыс. стартовый капитал компании "Лорипласт"

Аренда заводского помещения, техника, первые закупки сырья, персонал — главные расходы при запуске производства. По подсчетам Прозоровского, стартовый капитал составлял около $450 тыс. Такой суммы у него не было. Чтобы найти деньги, он обратился в Укргазбанк. "Я выступил перед кредитным комитетом, рассказал о своей бизнес-идее", — вспоминает предприниматель. Поход увенчался успехом — половину нужной суммы он получил в кредит. Другая половина стартового капитала — прибыль от работы "Лорипласта" в предыдущие годы.

По словам Прозоровского, первое, чем он занялся, получив необходимую сумму для открытия бизнеса, — нашел подходящее помещение для аренды. Компания заняла цех размером 1 тыс. кв. м на территории одного из оставшихся с советских времен черновицких заводов. Затем предприниматель поехал в Южную Корею за оборудованием. Семь станков обошлись ему в $360 тыс. Дороговизна оборудования, по словам бизнесмена, оправданна, ведь один из решающих факторов в изготовлении бумажной посуды — производительность механизмов. Корейская техника может делать от 60 до 90 штук стаканчиков в минуту. Также важным аспектом была возможность термической и ультразвуковой сварки швов на картонной продукции.

"Но купить и доставить технику в Украину — только полдела, — говорит Прозоровский. — Главная проблема — научиться работать на оборудовании". Чтобы наладить производство, из Кореи приехали трое специалистов, которые проводили мастер-классы для работников. Обучение персонала и модернизация здания длились более года. "Первый год — это учеба. Легко найти квалифицированных работников, если начинаешь бизнес, который существовал в Украине десятилетиями. Намного сложнее запустить собственное направление", — отмечает Прозоровский.

Картонная дегустация

Производство запустили в 2012 году. Станки работали, персонал знал, как обращаться с ними. Но "обкатка" нового бизнеса продолжалась. "Это было время экспериментов с закупкой сырья, из которого делают картонные стаканчики", — вспоминает Прозоровский. По его словам, найти в Украине хорошую бумагу достаточно сложно. То, что есть на рынке, может пригодиться только для производства туалетной бумаги или картонных коробок плохого качества. Работа с китайскими поставщиками также не оправдала себя из-за некачественного материала. Поэтому предприниматель начал работать с европейскими поставщиками.



Полный контроль. Собственник компании "Лорипласт" считает, что все нужно уметь делать самому
Fullscreen
Полный контроль. Собственник компании "Лорипласт" считает, что все нужно уметь делать самому

Сначала он покупал сырье у украинских трейдеров. Но из-за завышенной цены бизнесмен стал искать прямые выходы на производителей. "Лучшую бумагу для нашего производства можно найти в скандинавских странах. Там все продукты — чистая и экологичная целлюлоза", — говорит Прозоровский. Пробные партии он заказал у мирового лидера по производству специальной бумаги, шведской компании Mondi Örebro AB. Предприниматель рассказывает, что подписывать контракт с поставщиками-гигантами можно только при полной загрузке производства, с годовым планом. Выполнения заказа необходимо ожидать от 4 до 8 недель. И снова предпринимателя выручил Укр­газбанк, предоставляя ему займы для закупок сырья. Тут, кроме позитивной репутации бизнесмена, важным нюансом стала эко–направленность банка, отдающего предпочтение финансированию проектов, направленных на экологически ориентированное производство и энергоэффективность.

Но из-за дороговизны поставок "Лорипласт" все же прекратил сотрудничество с компанией. "Если заказывать сырье из Швеции, то нужно оплачивать баржу, которая перевозит продукт, — рассказывает предприниматель. — Это взвинчивало цену на дополнительных 600 евро для каждой партии".

С доставкой картона в итоге помогла шведская компания Metsä Board. Она изготовляет бумагу схожего качества, но ее склады находятся в Финляндии, что позволяет экономить на доставке. "Кроме того, доставкой они занимаются сами, мы встречаем сырье в Черновцах возле ворот завода", — говорит Прозоровский.

Стакан за стаканом

Когда наладили все процессы, "Лорипласт" смог выпускать бумажные одноразовые стаканы емкостью от 110 до 430 мл. Сильная сторона завода — полный производственный цикл: от нанесения полиграфии, резки картона, формирования бумажного стакана до создания второго слоя из гофрокартона. Для этого с 2013-го по 2016 год Прозоровский постепенно увеличивал мощность предприятия, инвестировав порядка $150 тыс. Часть из этих средств компания снова получила в кредит в Укргазбанке. Сегодня в "Лорипласте" работает 21 станок, которые обслуживают 25-30 сотрудников. Такая мощность позволяет выпускать более 20 млн стаканчиков в месяц.

По словам Прозоровского, самые большие партии продукции предприятие изготавливало до начала войны и аннексии Крыма. Тогда производство работало в три смены, выпуская по 18–20 млн картонных стаканчиков в месяц. Сегодня результаты намного скромнее. В этом году "Лорипласт" выпускает 6 млн стаканчиков в месяц. В финансовом плане самым успешным стал 2016-й. Оборот компании достиг 36 млн грн. В другие годы эта сумма составляла около 20 млн грн.

Главные заказчики продукции "Лорипласта" — торговые сети и кофейни. Также среди клиентов производитель и поставщик кофе ТМ Strauss, Ambassador и MacCoffee.

Но работать в Украине Прозоровскому все тяжелее. Одна из главных причин — нестабильный курс валют. "Мы закупаем сырье в Европе. Даже незначительное колебание курса евро приводит к финансовым потерям", — отмечает бизнесмен. "Лорипласт" уже работает на экспорт. Поставляет продукцию в Молдову, Беларусь, страны Прибалтики. Но экспорт занимает лишь 15% в структуре прибыли компании. Еще одна проблема — подпольные производства, которые штампуют продукцию из китайского картона.

Главные заказчики продукции "Лорипласта" — торговые сети и кофейни

Тем не менее предприниматель не сдается. В 2019 году он отдаст кредит, на который приобретал технику. "После этого еще больше сконцентрируюсь на экспорте в Евросоюз. Например, мы ведем активные переговоры, чтобы кофе из украинских картонных стаканчиков пили в Австрии", — делится планами Прозоровский. Пока же он полностью вовлечен в производство и умеет работать за станком. "По образованию я инженер, поэтому с техникой на "ты", — весело говорит Прозоровский, напоминая, что все нужно уметь делать самому.

Fullscreen