Новый собственник компании "Ростдорстрой" Юрий Шумахер — о смене владельцев, "украинской" экспансии и выходе на международный рынок

Ремонт и строительство дорог в Украине — сегодня первоочередная задача, поскольку хорошие дороги это прежде всего комфорт передвижения, безопасность пешеходов и водителей. Кроме того, это рычаг экономического развития, появление новой логистики маршрутов и оптимальное использование географии Украины. О дорогах, их качестве, перспективах развития дорожного строительства — в интервью с новым собственником компании "Ростдорстрой" Юрием Шумахером

В "Ростдорстрое" произошли изменения в составе собственников строительной компании. Вы — новый собственник компании. С чем связан выход собственников и что изменится в политике компании?

— Осенью текущего года в составе собственников компании произошли существенные изменения: решение о продаже своей доли в компании принял Александр Жуков. Также из состава собственников вышел бизнес-партнер Жукова Александр Рацкевич. Причин несколько, среди них и репутационные риски, и место жительства — Жуков сегодня живет в Лондоне, а Рацкевич — в столице Болгарии Софии. Также следует отметить, что компания не является стратегическим активом в их общем портфеле.

Решение продать "Ростдорстрой" было принято давно. В то же время существовала проблема поиска покупателя, способного заплатить нормальную рыночную цену. Поэтому абсолютно логичным было продать ее мне и моему компаньону Евгению Коновалову, поскольку вместе мы работаем уже 20 лет, прекрасно знаем тонкости данного бизнеса.

Относительно политики компании: первое — это упрочнение репутации, второе — работа на перспективу. Общая экспансия по Украине сохранится. К семи областям — Одесской, Николаевской, Кировоградской, Черкасской, Полтавской, Винницкой, Киевской — в планах: добавить Житомирскую. Как собственник компании хочу, чтобы "Ростдорстрой" участвовал в тендерах Международного банка реконструкции и развития, Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития. Для компании это важно: там европейский подход, международные стандарты и технадзор, сугубо прозрачный бизнес. И еще — выход компании на международный рынок.

В прошлом "Ростдорстрой" не раз становился фигурантом конфликтных, а порой и скандальных ситуаций. Вашу компанию обвиняли в выводе выручки от ремонта дорог в офшоры, в растратах и отмывании бюджетных средств. Как сейчас обстоят дела? Чем закончились проверки и разбирательства?

— В процессе расследования в отношении мэра Одессы Геннадия Труханова и чиновников горсовета, которых подозревают в хищении средств городского бюджета, проведена проверка хозяйственной деятельности горсовета, в том числе дорожных подрядов, то есть "Ростдорстрой" проверяли наряду с другими контрагентами горсовета, хотя информационный фон в прессе создает впечатление, что компания — главный объект внимания НАБУ, и это несмотря на то, что обвинения мэру предъявлены по не связанным с дорожным строительством эпизодам.



Александр Рацкевич
Fullscreen
Александр Рацкевич

По поводу вскрытия связей офшорных компаний, на которые зарегистрированы группы "РОСТ", и обвинений в перечислении полученных по тендерам средств. Претензии НАБУ считаю объяснимыми, но, в то же время, сама ситуация выглядит довольно нелепо.Получается, что "вывод денег в офшоры" через PANCRASS это преступление, но почему-то не взят во внимание факт десятков миллионов инвестиций PANCRASS в Украину. Которые, кстати, зарегистрированы НБУ как "инвестиции из офшора". Не принимается в расчет и обычное частичное погашение ранее полученного займа, его опять же интерпретируют как "вывод денег в офшор".

Считаю выбранный нами формат сделки лучшим, хотя далеко не идеальным вариантом выхода из инвестиции в настоящее время в Украине.

Несмотря на почти четырехлетнее расследование в контексте проверки НАБУ о выводе фирмами мэра Одессы выручки от ремонта дорог в офшоры, все компании "РОСТа" функционируют без каких-либо ограничений.

Вы депутат Одесского городского совета от партии "Доверяй делам". Пресса называет вас "человеком Труханова", и якобы за счет этого знакомства ваша компания получает большинство "одесских подрядов". Прокомментируйте, пожалуйста, эту информацию.

— Я никогда не отрицал давнее знакомство и дружеские взаимоотношения с Геннадием Трухановым. Это абсолютно естественно, поскольку мы вращаемся в одном кругу: я четыре созыва был депутатом городского совета. Однако никакого совместного бизнеса у нас никогда не было. Связь группы "Ростдорстрой" с мэром Одессы и "одесскими подрядами" группы весьма преувеличена прессой. Более того, с введением системы ProZorro возможность влияния у мэра, чиновников или других заинтересованных лиц на результаты аукционов минимальны. Система ProZorro создает равные и конкурентные условия для всех участников соответствующей квалификации, и наша компания выигрывает и проигрывает в честной борьбе.

Что касается успешности "Ростдорстроя" от "одесских подрядов", это скорее миф, сформированный прессой. Мы — крупная компания с именем, подаем на тендер только на серьезные сложные объекты и выигрываем их, поскольку просто нет конкурента, который может предложить более выгодные условия. Цифры говорят сами за себя: Одесса составляет лишь 10% от объемов "Ростдорстроя", к примеру, в том же Киеве больше, по данным прошлого года, около 15%, не говоря о национальных объектах по линии "Укравтодора", которые составляют 70% от объемов подрядов компании. Доля "Ростдорстроя" в Одессе никогда не превышала 50%, в то время как компания является by-far крупнейшей компанией в регионе.

Fullscreen

Александр Жуков

Сегодня реализуются контракты, когда подрядчик не только восстанавливает дорогу, но и занимается ее содержанием. Уже были пилотные проекты, и планируется отдавать содержание дорог частным компаниям, которые будут не только строить, но и сохранять полотно. Что вы думаете об этом?

— Нам это очень интересно. Радует, что все осознали необходимость отдавать содержание дорог частным компаниям, которые будут не только восстанавливать дорогу, но и сохранять ее. Жаль, что пока все это зависло на этапе пилотного проекта. Знаю, что такая практика существует на дороге, которую строила турецкая компания ONUR. Мы занимались эксплуатацией дорог в Одесской области, немного в Полтавской, но столкнулись со значительными проблемами: отсутствием законодательного закрепления и малыми сроками действия контракта на эксплуатацию объекта. Мы не раз обращались с рекомендациями увеличить срок эксплуатации до пяти лет, но вопрос пока не решен. Сейчас этот срок составляет один год, поэтому частные компании не спешат выигрывать такие контракты, им просто не выгодно приобретать дорогую современную технику и оборудование под годовой контракт. Когда контракты станут долгосрочными, ситуация коренным образом изменится. Ныне эксплуатация остается в "Укравтодоре" с его зачастую устаревшей техникой и заводами 30-летней давности.

— Вопрос который беспокоит одесситов. В рамках международного транснационального коридора GO Highway планируется строительство Северной объездной дороги. Как скоро это произойдет и что ждать городу?

— Речь не идет о строительстве новой объездной дороги. Дорога есть, но понятно, что Одесса разрастается и отдельные участки нынешней объездной дороги стали ее частью. В рамках проекта транснационального транспортного коридора GO Highway, который соединит украинские порты Николаева и Одессы с польским Гданьском на Балтийском море, планируется достроить новые участки Одесской объездной дороги. Это освободит город от транзитного транспорта и обеспечит быстрый проезд между шестью трассами международного значения, которые проходят через Одесскую область. Мое мнение: в рамках GO Highway значительно целесообразнее было бы выделить 300 млн. грн., на быстрое восстановление Одесской объездной дороги, чем на ремонт моста через Хаджибеевский лиман на трассе Киев — Одесса, который находится в нормальном состоянии с достаточной пропускной способностью. Считаю, что расставлять приоритеты: какой участок дороги требует скорейшего восстановления — прерогатива местных органов, а не органов, а не органов центральной власти.