Не заправишь — не поедешь. Как Укрзализныця переплачивает за дизельное топливо

Фото: Getty Images, УНИАН
Фото: Getty Images, УНИАН

С этого года Укрзализныця перешла на новую систему закупки топлива — по открытой формуле. В компании уверяют: это позволило сэкономить миллионы. Однако, как выяснил Фокус, у монополиста и сейчас остается "простор для творчества"

По подсчетам Фокуса, видимые переплаты Укрзализныци за дизельное топливо, купленное в период с января по сентябрь 2018 года, составляют около 82 млн грн. Хотя в самой госкомпании нас заверили, что начиная с февраля этого года УЗ на закупках топлива сэкономила до 70 млн грн, благодаря тому, что структура отныне закупает топливо по конкурентной цене, менять которую можно с учетом мировых котировок на нефтепродукты.

Схемы вокруг закупок Укрзализныцей топлива по завышенным ценам существуют ровно столько же, сколько сама госкомпания. Например, в марте 2016 года "Вог Аэро Джет" выиграла тендер и заключила с железной дорогой договор о поставке дизтоплива по цене, ниже рыночной. Однако, впоследствии должностные лица УЗ и представители "Вог Аэро Джет" трижды заключали дополнительные соглашения к данному договору поставки. Благодаря этому Укрзализныця несколько раз увеличивала стоимость дизтоплива для железной дороги. Хозяйственный суд Киева 27 июля прошлого года удовлетворил исковое заявление Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) и признал недействительным дополнительное соглашение к договору о поставке дизельного топлива, заключенного весной 2016 года между Укрзализныцей и компанией "Вог Аэро Джет", что повлекло растрату 92 млн грн.

Еще один тендер, показавший проблему закупок дизельного топлива железной дорогой, состоялся в феврале 2017-го. Тогда конкурсы на 125 тыс. т вы­играла компания "Трейд Коммодити", которую связывают с депутатами Блока Петра Порошенко через бизнесмена Андрея Адамовского. Компания предложила самую низкую цену (в марте и апреле), поставщик отгрузил менее 50 тыс. т. Но в мае мировые цены начали падать, а в июне опт уже был ниже контрактной цены "Трейд Коммодити" почти на 10% — 20,7 тыс. грн/т против 22,3 тыс. грн/т.

Всего, по подсчетам экспертов, на закупках дизельного топлива в 2017 году "Укрзализныця" потеряла более 160 млн грн. В УЗ соглашаются: махинации на приобретении топлива входили, вероятно, в топ-3 самых коррумпированных закупок в стране. За последние несколько лет компанию трясло от топливных скандалов, а при предыдущем руководстве УЗ несколько раз была на грани — топлива хватало меньше чем на сутки.

Даешь формулу!

Схемы вокруг закупок Укрзализныцей топлива по завышенным ценам существуют ровно столько же, сколько сама госкомпания

Положить конец схемам на заключении допдоговоров, в результате чего закупочная цена на топливо оказывалась выше рыночной, должно было введение формульного ценообразования на дизельное топливо, то есть вычисление справедливой цены по открытой формуле.

Закупки с применением формульного расчета цены железнодорожное предприятие пыталось внедрить на протяжении 2014–2017 годов. Основная идея таких закупок в привязке цен на дизельное топливо к курсу валют и мировых котировок в системе Platts. Это исключило бы одну из основных коррупционных схем при закупках топлива — подписание дополнительных договоров о повышении цен максимум на 10% на основании изменения ценовой конъюнктуры рынка, чем трейдеры зачастую грешили.

Как пояснили Фокусу в госкомпании, только в феврале этого года нынешнему руководству УЗ удалось побороть лоббирование разных уровней и закупить первый литр топлива по формуле. "С этим шагом отпадет проблема, где взять топливо для компании. Ведь Укрзализныця не раз оказывалась в ситуации, когда запасов топлива для компании не хватало. Сегодня мы должны сделать нормальный, прозрачный, эффективный и передовой для страны способ закупки дизельного топлива", — говорят в УЗ.

Формульный расчет цены включает в себя: среднее арифметическое значение минимальных базисных котировок агентства Platts на эталонное дизтопливо (так называемый ULSD 10ppm по базису Mediterranean cargoes FOB Med (Italy) или ULSD 10ppm по базису Cargoes CIF NWE/Basis ARA или ULSD 10ppm по базису Northweast Europe barges FOB Rotterdam) за 10 дней, которые предшествуют отгрузке. Кроме того, в формулу заложен курс доллара по курсу НБУ на день получения разнарядки на отгрузку, размер акцизного налога, НДС, среднее значение плотности топлива и маржа поставщика. При этом какую маржу закладывает в формулу поставщик, неизвестно.

Первые тендеры на закупку ДТ с применением формульного расчета цены "Центр обеспечения производства" Укрзализныци провел в конце января 2018-го.

12 февраля этого года УЗ и "Анвитрейд" подписали договор на приобретение дизельного топлива с применением формульного изменения цены с учетом котировок Platts. Согласно ему Укрзализныця приобретала 40 тыс. т дизеля. Как говорят в УЗ, госкомпания стала первой структурой в Украине, которая смогла провести закупки по формульной цене. По их уверениям, структура практически на первой же закупке сэкономила более 70 млн грн.

"Впервые Укрзализныця приобретет дизельное топливо по формульному расчету цены. Победителями трех аукционов сегодня стали компании "Анвитрейд" и "Август Пром", которые предложили лучшую цену. Ожидаемая стоимость была 29,6 тыс. грн за тонну. В итоге — экономия почти 1 тыс. грн на тонне", — поделился в Twitter радостной новостью и. о. председателя правления Укрзализныци Евгений Кравцов.

Fullscreen

Действительно, 30 января в двух тендерах на 40 тыс. т с применением формульного ценообразования победу одержала компания "Анвитрейд" (входит в Wexler Group), предложившая расчетную цену на день проведения торгов 28,6–28,8 тыс. грн/т. Право на поставку еще 20 тыс. т получила компания "Август Пром" (входит в группу "Трейд Коммодити"), которая победила в торгах с расчетной ценой 28,5 тыс. грн/т.

На старые грабли

Однако, согласно копиям контрактов, опубликованных в системе ProZorrо, по указанной цене "Анвитрейд" поставил с 24 апреля только 3 тыс. т дизельного топлива. На 7 тыс. т продукта 27 апреля подписано дополнительное соглашение, согласно которому цена выросла до 28,9 тыс. грн/т. Притом, что рыночная стоимость ДТ в день подписания допконтракта, по данным "Консалтинговой группы А-95", составляла 28 тыс. грн/т. Таким образом на каждой тонне топлива по этому контракту Укрзализныця потеряла более 900 грн.

Около 1,4 тыс. грн на тонне дизельного топлива железнодорожный монополист потерял и по договору с компанией "Август Пром". В апреле стороны договорились о поставке 10 тыс. т дизтоплива по 28,2 тыс. грн/т. Но 12 сентября подписали дополнительное соглашение, которое предполагает поставку уже по 32,6 тыс. грн/т., а рыночная цена в день подписания допсоглашения составляла 31,2 тыс. грн/т.

Всего на каждой тонне из законтрактованных 90 тыс. т на протяжении I–III кварталов 2018 года Укрзализныця переплатила от 373 до 1,5 тыс. грн, а общая сумма потерь составила 81,7 млн грн.

По странному стечению обстоятельств подписание договоров происходит в дни, когда рыночные цены достигают пикового значения.

Впрочем, в госкомпании утверждают, что эта инфомация не соответствует действительности. По мнению УЗ, дополнительный контракт с "Анвитрейдом" подписали до иного контракта с этой же структурой, который заключен по итогам другого тендера, аукцион прошел 2 апреля. Цена по итогам аукциона действительно составила 28,2 тыс. грн за тонну дизельного топлива, соглашаются в УЗ. Но, как поясняют в госкомпании, с даты аукциона до 27 апреля показатели Platts выросли приблизительно на 6%. Цена контракта же увеличилась всего на 2,5%.

В сентябре и октябре УЗ провела пять тендеров на покупку 75 тыс. т дизеля по формульной закупке

В следующие дни, когда произошла фактическая поставка топлива, максимальные цены на рынке, согласно данным "Консалтинговой группы А-95", выросли до 29,3 тыс. грн за тонну. А если посмотреть на аналогичные аукционы, которые в эти дни проводили в системе ProZorro, то можно увидеть, что иногда цена за тонну дизтоплива составляла 32-33 тыс. грн, что значительно больше цены, которую получила УЗ. Также, по мнению УЗ, компания "Консалтинговая группа А-95" в своих бюллетенях учитывает цены при условии 100% предварительной оплаты. Укрзализныця же покупает дизель на условиях отсрочки платежа. Поэтому при этих условиях цены УЗ иногда бывают немного выше "средней цены", которую называют эксперты.

Также в компании отмечают, что в конце сентября и начале октября железнодорожный монополист успешно провел пять тендеров на покупку 75 тыс. т дизтоплива по формульной закупке. Суммы контрактов составили от 30,9 до 33,4 тыс. грн за т.

Перебои в поставках

По словам экс-главы Центра обеспечения производства Укрзализныци Виталия Цвигуна, в последнее время участились случаи сбоев в поставках топлива для нужд железной дороги, о чем свидетельствует полное отсутствие дизтоплива в конце сентября и возвращение к практике займов ресурса у участников рынка.

Так, известно, что в начале октября Укрзализныця взяла кредит в объеме 6 тыс. т дизтоплива у компании "Анвитрейд".

Однако, как уверяют в УЗ, даже во время сбоев всегда оставался запас топлива минимум на 3–4 дня. В случае же топливного кредита от "Анвитрейда", это был беспроцентный заем партнеров.

Примечательно, что кредитор железной дороги в текущем году стал основным поставщиком топлива для УЗ. Так, по итогам января–сентября компании группы Wexler ("Анвитрейд" и "Оптимус Ойл") подписали контракты с железнодорожным монополистом на 100 тыс. т дизтоплива. Группа "Трейд Коммодити", которая за аналогичный период прошлого года поставила УЗ 125 тыс. т, подписала контрактов на 70 тыс. т дизтоплива.

"С 22 января по август 2018 года не было объявлено ни одного тендера УЗ, что является нарушением обещания и. о. председателя правления регулярно объя­влять "маленькие" торги по 10–15 тыс. т", — отмечает Цвигун. А когда, по его словам, в августе одновременно было объявлено пять тендеров на закупку по 15 тыс. т, то запасов топлива на железной дороге оставалось совсем мало.

"Это предоставило шанс трейдерам с "сомнительной репутацией" воспользоваться случаем для остановки торгов из-за жалоб в АМКУ и попытки отмены "формулы". В случае своевременного объявления процедур этой проблемы не было бы. Хотя я глубоко убежден: соответствующие выводы уже сделаны и ситуация больше не повторится", — считает эксперт.

Fullscreen

Инфографика: Оксана Грозная

Ранее компании "Европейский энергетический альянс" и "Дайджест Групп" (близка к "Трейд Коммодити") обратились в Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) с жалобами на эту закупку. Несмотря на то что АМКУ принял решение в пользу железной дороги, на рассмотрение жалоб было потрачено время. Решить вопрос "тендерного троллинга", по мнению экс-руководителя ЦОП, можно с помощью увеличения стоимости подачи жалобы в АМКУ.

По его словам, проблема Укрзализныци при закупке дизельного топлива заключается в общегосударственных и внутренних вопросах. Среди общегосударственных эксперт выделяет пробелы в Законе "О публичных закупках".

"В законе есть много норм, которые система по неизвестным мне причинам до сих пор не выполняет: самое главное, по моему мнению, — рамочные соглашения", — поясняет Цвигун, добавляя, что дизельное топливо — это товар, который оптимально закупать именно по ним, тогда и "формулу" можно не применять, если регулярно делать маленькие быстрые торги (срок проведения — 5–7 дней).

Также актуален вопрос определения ожидаемой стоимости закупки (ОСЗ), без которой ProZorrо просто не дает начать процедуру. Это элемент, которого нет ни в одной стране. В Украине определения ОСЗ абсолютно никто не контролирует, следовательно, к примеру, можно заказать закупку одного карандаша за 1 млрд грн, и в результате аукциона участники дойдут до цены в 1 грн, а система запишет это как очередную "перемогу".

Директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн называет главным недостатком проведения торгов с применением формульного расчета цены отсутствие графика поставок, который был бы прописан в документе.

"Например, раз вы (Укрзализныця. — Фокус) уже вводите формульное ценообразование, пропишите заранее и график отгрузки. Железная дорога работает каждый день, потребляет топливо равномерно, почему не прописать заранее график поставок?" — отмечал ранее на своей странице в Facebook эксперт.

По его словам, упорное нежелание фиксировать график поставок вызвано намерениями менеджмента ЦОП сохранить рычаги влияния на поставщиков в "коррупционных" целях.

Впрочем, в самой УЗ говорят — с прошлого месяца каждый литр дизеля закуплен по формуле. А запасы топлива сформированы на 15 суток вперед.