Мистический сыр. Как буковинец стал лучшим сыроваром Европы

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Как буковинец Юрий Вознюк стал лучшим сыроваром Европы и благодаря кредитам от Укргазбанка развивает собственную сыроварню

"Украинец стал лучшим сыроваром Европы" — с такими заголовками вышли австрийские газеты в 2001 году. Во время кезиады — европейского сырного состязания, проходящего в Австрии, — жюри признало продукт Юрия Вознюка самым вкусным и сбалансированным. В том же году он открыл собственную компанию "Буковина-Форальберг" в Украине. "Если любить своё дело и относиться к происходящему с оптимизмом, всё получится", — уверен предприниматель.

Австрийский мастер

Начало 90-х. На то время Юрий Вознюк, студент биологического факультета Черновицкого университета, не только ничего не знал о сыроварении, но и не мечтал о собственном бизнесе. Его жизненные планы были предельно просты: окончить вуз и работать в местном колхозе, выращивать овощи. Но во время учёбы будущему предпринимателю предложили пару месяцев поработать на ферме в Австрии. Работа оказалась очень тяжёлой. "Если бы мог, просто сбежал бы", – вспоминает Вознюк. Он спал по несколько часов в сутки и за месяц похудел на 21 кг. Но страдания оказались не напрасными.

Однажды хозяин фермы познакомил студента с одним из самых загадочных сыроваров Австрии — Игнасом Бером, который жил в Альпах и варил сыр по старинным семейным рецептам. Эта встреча изменила жизнь Вознюка. Сыровар предложил молодому человеку поработать на него. В итоге парень провёл на сыроварне Бера 10 лет.

Раскрывать тайны мастерства австриец не спешил. Первые пять лет Вознюк пас коров. Лишь после того как украинец стал своим, его допустили к варке сыра. О секретах рецептуры предприниматель молчит до сих пор, рассказывая только, что Берг всё делал по старинному лунному календарю.

Спустя какое-то время Вознюк стал варить сыр самостоятельно. В 2001 году, как уже говорилось, его продукция завоевала Гран-при на престижном австрийском конкурсе. Успех подтолкнул буковинца к мысли о том, чтобы вернуться на родину и открыть собственное дело.

В активном поиске



Юрий Вознюк
Юрий Вознюк

Прежде всего встал вопрос о стартовом капитале. По совету австрийских друзей Вознюк взял кредит в одном из европейских банков — почти 100 тыс. евро. "Мне предлагали больше — полмиллиона, но я не захотел брать такие деньги, ведь не знал, как пойдёт дело в Украине", — рассказывает предприниматель.

На заёмные деньги Вознюк купил на окраине родного городка Шишковцы заброшенный консервный завод, где и начал обустраивать сыроварню "Буковина-Форальберг". Он назвал компанию в честь двух регионов, сыгравших в его жизни важную роль. Буковина — место, где предприниматель вырос и ведёт бизнес, а Форальберг — австрийский регион, где Вознюк научился ремеслу.

По его словам, лучшего места для сыродельного комплекса, чем родные места, не найти. Также на кредитные деньги предприниматель купил австрийское оборудование для дойки коров. По совету наставника Вознюк свёл к минимуму расстояние между коровником и чаном с молоком. "Благодаря этому сыр всегда будет хорошего качества", — делится бизнесмен.

Первые годы работы оказались непростыми. "Сложно было всё. Нужно было учиться налаживать бизнес-процессы с нуля", — вспоминает предприниматель. Например, остро встал вопрос поиска персонала. "Всё, что происходило тогда и происходит сейчас на рынке труда, меня пугает", — говорит бизнесмен. По его словам, наиболее активные люди региона, особенно молодёжь, уезжают из Украины. Местные работодатели не могут предложить им условий, сопоставимых с европейскими. В итоге сыроварня Вознюка стала практически семейным бизнесом, где большую часть работы выполняют предприниматель с супругой.

Сарафанное радио

Первыми клиентами были родственники. Дальше, по словам Вознюка, помогло сарафанное радио. "Уверен, хороший продукт всегда найдёт покупателя. Рост популярности нашего сыра напоминал снежный ком, с каждым годом о нас узнавало всё больше людей", — с гордостью говорит Вознюк. О сыре от лучшего мастера Европы начали спрашивать на местных рынках. Они и стали главными точками сбыта продукции. У предпринимателя много постоянных клиентов, покупающих только его сыр. Впоследствии к розничным точкам на рынках добавился HoReCa-сегмент — буковинские отели и рестораны.

А вот сотрудничать с крупными торговыми сетям у бизнесмена пока не получается. "У фермеров нет внушительного маркетингового бюджета, тягаться с крупными производителями нереально, поэтому люди просто не будут замечать наш продукт среди широкого ассортимента", — сетует Вознюк. По его словам, ещё одна причина, по которой не удаётся наладить контакт с крупными сетями, — высокая наценка на сыр и неумение хранить натуральный продукт. "Сыр нужно протирать и держать при определённой температуре, в крупных сетях об этих правилах часто забывают", — поясняет Вознюк.

Хочется надеяться, что благодаря активизации кредитования малого и среднего бизнеса число семейных компаний в Украине будет расти

Самыми успешными годами для своего бизнеса предприниматель считает период с 2004-го по 2010 год. "Успешный бизнес — это когда на складе ничего не задерживается, всегда нужно быть в тонусе и делать новый сыр", — говорит Вознюк. За этот период компании удалось нарастить мощности и производить по 250 кг сыра в неделю. Средняя цена продукта — 150 грн за кг. Чтобы при таких объёмах производства отдать кредит, понадобилось немало времени. "По сути, монетизационный период у компании длился почти 10 лет", — вспоминает предприниматель.

Однако с 2010 года работать стало сложнее. Причина — эмиграция украинцев. Люди из сёл и небольших городков массово покидали страну. Из-за этого стало сложнее покупать молоко хорошего качества. Встал вопрос о создании собственной молочной фермы. Для этого предприниматель обратился за кредитом в Укргазбанк. Банк выдал ему 950 тыс. грн на 60 месяцев. За эти деньги Вознюку удалось обновить технику и завести стадо из 25 коров. С банком предприниматель рассчитывается без проблем. По словам бизнесмена, сегодня стоимость активов составляет примерно 1 млн грн при рентабельности бизнеса около 25%.

Вознюк планирует расширить ассортимент — производить не только сыр, но и другие молочные продукты. Но когда эту идею удастся воплотить в жизнь, сказать сложно. Покупательная способность украинцев пока не позволяет производить большое количество продукции высокого качества. Тем более что предпринимателю предлагают вернуться в Австрию. "Мне уже не раз предлагали прекрасную работу на крупных европейских предприятиях, — говорит он. — Пока я отказываюсь". Хочется надеяться, что благодаря активизации кредитования малого и среднего бизнеса число семейных компаний в Украине будет расти. А значит, у Вознюка с каждым годом будет всё больше клиентов и он продолжит работать в нашей стране.