Пилюля от популизма. Ради чего МВФ вынуждает повышать цены на газ

.
.

Проскочить до выборов без помощи международных доноров не удается. Власть вынуждена снизить градус предвыборного популизма и принимать непопулярные решения. Фокус выяснил, к чему это приведет

Related video

Украинцы ругают власти за грядущее повышение тарифов на отопление и горячую воду. Представители Кабмина с телеэкрана убеждают, что благодаря системе субсидий социально-незащищенные граждане подорожания коммуналки не почувствуют. Кроме того, чиновники уверяют, что цены на газ для населения, которые влияют на коммунальные платежи за отопление и горячую воду, повысят только на 23%, а не на 60%, как того хотели эмиссары МВФ.

Такой была первая реакция на сообщение о достижении предварительной договоренности между Украиной и МВФ о новой 14-месячной программе stand-by на $3,9 млрд, которая заменит истекающую в марте 2019 года программу расширенного финансирования (EFF).

Напомним, выполнение программы EFF стояло на паузе после получения четвертого транша из 12 запланированных в апреле 2017 года из-за невыполнения Украиной условий фонда. Всего в рамках этой программы на $17,5 млрд, в страну поступило только $8,5 млрд.

После решения вопроса относительно создания Антикоррупционного суда, последним камнем преткновения на пути к пятому траншу было требование о приведении цены на газ для населения к рыночному уровню – к тому, который платит промышленность. На эту непопулярную меру власть согласилась пойти не в 2017 году, а накануне выборов – осенью 2018 года.

Больной вопрос

Сколько бы сегодня не заверяли власти, что после повышения цены на газ на 23% голубое топливо больше дорожать не будет, гражданам обольщаться не стоит. "Эти заявления безответственны, поскольку цены на газ для населения все еще очень далеки от рыночной стоимости", – говорит Евгения Ахтырко, аналитик инвесткомпании Concord Capital.

Собеседница Фокуса предупреждает, что вопрос о дальнейшем увеличении тарифа будет обязательным условием для получения транша МВФ в следующем году, так как для фонда важно, чтобы страна, которой выделяется финансирование, работала над уменьшением макроэкономических рисков.

Одним из таких рисков как раз и выступает несбалансированные цены на энергоносители. Речь идет о разнице между тарифами на газ для населения и предприятий, что создает дисбалансы в экономике и почву для злоупотреблений.

Сколько бы сегодня не заверяли власти, что после повышения цены на газ на 23% голубое топливо больше дорожать не будет, гражданам обольщаться не стоит

Согласно уточнениям члена Украинского общества финансовых аналитиков (УОФА) Виталия Шапрана – 23% составляет только плановый рост цены на газ на текущий отопительный сезон, за которым последует повышение в апреле, а затем – летом 2019 года. Однако в теплый период года подобные меры уже не так болезненно воспринимаются населением.

Несколько сгладить удар по карманам украинцев поможет конъюнктура рынка. "Мы ожидаем возможное снижение мировых цен на нефть и природный газ в 2019 году на 10-15%, – говорит Александр Мартыненко, руководитель подразделения по финансовому анализу корпораций, компании ICU. – Но этого будет недостаточно для того, чтобы (с учетом повышения на 23% – Фокус) привести цены на газ для населения к рыночному уровню".

Повышение тарифов наступает не завтра. "Из-за процессуальных вопросов и необходимости утверждения процесс может затянуться на несколько месяцев, – уточняет Дарья Михайлишина, экономист Центра Экономической Стратегии (ЦЭС). – С другой стороны, механизм субсидий остается в силе, а право украинского правительства защищать семьи с низким уровнем дохода отдельно подтверждено в заявлении МВФ".

Плата за стабильность

Сколько бы ни спекулировали популисты на теме дешевого газа, нужно понимать: если бы Украина не согласилась на условия МВФ о приведении цен на газ к рыночному уровню, граждане могли бы столкнуться с куда более масштабными проблемами, чем новые цифры в платежках.

"Когда идет речь о дешевых энергоносителях, надо держать в голове пример Венесуэлы, где население может иметь чуть ли не бесплатное топливо, но не может себе позволить другие элементарные блага цивилизации", – говорит Дмитрий Чурин, глава аналитического департамента инвестиционной компании Eavex Capital.

Согласно объяснениям Чурина, у Украины сегодня существует объективная необходимость в дополнительном внешнем финансировании, поэтому правительство либо берет средства у МВФ и кредиторов, либо сталкивается с острым кризисом по текущим платежам, что может привести к падению экономики, росту инфляции и девальвации гривны.

То есть, фактически, новые цифры в платежках станут ценой стабильной национальной валюты, экономического развития и дальнейшего роста благосостояния. По этому пути после развала СССР уже пошли западные соседи Украины, и подобная стратегия себя оправдала.

По оценкам Виталия Шапрана, благодаря договоренности с фондом Украина в 2018-2019 годы сможет привлечь от МВФ, других международных доноров и на внешнем рынке около $10 млрд, что позволит стране избежать дефолта и поддержать макроэкономическую стабильность.

Новые цифры в платежках станут ценой стабильной национальной валюты, экономического развития и дальнейшего роста благосостояния

Собственно сама программа финансирования МВФ начнется в марте 2019 года и продлится 14 месяцев. Объем финансирования по ней составит $3,9 млрд.

Однако уже в 2018 году, благодаря предварительной договоренности с фондом, Украина может рассчитывать на заимствования из других источников. "Заключение соглашения на уровне уполномоченного персонала уже означает высокую вероятность разблокирования макрофинансовой помощи от ЕС и Мирового банка, поскольку их ключевым условием был прогресс в сотрудничестве с МВФ, – подчеркивает Александр Мартыненко. – От этих доноров Украина до конца 2018 года может получить около $1 млрд".

Кроме того, у украинского правительства увеличиваются шансы разместить еврооблигации в самое ближайшее время. "Минфин уже начал проводить встречи с инвесторами касательно размещения таких еврооблигаций, поэтому фактическое поступление денег может состояться в ноябре 2018 года", – рассказал Фокусу Дмитрий Чурин.

По информации Чурина, новых облигаций планируется продать на $2 млрд. Вырученные средства могут пополнить золотовалютные резервы Нацбанка, которые с августа 2018 года находятся ниже критического уровня – объема трехмесячного импорта. Увеличение резервов поможет Нацбанку удержать гривну от значительного проседания в зимний период, который традиционно становится напряженным для нацвалюты.

Утром стулья, вечером деньги

Заседание совета МВФ, на котором рассмотрят украинский вопрос, состоится только после одобрения Верховной Радой бюджета на 2019 год. Как отмечает Евгения Ахтырко, бюджет должен быть реалистичным, с дефицитом, удовлетворяющим требования МВФ, – не более 2,5% ВВП.

Учитывая, что накануне выборов депутаты будут пытаться протащить в главную финансовую смету страны огромное количество так называемых "хотелок", бюджетный процесс обещает стать горячим. "Внесение поправок, которые разбалансируют бюджет, либо отсутствие голосов в парламенте для принятия бюджета в удовлетворительном для МВФ виде может сорвать договоренности с фондом", – предупреждает Дарья Михайлишина.

Евгения Ахтырко также не исключает, что из-за действий парламентариев договоренности с МВФ будут нарушены, – тогда Украина не получит финансирование от ЕС и Всемирного банка и утратит возможность выхода на внешние рынки для размещения евробондов. Развитие ситуации тогда пойдет по негативному сценарию, о котором уже шла речь выше – дефолт, девальвация, инфляция.

Программа финансирования МВФ начнется в марте 2019 года и продлится 14 месяцев. Объем финансирования по ней составит $3,9 млрд

Для действующей власти политические последствия успешных договоренностей с МВФ будут разнонаправленными. С одной стороны, повышение тарифов уже начали использовать в своей противовластной риторике популисты. С другой – помощь МВФ позволит власти пройти выборы без существенных экономических потрясений и не растерять на этом очки.

"Важно, чтобы после выборов, кто бы ни пришел к власти, ключевые реформы не откатились назад, – заключает Дарья Михайлишина. – Поэтому требования МВФ сейчас особенно жесткие – и по газу, и по бюджету, и в сфере антикоррупции". То есть, программу stand-by, которая заключается сейчас, будет выполнять уже будущая власть, для которой условия МВФ могут стать некой пилюлей от популизма. Если, конечно, политики не предпочтут пойти по сценарию Венесуэлы.