Окно в Азию. Как украинская компания "Регионы-ойл" наладила торговлю с Китаем

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Как благодаря Укргазбанку украинской компании, которая работает с деревом, удалось расширить производство и наладить торговлю с Китаем

Fullscreen

Объем торговли между Украиной и Китаем за первые 7 месяцев 2018 года вырос на 21% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года и достиг $5,8 млрд. Не понаслышке о динамике торговли между нашими странами знает предпринимательница из Винницы Наталья Парахина. С 2004 года она руководит деревообрабатывающей компанией "Регионы-ойл", и именно рынок Поднебесной стал для нее спасением во времена кризиса. Сегодня, по ее словам, Китай формирует почти 80% оборота ее производства.

Игра на опережение

Наталья Парахина — опытный предприниматель. Еще в 90-х она занималась автомобильным и нефтегазовым бизнесом. "Но мне всегда хотелось работать в сфере, связанной с деревом, для души", — рассказывает она. В 2004 году за небольшие деньги Наталья Парахина купила деревообрабатывающий завод, который производил окна. Точной стоимости сделки она не помнит, но говорит, что за сходную сумму можно было купить трехкомнатную квартиру в Виннице, откуда родом предприниматель. Тогда это было приблизительно $50 тыс.

Купленное Парахиной предприятие было полностью совковым, начиная от бизнес-плана и заканчивая оборудованием. Первые инвестиции в производство и его модернизацию составили около $1 млн. Эти средства предпринимательница извлекла из прибыли своего автомобильного бизнеса. За год "Регионы-ойл" обзавелись новым помещением площадью 3 тыс. кв. м и современной техникой. На базе производства предприниматель решила начать производить деревянные энергоэффективные окна, хотя в середине 2000-х мало кто думал об экономии, — благо газ был дешевым. "Но я верила в это направление и решила играть на опережение", — поясняет Парахина.

Чтобы освоить производство энергоеффективных окон, она обратилась в немецкую компанию Goodman, которая производила теплоизолирующее покрытие для деревянных рам. Там украинских коллег научили делать рамы, покрытые снаружи специальным алюминиевым порошком. Такая технология позволяет сохранять на 30–40% больше тепла, чем обычная деревянная конструкция.

Квадратный метр дерево-алюминиевого окна стоил около $200, что в два-три раза дороже, чем популярные стеклопакеты в пластиковых рамах. Также на цену влияла и специальная фурнитура, которую "Регионы-ойл" закупали в Австрии. Рядовой украинец не мог позволить себе приобретение столь дорогих изделий, поэтому главными клиентами "Регионы-ойл" стали строительные компании, которые занимались элитной застройкой в пригородах Киева. Жители коттеджных поселков по достоинству оценили качество окон Парахиной. "Скупой платит дважды, — говорит предприниматель. — Да, наши окна дороже, но мы даем гарантию на 50 лет".

Экспорт в Китай сегодня генерирует около 80% оборота предприятия. На Поднебесную приходится до 95% экспорта "Регионы-ойл"

Растущий спрос на окна заставил расширить производство. С 2010 года винницкая компания также занялась производством элитных дверей, сделанных из цельного дерева. Чтобы наладить производство, требовалось закупить станки итальянского производства. Цена вопроса — около 500 тыс. евро. Таких денег у Парахиной не было. Помощь неожиданно пришла из Японии, которая проводила грантовую программу для украинских предприятий. При помощи этой программы Парахина получила нужную сумму.

На то время в цехах "Регионы-ойл" трудилось около 15 человек, большинство из которых просто следили за работой машин. "С людьми сложно работать, их сложно найти, а вот станки — это идеальные подчиненные, у них не бывает плохого настроения", — шутит предприниматель.

Сложные времена

Начатое "для души" деревообрабатывающее направление бизнеса Парахиной процветало. А вот нефтегазовый и автомобильный бизнес переживали не лучшие времена, и их пришлось закрыть. В итоге финансовые ставки Парахина сделала на новый бизнес. И чуть не проиграла.

2014 год, в стране революция, аннексия и начало войны. "Платежеспособность украинцев упала до минимума, заказов на двери и окна почти не было", — вспоминает предприниматель. Чтобы остаться на плаву, Парахина решила заняться продажей обработанной древесины. Но для этого требовалось выйти на внешние рынки. Поначалу с экспортом не ладилось. Предприниматель поясняет: как только потенциальные контрагенты слышали слово "Украина", сразу же отказывались работать, ссылаясь на войну, или просто бросали трубку.

Изготовление окон и дверей пришлось поставить на паузу, прибыль компании таяла на глазах. 2015 год "Регионы-ойл" закончили с убытком в $10 тыс. "Денег хватало только на уплату налогов. Зарплату не выдавали и договаривались с нашими работниками об отсрочке", — сетует предприниматель.

Еще одна проблема — нечестная конкуренция. В стране после Революции достоинства открылось множество подпольных пилорам, которые не платили налогов и могли продавать продукцию по более низким ценам, чем "белые" производители.

Однако прозрачный подход к ведению бизнеса в итоге сыграл на руку Парахиной. Ее компания покупала древесину на легальных аукционах и имела необходимые документы. Что в итоге позволило подписать экспортные контракты с крупными компаниями, для которых важна репутация контрагента.

Переломным стал конец 2016 года. Тогда винницкая компания подписала первые контракты на поставки в Китай. "Этот рынок — бездонная бочка, они покупают у нас практически все дерево", — рассказывает Парахина. Стоимость древесины, которую продает предприниматель, — $100–120 за кубометр. Еще один позитив — китайцы всегда вовремя платят.

"Бизнес — игра вдолгую. Те, кто играет по правилам, в итоге оказываются в выигрыше"

Экспорт в Китай сегодня генерирует около 80% оборота предприятия. На Поднебесную приходится до 95% экспорта "Регионы-ойл". При этом объемы экспорта постоянно растут. В 2017 году оборот компании составил 5 млн грн, а уже за первое полугодие 2018-го достиг практически 6 млн. В планах Парахиной закончить год с оборотом более 10 млн грн.

Росту оборота способствовало и оживление украинского рынка. В 2018 году компания начала работать с UBC Group, которая изготавливает холодильное оборудование. Парахина производит для них палеты для упаковки продукции.

Улучшение делового климата в стране и рост экспорта заставили Парахину задуматься о покупке новой пилорамы. Деньги на приобретение оборудования взяли в кредит у Укргазбанка. "Мы обращались ко многим банкам, но именно в Укргазбанке нам предложили лучшие условия", — рассказывает предприниматель. Она получила кредит в 2,7 млн грн сроком на 5 лет. За эти деньги удалось приобрести словенскую автоматическую линию резки древесины компании Wravor.

Парахина уверена: рассчитаться с кредитом она сможет без проблем. Ведь после приобретения пилорамы у ее предприятия появилась новая статья доходов. С расширением производства стало появляться все больше отходов. Опилки гранулируют и продают пеллеты как на внешнем, так и на украинском рынке. "Я даже не ждала, что на них будет такой спрос", — говорит предприниматель. По ее подсчетам, в следующем году поступления от продажи пеллет составят около половины оборота пилорамы.

Практически решилась и проблема с подпольными пилорамами — большая их часть закрылась из-­за невозможности экспортировать продукцию. "Бизнес — игра вдолгую. Те, кто играет по правилам, в итоге оказываются в выигрыше", — заключает Наталья Парахина.

Fullscreen