Закрученные гайки. Почему экономику Украины называют самой несвободной в Европе

Фото: Евгений Разумный / Ведомости
Фото: Евгений Разумный / Ведомости

В рейтинге экономических свобод Economic Freedom of the World 2018 Украина занимает 134-ю позицию из 162, пропустив вперед Россию и Беларусь. Фокус выяснил, что не так с украинской экономикой

Related video

В рейтинге Economic Freedom of the World, который ежегодно проводит Fraser Institute, Украина в 2018 году поднялась на 15 позиций. На первый взгляд, подобная динамика должна радовать. Однако переместившись со 149-й на 134-ю позицию, Украина осталась в "плохой компании" наименее свободных экономик мира.

Украина улучшила свои позиции в рейтинге благодаря повышению оценок по 8 из 12 показателей. "Наиболее заметно укрепился индекс монетарной и инвестиционной свободы, в несколько меньшей мере — показатели размера государственных расходов, налогового бремени, здоровья финансовой системы, свободы для бизнеса и сферы трудовых отношений", — анализирует документ Владимир Сиденко, научный консультант по экономическим вопросам Центра Разумкова.

Однако, несмотря на общее улучшение, Сиденко указывает на области, где положение ухудшилось — это верховенство права, целостность политики правительства, свобода торговли и финансовая свобода, где позитивные сдвиги отсутствуют из-за проблем с кредитами в банковской сфере.

Важно понимать, что отчет за 2018 год отражает данные 2016 года и поэтому не в полной мере отражает текущую ситуацию. "Это оценка экономических свобод в 2016 году, — комментирует Евгения Ахтырко, аналитик инвесткомпании Concord Capital. — По сравнению с 2015-м исследователи зафиксировали ряд улучшений, наиболее значительные из которых касались уменьшения налога на доходы граждан и начисления на зарплату, а также уменьшения инфляции и регулирования кредитного рынка".

Напомним, с 1 января 2016 года в Украине снизили единый социальный взнос (ЕСВ) до 22% для всех категорий налогоплательщиков. Ранее ставка этого налога составляла от 36,76% до 49,7% в зависимости от профессионального риска. Также в 2016 году Украине удалось обуздать инфляцию — по сравнению с 43,3% в 2015 году этот показатель снизился до 12,4%. Как раз эти процессы, которые уже успели стать историей, и отражает текущая позиция Украины в рейтинге экономических свобод.

Однако, как отмечает Ахтырко, Украина имеет очень низкие оценки состояния юридической системы, защиты прав и практически нулевой уровень свободы в области движения капитала. Поэтому, по мнению собеседницы Фокуса, в этом направлении как раз и должны сосредоточиться усилия государства.

Позади России

Вызванное борьбой с кризисом закручивание гаек и ужесточение монетарной политики стало сдерживающим фактором для развития бизнеса и экономических свобод

Патриотически настроенным гражданам особенно неприятно осознавать, что положение Украины в рейтинге экономических свобод заметно хуже, чем у тоталитарной путинской России и Беларуси с диктаторским режимом Лукашенко.

"Хоть у нас и преобладает восприятие России и Беларуси как несвободных стран, они предпринимают меры для улучшения своего экономического климата, а проводимых Украиной реформ оказалось недостаточно (чтоб опередить их. — Фокус)", — объясняет ситуацию Инна Звягинцева, аналитик инвесткомпании Adamant Capital.

Для лучшего понимания ситуации стоит четко различать политические и экономические свободы. "Мы склонны думать, что ограничение в стране политических свобод непременно должно сопровождаться ограничениями экономическими, но это далеко не всегда так", — объясняет Владимир Сиденко. Поэтому то, что политику Беларуси и России в сфере расширения экономических свобод по состоянию на 2016 год международные эксперты оценили лучше, чем украинские потуги в этом направлении, отнюдь не отменяет критического отношения западных экспертов к состоянию дел в политической сфере вышеназванных стран.

"Хотя в России политические свободы значительно сужены, экономические свободы местами там выше украинских, — подтверждает Виталий Шапран, член Украинского общества финансовых аналитиков (УОФА). — Например, в РФ более свободное движение капитала, а Украина этот путь только начала вместе с принятием закона "О валюте".

Напомним, вышеназванный документ, который обещает бизнесу валютную либерализацию, вступит в силу с января 2019 года. По всей видимости, на позиции Украины в рейтинге Economic Freedom of the World эти новации повлияют не ранее 2021 года.

Не следует упускать из внимания, что именно Россия отчасти и поспособствовала сохранению экономических несвобод в Украине. "Россия и Беларусь не испытывают кризиса и не столкнулись с потерей территорий или какими-либо другими ограничениями, — констатирует Егор Киян, эксперт по экономическим вопросам Международного центра перспективных исследований (МЦПИ). — По Украине же сильно ударили переориентация вектора развития, внутренняя экономическая ситуация, конфликт на Донбассе и банкопад".

Как отмечает собеседник Фокуса, вызванное борьбой с кризисом закручивание гаек и ужесточение монетарной политики как раз и стало сдерживающим фактором для развития бизнеса и экономических свобод. Например, действующие в Украине валютные ограничения и высокая учетная ставка охлаждают экономическую активность. Однако без этих жестких мер ситуация в экономике может выйти из-под контроля.

Цена несвободы

В Украине действует негласный общественный договор: власть закручивает гайки и вместе с тем смотрит сквозь пальцы на многочисленных нарушителей жестких правил

От уровня экономической свободы напрямую зависит благосостояние граждан. Как отмечает Мария Репко, заместитель исполнительного директора Центра экономической стратегии (ЦЭС), экономическая свобода способствует оживлению бизнеса и росту экономики, что ведет к появлению новых рабочих мест и повышению доходов граждан.

"Трансформация централизованной плановой экономики в молодую рыночную демократическую республику продолжается уже 27 лет, но руководители государства все еще пытаются остановиться или даже повернуть вспять", — заключает Репко.

Впрочем, вольные украинцы не ждут милости от государства, а искусно обходят экономические несвободы. "То, что запрещается, подменяется черным рынком, — констатирует Виталий Шапран. — Например, когда в обменных пунктах покупку валюты ограничили в $200 в день, операции переместились на черный валютный рынок".

Выходит, что в Украине действует некий негласный общественный договор: власть закручивает гайки и вместе с тем смотрит сквозь пальцы на многочисленных нарушителей жестких правил. При этом изменение подобного статус-кво может стать болезненным для каждой из сторон.

Чтобы страна достигла хотя бы среднего уровня в рейтинге экономических свобод, по мнению Владимира Сиденко, необходимо коренное изменение общественного сознания, переориентация его с целей быстрого обогащения любой ценой на долговременное устойчивое развитие в условиях верховенства права.

"Многое будет зависеть от результатов выборов 2019 года, нового курса государства и успешности выплат по внешнему долгу, — продолжает Егор Киян. — При грамотной политике правительства и отсутствии дефолта, можно ожидать улучшения позиций Украины в этом рейтинге в перспективе ближайших нескольких лет".