Уговор дороже газа. Во что Украине обойдется возобновление сотрудничества с МВФ

Фото: Михаил Палинчак / POOL / УНИАН
Фото: Михаил Палинчак / POOL / УНИАН

В ближайшее время — уже осенью — цены на газ для рядовых украинцев могут вырасти на 20–30%. В чем заключаются требования МВФ к рынку газа и что изменит их выполнение, рассказывает Фокус

Related video

6 сентября в Украину прибудет очередная миссия МВФ для продолжения переговоров о предоставлении кредита в $1 млрд. Одним из условий получения денег является выполнение обязательства Киева по запуску свободного рынка газа, законодательство для которого уже готово, но пока не выполняется.

Фактор коррупции

Сегодня в Украине действует две процедуры покупки газа. Первую используют промышленные компании, которые приобретают газ по европейским ценам с учетом логистических затрат. "Объем газа, потребляемый индустриальными абонентами, составляет около 35% от общего количества", — говорит Александр Харченко, директор Центра исследования энергетики.

"МВФ говорит: у нас большое подозрение, что это источник коррупции, потому что разница в цене большая, база абонентов не раскрывается, кто сколько потребил проверить невозможно"

Вторая процедура применяется для снабжения частных потребителей, топливо для которых поставляется по специальным ценам и распределяется через облгазы. Однако статистики по второй процедуре нет. Как и точных данных, сколько людей реально проживает в домохозяйствах, которые потребляют газ.

"МВФ говорит: у нас большое подозрение, что это источник коррупции, потому что разница в цене большая, база абонентов не раскрывается, кто сколько потребил проверить невозможно", — озвучивает опасения международных кредиторов Александр Харченко и добавляет, что в год, по его расчетам, на непрозрачных операциях отмывается около $500 млн.

Ценовая разница порождает коррупционные схемы. "Газ, который был изначально предназначен для населения, реализуется промышленным потребителям по рыночным ценам", — объясняет проблему Александр Мартыненко, руководитель подразделения по финансовому анализу корпораций компании ICU. Кроме того, вмешательство государства в расчеты за газ делает их менее эффективными и ведет к накоплению просроченной задолженности перед газовыми компаниями.

Мартыненко добавляет, что возникшая разница между ценами на газ приводит также к снижению прибыли газовых компаний, в то время как эти деньги могут быть направлены на увеличение добычи НАК "Нафтогаз" и на обновление распределительных сетей.

На экстренный случай

Стоит сказать, что в европейском законодательстве есть нормы, позволяющие в экстренных случаях вводить специальные условия для продажи газа определенным группам потребителей. Но они применяются крайне редко и на очень ограниченный срок. "У нас же они действуют 3 года. Для международных партнеров это означает, что Украина не выполняет закон и свои обязательства в рамках реформы и объединения своего рынка газа с европейским", — поясняет Александр Харченко.

"У нас была программа установки счетчиков за счет облгазов, но даже если она возобновится, эти затраты все равно будут перекладывать на потребителя"

Эксперты отмечают: облгазы являются региональными природными монополиями. Несмотря на то, что они де-юре разделились на компании по транспортировке и поставке газа, рынок остается неконкурентным, поскольку новые игроки зайти в регионы не могут.

Чтобы удовлетворить требования МВФ, Украине необходимо сделать рынок конкурентным и установить пользователям индивидуальные счетчики газа. Однако облгазы, на которые возложена обязанность обеспечить население приборами учета, в данный момент занимаются установкой только общедомовых счетчиков.

"У нас была программа установки счетчиков за счет облгазов, но даже если она возобновится, эти затраты все равно будут перекладывать на потребителя", — говорит Андриан Прокип, эксперт программы "Энергетика" аналитического центра "Украинский институт будущего".

Почетная капитуляция

Правительство Украины оказалось в непростой ситуации. С одной стороны, чиновники рассчитывают на транш МВФ, с другой — запуск свободного рынка газа будет означать повышение цен для потребителя за пару месяцев до начала предвыборного года. И это не лучший способ сохранить благосклонность электората.

Эксперты, с которыми пообщался Фокус, полагают, что правительству все же придется пойти на условия Международного валютного фонда и поднять цены. Весь вопрос в том, как именно это будет происходить.

"МВФ говорит о рыночной цене, но не диктует, как именно ее устанавливать"

"МВФ говорит о рыночной цене, но не диктует, как именно ее устанавливать. К примеру, можно привязаться к ценам немецкого хаба — это ближайший для нас рынок с понятными условиями ценообразования", — считает Александр Харченко.

Александр Мартыненко добавляет, что в зависимости от согласованной между правительством Украины и МВФ методики расчета рыночной цены повышение тарифов на газ для населения может составить от 10% до 60%. "Наиболее вероятно, что правительству удастся убедить МВФ принять методики, которые приведут к повышению тарифов на 20% или 30%", — отмечает эксперт.

Но даже при таких серьезных изменениях заоблачных цен в платежках не появится. "60% населения повышение цен не ощутит, поскольку получает субсидию. Для них ничего не меняется. Для тех же, кто оплачивает услугу в полной мере, цена в платежке поднимется с условных 2 тыс. грн до 2,4 тыс. грн", — объясняет Александр Харченко.

По словам Андриана Прокипа, не стоит исключать, что повышение будет происходить постепенно. "Вопрос не стоит настолько остро, чтобы менять цены прямо сегодня", — полагает эксперт.

Прейскурант реформ

Если правительство решит выполнить требования МВФ и отменить ПСО (поставки по специальным ценам), то с ростом цен на газ значительно повысится нагрузка на фонд субсидий. Андриан Прокип предполагает, что их монетизацию, которая запланирована на начало 2019 года, скорее всего, будут увязывать с отменой ПСО. "Чтобы упростить расчеты между компаниями", — поясняет эксперт.

Монетизацию субсидий, скорее всего, увяжут с переходом к единой рыночной цене

Закупка газа для населения по рыночным ценам должна подтолкнуть чиновников к тому, чтобы разбираться с системой учета потребления топлива. Тут в очередной раз возникает вопрос о необходимости установки счетчиков и пересмотра норм потребления газа. "Облгазы сопротивляются установлению поквартирных счетчиков по той причине, что нормы потребления газа завышены минимум на 40%", — утверждает Александр Харченко, отмечая, что эта цифра подтверждена исследованиями, которые проводились за счет Всемирного банка и USAID.

Эксперты резюмируют, что отмена ПСО затянулась и правительству это стоило сделать еще весной, а не перед началом отопительного сезона. Немаловажно и то, что Украина обещала кредиторам открыть рынок газа еще в 2016 году и получила под это обязательство один из траншей.