Дело в стакане. Из чего делают стаканы в Черновцах
Как благодаря Укргазбанку в Черновцах появилось предприятие с полным циклом производства бумажных стаканчиков
Каждые 10 минут станки компании "Лорипласт", которая делает бумажные стаканчики, останавливаются. Это не связано с поломкой техники или ошибкой работника. Так на предприятии проверяют качество продукции. Из готовой партии выбирают несколько стаканчиков, наливают горячий кофе и смотрят, не протекают ли они. Часто в этом процессе участвует собственник бизнеса — Михаил Прозоровский. "Все нужно уметь делать самому, ведь наемные работники приходят и уходят, а я остаюсь", — шутит предприниматель, который уже более 20 лет развивает свое дело в Черновцах.
Три проблемы
История компании "Лорипласт" началась в 1994 году. Основать свое дело в 90-е было непросто, но Михаил Прозоровский не хотел просто перепродавать, а мечтал наладить свое производство. Предприниматель выбрал самый простой, но необходимый товар — целлофановые пакеты и одноразовую посуду. Его компания существовала более 10 лет. О заработках предприниматель не рассказывает, лишь отмечает, что это было очень давно. "Мне всегда хотелось большего, не просто перепродавать, а самому производить", — говорит собственник "Лорипласта". Предпосылки для нового витка бизнеса были очевидны — за годы работы оптовым торговцем Прозоровский наладил развитую клиентскую базу по всей стране и хорошую логистическую сеть.
"Сначала я планировал делать пластиковую посуду, ведь на нее всегда большой спрос", — рассказывает бизнесмен. Однако пластик из-за неэкологичности с каждым годом терял популярность. В 2008 году бумажная посуда как раз вошла в мировые тренды. В этом Прозоровский убедился на европейских профильных выставках. Так сформировался новый вектор бизнеса — производство бумажных стаканчиков. Но реализовать замысел в 2008 году не получилось — финансовый кризис. Идею пришлось отложить на два года.
Прозоровский продолжал посещать профильные мероприятия в Европе, чтобы узнать, как похожий бизнес работает в других странах. Он понимал: для запуска производства нужно современное оборудование, которого не было в Украине. Решить эту проблему помог случай. На одной из конференций бизнесмен познакомился с представителями южнокорейской компании Dae Sung Hi Tech Co по производству техники и станков для работы с картоном.
На старт
$450 тыс. стартовый капитал компании "Лорипласт"
Аренда заводского помещения, техника, первые закупки сырья, персонал — главные расходы при запуске производства. По подсчетам Прозоровского, стартовый капитал составлял около $450 тыс. Такой суммы у него не было. Чтобы найти деньги, он обратился в Укргазбанк. "Я выступил перед кредитным комитетом, рассказал о своей бизнес-идее", — вспоминает предприниматель. Поход увенчался успехом — половину нужной суммы он получил в кредит. Другая половина стартового капитала — прибыль от работы "Лорипласта" в предыдущие годы.
По словам Прозоровского, первое, чем он занялся, получив необходимую сумму для открытия бизнеса, — нашел подходящее помещение для аренды. Компания заняла цех размером 1 тыс. кв. м на территории одного из оставшихся с советских времен черновицких заводов. Затем предприниматель поехал в Южную Корею за оборудованием. Семь станков обошлись ему в $360 тыс. Дороговизна оборудования, по словам бизнесмена, оправданна, ведь один из решающих факторов в изготовлении бумажной посуды — производительность механизмов. Корейская техника может делать от 60 до 90 штук стаканчиков в минуту. Также важным аспектом была возможность термической и ультразвуковой сварки швов на картонной продукции.
"Но купить и доставить технику в Украину — только полдела, — говорит Прозоровский. — Главная проблема — научиться работать на оборудовании". Чтобы наладить производство, из Кореи приехали трое специалистов, которые проводили мастер-классы для работников. Обучение персонала и модернизация здания длились более года. "Первый год — это учеба. Легко найти квалифицированных работников, если начинаешь бизнес, который существовал в Украине десятилетиями. Намного сложнее запустить собственное направление", — отмечает Прозоровский.
Картонная дегустация
Производство запустили в 2012 году. Станки работали, персонал знал, как обращаться с ними. Но "обкатка" нового бизнеса продолжалась. "Это было время экспериментов с закупкой сырья, из которого делают картонные стаканчики", — вспоминает Прозоровский. По его словам, найти в Украине хорошую бумагу достаточно сложно. То, что есть на рынке, может пригодиться только для производства туалетной бумаги или картонных коробок плохого качества. Работа с китайскими поставщиками также не оправдала себя из-за некачественного материала. Поэтому предприниматель начал работать с европейскими поставщиками.
Сначала он покупал сырье у украинских трейдеров. Но из-за завышенной цены бизнесмен стал искать прямые выходы на производителей. "Лучшую бумагу для нашего производства можно найти в скандинавских странах. Там все продукты — чистая и экологичная целлюлоза", — говорит Прозоровский. Пробные партии он заказал у мирового лидера по производству специальной бумаги, шведской компании Mondi Örebro AB. Предприниматель рассказывает, что подписывать контракт с поставщиками-гигантами можно только при полной загрузке производства, с годовым планом. Выполнения заказа необходимо ожидать от 4 до 8 недель. И снова предпринимателя выручил Укргазбанк, предоставляя ему займы для закупок сырья. Тут, кроме позитивной репутации бизнесмена, важным нюансом стала эко–направленность банка, отдающего предпочтение финансированию проектов, направленных на экологически ориентированное производство и энергоэффективность.
Но из-за дороговизны поставок "Лорипласт" все же прекратил сотрудничество с компанией. "Если заказывать сырье из Швеции, то нужно оплачивать баржу, которая перевозит продукт, — рассказывает предприниматель. — Это взвинчивало цену на дополнительных 600 евро для каждой партии".
С доставкой картона в итоге помогла шведская компания Metsä Board. Она изготовляет бумагу схожего качества, но ее склады находятся в Финляндии, что позволяет экономить на доставке. "Кроме того, доставкой они занимаются сами, мы встречаем сырье в Черновцах возле ворот завода", — говорит Прозоровский.
Стакан за стаканом
Когда наладили все процессы, "Лорипласт" смог выпускать бумажные одноразовые стаканы емкостью от 110 до 430 мл. Сильная сторона завода — полный производственный цикл: от нанесения полиграфии, резки картона, формирования бумажного стакана до создания второго слоя из гофрокартона. Для этого с 2013-го по 2016 год Прозоровский постепенно увеличивал мощность предприятия, инвестировав порядка $150 тыс. Часть из этих средств компания снова получила в кредит в Укргазбанке. Сегодня в "Лорипласте" работает 21 станок, которые обслуживают 25-30 сотрудников. Такая мощность позволяет выпускать более 20 млн стаканчиков в месяц.
По словам Прозоровского, самые большие партии продукции предприятие изготавливало до начала войны и аннексии Крыма. Тогда производство работало в три смены, выпуская по 18–20 млн картонных стаканчиков в месяц. Сегодня результаты намного скромнее. В этом году "Лорипласт" выпускает 6 млн стаканчиков в месяц. В финансовом плане самым успешным стал 2016-й. Оборот компании достиг 36 млн грн. В другие годы эта сумма составляла около 20 млн грн.
Главные заказчики продукции "Лорипласта" — торговые сети и кофейни. Также среди клиентов производитель и поставщик кофе ТМ Strauss, Ambassador и MacCoffee.
Но работать в Украине Прозоровскому все тяжелее. Одна из главных причин — нестабильный курс валют. "Мы закупаем сырье в Европе. Даже незначительное колебание курса евро приводит к финансовым потерям", — отмечает бизнесмен. "Лорипласт" уже работает на экспорт. Поставляет продукцию в Молдову, Беларусь, страны Прибалтики. Но экспорт занимает лишь 15% в структуре прибыли компании. Еще одна проблема — подпольные производства, которые штампуют продукцию из китайского картона.
Главные заказчики продукции "Лорипласта" — торговые сети и кофейни
Тем не менее предприниматель не сдается. В 2019 году он отдаст кредит, на который приобретал технику. "После этого еще больше сконцентрируюсь на экспорте в Евросоюз. Например, мы ведем активные переговоры, чтобы кофе из украинских картонных стаканчиков пили в Австрии", — делится планами Прозоровский. Пока же он полностью вовлечен в производство и умеет работать за станком. "По образованию я инженер, поэтому с техникой на "ты", — весело говорит Прозоровский, напоминая, что все нужно уметь делать самому.