Поддержка для спины. Ортопедические украинские изделия покоряют Европу

.
.

Как Укргазбанк помогает ортопедическим изделиям украинского производства покорять европейские рынки

Related video
Fullscreen

В Германии производственные компании малых и средних размеров называют "спиной немецкой экономики". Каждая из этих компаний по отдельности мало что значит в масштабах страны. Однако генерируемый ими совокупный доход обеспечивает государству большую часть налоговых поступлений, а крупному бизнесу — солидный тыл в виде платежеспособного внутреннего рынка. Поэтому власти в первую очередь думают о поддержке "спины" экономики, а не ее "головы" — концернов с мировым именем.

В Украине создать с нуля производство куда сложнее, чем в Европе. Однако, как показывает история жизни сооснователя компании по производству ортопедических изделий "Реабилитимед" Ольги Радинович, вполне реально. И даже небольшая фабрика может не только приносить стабильный доход своим владельцам, но и поддерживать экономику страны, генерируя экспортную прибыль.

Низкий старт

В 90-е Ольга Радинович, химик по образованию, работала на крупном химзаводе в Первомайске Николаевской области. Именно там она приобрела навыки менеджмента — руководила 20 сотрудниками. Казалось бы, успешная карьера построена. Но "красное" предприятие не смогло приспособиться к новым реалиям и закрылось. Будущий предприниматель перебралась в столицу. Она надеялась найти в Киеве работу по специальности. Но не получилось.

В результате, как и многие в то время, Ольга пошла в торговлю — устроилась в компанию по продаже медицинских товаров: охлаждающих пакетов, корсетов и наколенников. "Я тогда не имела никакого отношения к ортопедическим изделиям и ничего не знала об этом бизнесе", — вспоминает она.

За шесть лет в сфере торговли изделиями медицинского назначения она досконально изучила тонкости этого рынка. Однако Радинович, мышление которой сформировала работа на производстве, так и не заинтересовала дистрибуция. Все чаще она задавалась вопросом: зачем перепродавать американские изделия, если можно самим делать продукцию ничуть не хуже и зарабатывать на этом больше, чем на торговле?

В 2007 году Минздрав зарегистрировал 27 артикулов ортопедических изделий "Реабилитимеда". Это означало, что компания может перейти к дистрибуции изделий через аптеки и ортопедические салоны

Будущий предприниматель задумалась о создании собственной компании. От идеи до ее реализации прошло всего несколько недель. Заручившись поддержкой двух подруг и коллег по работе, в 2005 году она зарегистрировала "Реабилитимед". "У нас был очень маленький коллектив: три соучредителя и швея, — рассказывает предприниматель. — Мы решили, что треугольник — фигура достаточно устойчивая, и не прогадали". До сих пор предприниматели сообща принимают ключевые решения по управлению бизнесом.

Впрочем, регистрация компании была самой простой частью плана. Куда сложнее оказалось запустить производство. В первые годы денег катастрофически не хватало даже на зарплату швее и аренду помещения в 11 кв. м. "Этот период сложно вспоминать, и я бы не хотела его пережить еще раз", — говорит Радинович. Вопросы о стартовом капитале вызывают у предпринимателя лишь улыбку. По ее словам, средства, которыми располагали основатели бизнеса в период запуска производства, сложно назвать словом "капитал". Первый заказ на производство ортопедических изделий сделал знакомый Ольги. Сумма сделки составила $100. На эти $100 компания закупила сырье для изготовления продукции на свой страх и риск. "Бывали времена, когда приходилось отпускать нашу швею на другую работу, ведь зарплатный фонд пустовал", — вспоминает сооснователь "Реабилитимеда".

Одним словом, с 2005-го по 2007 год компания Радинович боролась за выживание. Однако, несмотря на критическую нехватку оборотных средств, предприниматель думала о развитии — проводила технические экспертизы материалов и комплектующих, шила экспериментальные партии, испытывала опытные образцы, занималась технической и технологической документацией.

В 2007 году Минздрав зарегистрировал 27 артикулов ортопедических изделий "Реабилитимеда". Это означало, что компания может перейти к дистрибуции изделий через аптеки и ортопедические салоны. "Для бизнеса мы выбрали модель В2В, клиентами компании стали сети магазинов медтехники, аптеки и частные ортопедические салоны", — рассказывают в "Реабилитимеде". Чтобы заявить о своей продукции, соучредители компании начали предлагать ее врачам и активно посещать профильные выставки в Украине и за границей.

Основатели "Реабилитимеда" решили сделать упор не только на качестве продукции, но и на ее дизайне. "В наших интересах, чтобы корсет можно было спокойно надеть, например, под пиджак. Все вещи, даже если это ортопедические изделия, должны быть изысканными", — рассказывает о философии компании Радинович. Еще одно конкурентное преимущество — цена. В первые годы предприниматели демпинговали. По словам Ольги, стоимость их изделий была на 15–20% ниже, чем у конкурентов.

Качество, стиль и приемлемая цена в итоге сделали свое дело. В 2010 году оборот компании составил около 2 млн грн. Финансовый кризис 2008-го не помешал развитию. Сравнительно небольшой размер производства и подорожание аналогичной импортной продукции помогли пережить сложные времена.

Расширяя горизонты

В 2011 году соучредители "Реабилитимеда" решили, что пора расширяться — налаживать производство компрессионного трикотажа, ношение которого показано людям с варикозным расширением вен. Это куда более массовый продукт, чем ортопедические изделия, поэтому его выпуск может дать компании большой оборот.

За 13 лет работы "Реабилитимеду" удалось превратиться из "комнатной" швейной мастерской, каких по стране тысячи, в респектабельный актив с хорошим потенциалом для роста

Встала проблема подбора кадров. "Мы искали людей, которые не просто хорошо знают свое дело, но и переживают за качество продукта, — говорит Радинович.

У "Реабилитимеда" поначалу не было и техники для нового производства. Цена кругловязального автомата, необходимого для изготовления компрессионного трикотажа без швов, составляла около 80 тыс. евро. Компании удалось аккумулировать с прибыли около 60 тыс. евро, остальное взяли в кредит. В 2012 году стали изготовлять 136 артикулов изделий компрессионного трикотажа под торговой маркой Soloventex.

Наряду с украинским рынком "Реабилитимед" был представлен и на российском. Но когда началась война на востоке, прекратил сотрудничать со страной-агрессором. Радинович не жалеет об этом решении. В 2015 году компания получила международный сертификат качества — для нее открылся европейский рынок.

Чтобы наладить экспортное производство, компания в очередной раз расширила площадь заводских помещений — на сегодняшний день она составляет 361 кв. м, на которых работает 28 человек. Также "Реабилитимед" в очередной раз планирует обновить техническую базу. В начале 2018 года компания получила кредит от Укр­газбанка более чем на 2,6 млн грн. Эти деньги планируют потратить на новые кругловязальные аппараты. По словам Радинович, окупить кредитные средства не составит труда — сегодня оборот компании составляет более 6,5 млн грн. Предприниматель уверена, игра стоит свеч, ведь уже этой осенью компания открывает представительство в Польше, где очень заинтересованы в украинских изделиях. Кроме того, продукция украинской компании пользуется большим спросом в Беларуси. Сейчас компания выполняет заказ для сети белорусских магазинов на сумму более 30 тыс. евро.

Одним словом, за 13 лет работы "Реабилитимеду" удалось превратиться из "комнатной" швейной мастерской, каких по стране тысячи, в респектабельный актив с хорошим потенциалом для роста. Произошло это благодаря упорству, глубокому пониманию рынка и умению обращаться с капиталом, в том числе с инструментами банковского кредитования. Хочется верить, что историй, похожих на жизненный путь Ольги Радинович, с каждым годом будет все больше. И нынешний всплеск интереса украинцев к предпринимательству в сочетании с доступностью программ банковского кредитования для малого и среднего бизнеса поможет и нашей стране создать крепкую "спину", которую не смогут повредить никакие невзгоды.

Fullscreen