Дело добровольное. Как государство хочет легализовать работу семейных ферм

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Многие жители сел работают сами на себя, выращивая и продавая сельхозпродукцию. Однако до сих пор они не имели доступа к государственным программам кредитования и не зарабатывали право на пенсию

Related video

После нескольких лет обсуждений и голосования в парламенте президент Петр Порошенко подписал закон, который позволит фермерам c небольшим приусадебным хозяйством претендовать на государственные дотации и пенсионное обеспечение. Кроме того, закон поможет снизить объемы нелегальной торговли сельхозпродукцией.

Европейское село

Как говорят эксперты, изучавшие европейский опыт поддержки семейных ферм, наиболее интересные схемы внедрены в Польше и Германии.

"В Польше городское население постепенно переезжает в село. Там каждый, кто работает на земле, получает компенсацию социального взноса", – рассказывает Иван Фурсенко, первый заместитель руководителя исполнительной дирекции Всеукраинской ассоциации сельских советов. – "Молодым семьям выделяют компенсацию за каждый обрабатываемый гектар земли". Кроме того, для тех, кто соглашается выращивать, рекомендованные государством культуры, предусмотрена дополнительная компенсация, которая не зависит от собранного урожая.

"В Польше каждый, кто работает на земле, получает компенсацию социального взноса"

В Германии также есть механизм прямых выплат фермерам. "Его используют как инструмент хеджирования рисков и доходов сельскохозяйственных предприятий, смягчения влияния иногда значительных колебаний цен на сельхозпродукцию", – рассказывает Артем Ковбель, партнер Kreston GCG. Прямые выплаты также служат финансовой компенсацией за то, что фермеры в Германии должны придерживаться высоких требований в вопросе охраны окружающей среды, защиты животных и прав потребителя. "В Германии государство фактически платит фермерам за то, чтобы те создавали максимально качественный продукт", – добавляет Ковбель.

Украинская детенизация

В Украине о прямых выплатах речи не идет, так как в первую очередь государство намерено вывести из тени семейные фермы.

"По предварительным оценкам, упомянутая новация может стимулировать детенизацию в аграрном производстве на уровне 10-15% при ее активном использовании среди фермерской общины", – считает глава секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский.

До принятия этого закона все, кто хотели работать в открытую и имели больше 2 га земли, обязаны были оформить ФОП и платить около 700 грн ежемесячного налога. "У нас система налогообложения декларативная. Те, кто заявляет, что обрабатывает меньше 1 га земли, обязаны заплатить только налог на землю. Но по факту обрабатываться может и 4-5 га. Вот отсюда у нас была земля в тени и теневая продукция", – поясняет Павел Коваль, генеральный директор "Украинской аграрной конфедерации".

"Те, кто заявляет, что обрабатывает меньше 1 га земли, обязаны заплатить только налог на землю. Но по факту обрабатываться может и 4-5 га"

Большую часть ягодной и молочной продукции, к примеру, в Украине производят домохозяйства. "Крупный и средний бизнес крайне редко на это поле заходил. Там нужна наемная сила, а она может быть нерентабельна", – продолжает Иван Фурсенко. К примеру, в этом году на оптовом рынке 1 кг малины стоил около 5 грн, а селяне продавали ягоду на ближайших розничных рынках по 25 грн за килограм. Часто эта продукция нигде не учитывается. С другой стороны, в такой ситуации частный фермер не имеет доступа к господдержке. Они не платят единые социальные взносы и, значит, не имеют права на получение пенсии.

В соответствии с новым законом, производители, которые обрабатывают от 2 до 20 га земли и не используют наемной рабочей силы, могут оформить ФОП по 4 группе налогообложения. Государство также обязуется компенсировать выплату ЕСВ в течение 10 лет (от 90% взноса в 1-й год, до 10% – в последний) и ввести мораторий на проверки деятельности семейных ферм сроком на 5 лет.

Важно понимать, что обрабатывать наделы частного предпринимателя могут ближайшие родственники: мать, отец, супруг/супруга, дети, братья и сестры. Однако нанять в помощь соседа в таком случае уже не получится.

Эксперты отмечают, что за 8 месяцев 2018 года из 1 млрд грн, выделенных в помощь фермерам, освоено немногим более 100 млн грн.

По сусекам

Сама идея дать возможность фермерам легально вести бизнес неплоха. Однако есть вопросы к ее возможному внедрению. Многое будет зависеть от подзаконных актов, которые все еще должен принять Кабмин. "Нужно понять, как будет проходить компенсация ЕСВ. Механизма зачисления или компенсации этого взноса все еще нет", – поясняет Иван Фурсенко.

"Закон – это в первую очередь инструмент борьбы с тенью и попытка наполнить госбюджет"

Есть еще один спорный момент в процессе внедрения этого закона – выплата субсидий на газ и электроэнергию. "У семейных ферм есть право на получение госдотаций, но при этом фермеры лишаются возможности получать субсидию на коммунальные услуги", – говорит Павел Коваль. Что касается Минсоцполитики, то там не согласны позволить фермерам получать и субсидию, и госдотации. Однако при такой постановке вопроса фермеры скорее отдадут предпочтение сохранению субсидии.

Эксперты считают, что воспользуются этим законом далеко не все люди, занимающиеся мелким фермерством. "Новый закон не предлагает существенной поддержки фермерства и не вводит никаких сколько-нибудь стоящих реформ. Поэтому ожидать, что после его внедрения жизнь мелких аграриев резко изменится не стоит. Закон – это в первую очередь инструмент борьбы с тенью и попытка наполнить госбюджет", – считает Артем Ковбель.

Игра в долгую

Насколько активно фермеры будут пользоваться законодательным инструментом во многом будет зависеть от местного самоуправления. Иван Фурсенко уверен, что если процедура будет непонятной, никто и не подумает открывать семейную ферму. Поэтому тут ключевую роль играет информационная работа со стороны местных государственных администраций и министерства аграрной политики и продовольствия.
"Закон может упорядочить отношения между фермерами и помочь в создании кооперативов, основанных на семейных хозяйствах", – считает Зиновий Свереда, президент Украинского Кооперативного Альянса.

Кроме этого, легализация семейного фермерства может способствовать привлечению кредитов на создание небольших тепличных хозяйств. Также семейные фермы смогут проходить сертификацию, если они выращивают органическую продукцию.

Стоит добавить, что быстрых перемен эксперты не ждут. Иван Фурсенко считает, что на разработку одних только подзаконных актов понадобится не менее шести месяцев, а Артем Ковбель напоминает, что дешевые кредиты все еще недоступны небольшим производителям.