Потолок на вырост. Справятся ли украинские аэропорты и авиакомпании с растущим пассажиропотоком

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Проблемы с многочасовыми задержками рейсов из острой фазы переходят в хроническую. Сегодня никого не удивишь сотней-другой "застрявших" пассажиров, а привкус "зрады" компенсируется быстро растущим пассажиропотоком. Готовы ли украинские аэропорты и авиакомпании преодолеть болезни роста, разбирался Фокус

Related video

Министр инфраструктуры Владимир Омелян, которому, несомненно, нравится делать громкие заявления, недавно рассказал, что летать на самолетах должны как минимум 50% украинцев. На сегодня этот показатель в 10 раз меньше, при этом туристы регулярно "застревают" в аэропортах в ожидании своего рейса. При растущем спросе на авиаперевозки застарелое законодательство, неповоротливость чиновников и коррупция могут сыграть фатальную роль. И дело даже не в безвизе, а в том, что отечественный рынок не в состоянии отрегулировать эту практически монопольную отрасль. При этом любовь клиентов к халяве только подливает масла в огонь.

Летать стали больше, летать стали веселее

Украинский рынок авиаперевозок сейчас демонстрирует высокие темпы роста. После небольшого "провала", связанного с началом военных действий в Украине, уже в 2015 году спрос опять начал увеличиваться.

"Мы продолжаем расти. В Европе классный рост объемов перевозок — от 3 до 5% в год, у нас 15–20% — это просто так. С 2015 года у нас был рост 40% месяц к месяцу предыдущего года. Сейчас чуть-чуть замедлились, но все равно растем. Все дело в том, что у нас был большой отложенный спрос", — рассказывает эксперт "Европатруля" Вячеслав Коновалов. При этом он отмечает, что проводить прямые параллели роста спроса с количеством новых людей, которые становятся авиапассажирами, не стоит. Это может означать и то, что некоторые украинцы просто стали летать чаще.

"Пять лет назад в аэропорту был пассажиропоток 6,8 млн пассажиров, в 2015-м — 7,3 млн, то сейчас мы перевозим более 12 млн пассажиров в год", — подтверждает общие тенденции заместитель генерального директора аэропорта Борисполь Евгений Дыхне.

Все более популярными становятся пакетные туры. Количество чартерных рейсов растет как на дрожжах. "За последние два года на 50% вырос пассажиропоток в чартерном сегменте", — говорит Дыхне. И добавляет, что задержек рейсов по вине низкой пропускной способности аэропорта пока не наблюдалось.

"Со следующей летней навигации мы планируем открывать терминал F. Переведем туда на обслуживание Ryanair и еще несколько операторов. Так будет комфортнее всем", — обещает Дыхне.

"За последние два года на 50% вырос пассажиропоток в чартерном сегменте"

Стоит отметить, что рост чартерных перевозок обусловлен прежде всего оккупацией Крыма: украинцы находят ему замену в ближайших теплых странах. "Увеличение чартерных рейсов с безвизом не связано, потому что чартерные рейсы в основной массе проходят не в страны ЕС. Люди привыкли ездить к морю и теперь летают в Турцию и Египет", — говорит Дыхне.

И действительно, большая часть украинских туристов летит именно в эти страны. И часто не имеют другой альтернативы, как покупка именно пакетного тура с чартерным рейсом. "У нас 80% всего турпотока — это всего две страны, Турция и Египет. Ни туда, ни туда лоукостеры не пускают. В Анталью даже турецкие лоукостеры не летают", — говорит Александр Ланецкий, директор консалтинговой компании Friendly Avia Support.

Безвиз тоже внес свою лепту в рост спроса, однако пассажиры чартеров и регулярных рейсов – это до сих пор разные категории. "Это совершенно разные аудитории, которые иногда пересекаются. Статистика украинских аэропортов говорит об увеличении пассажиропотоков в последние годы. В Украину заходят лоукосты, улететь куда-то в Европу за 9 евро стало реальностью. Хотелось бы верить, что действительно все больше людей решается на самостоятельное путешествие", — рассказывает Алена Деньга, автор популярного телеграм-канала о туризме.

Есть куда расти

Выводы из скандальных ситуаций следует делать всем: и властям, и перевозчикам, и простым туристам. Но пока что мы можем наблюдать только очень несмелые ситуативные изменения, которые кардинально не могут повлиять на ситуацию на рынке. Это и неудивительно. Авиационная отрасль — место, где "крутятся" очень большие деньги, потому наводить строгий порядок в таких сферах отечественные власти еще не привыкли.

Очевидно, что имеет место коррупция. "У нас авиатопливо стоит на 30–40% дороже, чем в окружающих странах. Там идет сговор определенных компаний. У нас таможня закрывает оформление авиатоплива и создает искусственный дефицит по телефонному звонку из СБУ", — возмущается Вячеслав Коновалов.

По его словам, большая часть ответственности за защиту пассажиров должна нести Государственная авиационная служба: ставить дежурных сотрудников в аэропортах, помогать составлять жалобы на ненадлежащее обслуживание, налагать штрафные санкции на нерадивых перевозчиков.

Авиационная отрасль — место, где "крутятся" очень большие деньги, потому наводить строгий порядок в таких сферах отечественные власти еще не привыкли

"Госавиаслужба должна более агрессивно и энергично выступать в пользу пассажиров. А она и не пытается", — говорит эксперт, хотя, по его словам, штрафы все же случаются. Согласно законодательству, они составляют 170 тыс грн.

В Госавиаслужбе отмечают, что согласно законодательству перевозчик может отменить рейс и по коммерческим причинам, и по независящим от него. Но вот запретить ему летать госорганы не могут. "Задержка в выполнении рейсов не является основанием для аннулирования лицензии", — объясняют в ведомстве.

Кстати, рейтинги пунктуальности, о которых активно заговорили после летнего коллапса, тоже мало чем помогают. "Раньше рейтинги пунктуальности пассажиров были больше как пиар-инструмент. Сейчас Омелян пытается сделать из них карательный рейтинг — антирейтинг", — объясняет Вячеслав Коновалов, добавляя, что такие списки — вовсе не новинка.

Несовершенства законодательства создают большие проблемы любителям пакетных туров. К примеру, для пассажиров чартерных рейсов не предусмотрены никакие компенсации за задержки рейсов. "Сейчас у нас на чартерные рейсы не распространяются правила о выплате компенсаций. В этом заинтересованы все работающие в Украине авиакомпании — как мелкие и безответственные, так и крупные. Как сказали мне в руководстве одной крупной авиакомпании, если бы мы всем выплачивали компенсацию, кому положено сейчас по законам, мы бы давно обанкротились. Если бы у нас были европейские правила, то компенсации были бы в три раза больше. Тогда перевозчики бы просто обанкротились", — объясняет Александр Ланецкий.

Более того, задержек чартерных рейсов официально и не существует. "Сами чартерные перевозки по своей сути не являются регулярными рейсами. Авиакомпания сама назначает рейс на определенный день и время, но имеет право переноса этого рейса во времени", — объясняет Евгений Дыхне, добавляя, что в Борисполе не открывают регистрацию рейса, пока сотрудники аэропорта не удостоверятся, что судно вылетело в сторону аэропорта. "Больше всего страдают пассажиры из-за несвоевременной информации. Им говорят, что самолет задерживается на два часа, потом еще на два, потом еще на три. Если бы им сразу сказали, что вылет откладывается на семь часов, то люди более адекватно могли бы распорядиться своим временем", — говорит Дыхне. Но повлиять на нерадивых перевозчиков администрация аэропорта не может: отношения авиакомпании с пассажиром и с аэропортом регулируются двумя разными договорами. Если компания нарушает договор с пассажиром, то аэропорт не может налагать на него штрафные санкции.

Однако постоянные неудобства пока не могут научить отечественного пассажира заботиться о себе самостоятельно. Александр Ланецкий уверен, что рынок авиаперевозок в Украине пока "дикий" и отрегулировать себя сам не сможет. В том числе и из-за менталитета.

"Летность" украинцев оценивают в 5–10%. В них входят люди, которые за год хотя бы раз сели в самолет

"У гомо советикус есть две характеристики: надежда на халяву и пресмыкание перед любым иностранным брендом", — говорит эксперт.

И вправду, ситуация с любителями дешевых туров на "юга" в Украине пока неутешительная. К морям у нас едет около 90% всего турпотока, а любителей полетов очень мало. Эксперты оценивают "летность" украинцев в 5–10%. В них входят люди, которые за год хотя бы раз сели в самолет. А тем временем пассажиры регулярных рейсов намного больше защищены от произвола перевозчиков и исправности судов.

"Форс-мажоры случаются и у обычных авиакомпаний: смена погодных условий, забастовки сотрудников авиакомпаний и аэропортов, чрезвычайные происшествия и банальные поломки. В таких случаях по постановлению ЕС пассажирам положена компенсация от 250 до 700 евро. Обычно авиакомпании прямо не предлагают компенсацию, но опытные путешественники знают, как ее получить даже спустя четыре года", — объясняет Алена Деньга. Но языковой барьер и нежелание усложнять себе жизнь самостоятельной организацией путешествий все еще останавливают украинцев.