Пчелы против меда. Где выгоднее всего делать покупки в черную пятницу
Какие важные приобретения можно запланировать на черную пятницу, 23 ноября, и как потратить деньги с умом, рассказывает Фокус
В черную пятницу новости из американских магазинов напоминают криминальную хронику. В очередях такая давка, что людей увозят в больницу с ушибами и порезами. Чтобы обойти свалку на входе, один покупатель раздобыл форменную футболку и в ней прорвался первым как "работник" магазина. Бывший сотрудник той же сети продавал свою униформу за сто баксов всем желающим. В магазине одежды покупательницы подрались, стали бросаться ботинками, один перелетел через перила и ударил ребенка.
На все это люди идут ради гигантских скидок, благодаря которым черную пятницу называют главным шопинг-днем в году. Но название это сборное — в ноябрьский цикл скидок в США включают также День благодарения и киберпонедельник, в котором участвуют интернет-магазины. В 2017-м за эти дни только онлайн-покупок было совершено на сумму $16,7 млрд, по данным исследований Adobe и SaleCycle. Национальная федерация ретейла США отмечала, что в прошлом году в скидочных акциях поучаствовали 174 млн человек. Феномен черной пятницы распространился и по миру: миллиардные прибыли собирают также в Великобритании, Германии, Китае и других странах.
Отношение к черной пятнице разное: пока одни люди прорываются с боем в магазины, другие организовывают благотворительные проекты, противостоящие потребительской истерии. Так поступила нью-йоркская общественная организация Belfer Center for Innovation & Social Impact, которая в 2012 году запустила кампанию под названием "щедрый вторник", или Giving Tuesday. Его проводят во вторник на следующей неделе после черной пятницы. Организаторы акции считают, что подготовка к Рождеству — это не только покупка подарков, но и время помогать другим людям, не только брать, но и давать. За это время к движению присоединились более 150 стран, в прошлом году собрали свыше $300 млн благотворительных средств. В текущем году щедрый вторник приходится на 27 ноября, и впервые будет проходить в Украине. Но эпоха потребления неумолима: на какую бы сторону "баррикад" вы ни встали, выложить деньги все равно придется. Единственная разница состоит в том, на что их тратить.
Растянуть удовольствие
Продлевать период скидок удобнее и магазинам, так как покупки равномернее, и покупателям, которым не нужно принимать решение за две секунды, пока вещь не выхватили из-под носа
Черная пятница умерла, да здравствует черный ноябрь! В прошлом году аналитики ретейла, в частности из исследовательской компании NPD Group, предсказывали, что предпраздничный период скидок не должен ограничиваться одним или несколькими днями, а продлеваться на весь месяц. Это удобно и для магазинов, так как покупки равномернее, и для покупателей, которым не нужно принимать решение за две секунды, пока вожделенную вещь не выхватил из-под носа кто-то другой. Прогнозы специалистов оправдались, и в этом году крупные онлайн-площадки и розничные сети объявили о раннем старте скидок, некоторые — уже с 1 ноября. Особенность в том, что предложение для "ранних пташек" ограничено — продавцы все равно припасли на конец месяца наибольшие скидки на самый широкий ассортимент товаров. К примеру, американская сеть Wallmart начала сезон распродаж 8 ноября, но только на сайте, где со скидками предлагают 18 товаров. Amazon начал распродажи с 16 ноября — тоже с ограниченного предложения, но с каждым днем количество и ассортимент скидочных товаров будет увеличиваться. А еще гигант онлайн-торговли завлекает потенциальных покупателей бесплатной доставкой вплоть до Рождества — без ограничения минимальной суммы заказа. Правда, данное правило действует только на территории США.
Тенденцию растягивать удовольствие от скидок подхватили и некоторые украинские розничные сети. С 5 ноября проводит черный ноябрь сеть "Эльдорадо", которая уже успела оскандалиться с рекламой акции, в которой участвует чернокожий актер. Но скидки обещают до 70%. Еще раньше, со 2 ноября, стартовала "репетиция" распродажи в сети "Фокстрот". Как и в американских магазинах, во время предраспродажи в украинской сети скидка не максимальная — до 50%, но распространяется на сотни товаров. Ну а в саму черную пятницу в "Фокстроте" цены снизят до 70% на все категории товаров. Особенность распродажи в сети в том, что уценка не действует, если вы берете товар в кредит, — за скидку придется платить сразу.
Невиданная щедрость
Самые большие распродажи в черную пятницу обещают украинские онлайн-платформы Kasta и LeBoutique, которые продают одежду. Они не делают разминок перед 23 ноября, но заявляют, ни много ни мало, до 90% скидки практически на весь свой ассортимент. А чтобы ошарашенные скидкой покупатели точно не удержались от приобретения, они запустили кампанию "успей первым", предлагая скачать приложения для смартфонов — там обещают скидки еще больше и старт распродажи на 10–15 минут раньше. Правда, никто не говорит, что максимальная скидка будет действительно на все товары.
Покупать онлайн — глобальный тренд. В США, к примеру, 2/3 пользователей прибегли к услугам сети в черную пятницу. Украина тоже приближается к мировым тенденциям: согласно аналитике компании EVO, в 2017 году 43% жителей больших городов хотя бы раз покупали что-то онлайн. "Ходить" в интернет-магазины удобно, но в период черной пятницы есть несколько нюансов, которые стоит учитывать. Так как онлайн-торговцы перегружены заказами, они могут увеличивать сроки доставки, и если вы покупаете подарок к определенной дате, то рискуете не успеть его получить.
Купить по выгодным скидкам можно в зарубежных онлайн-магазинах, и, похоже, черная пятница в этом году — самое время это сделать, так как с 2019 года таможенные правила для зарубежных посылок изменятся. По нынешним правилам без налога можно получить посылку на сумму 150 евро — если стоимость товара выше, вдобавок нужно заплатить около 32% таможенного сбора и НДС. С 1 января 2019 года вводится лимит на безналоговые посылки — не больше трех в месяц. А с 1 июня, согласно новому законопроекту, принятому Верховной Радой в первом чтении, безналоговый лимит хотят понизить до 100 евро.
Модели поведения
Причины стоять в длинных очередях в черную пятницу у покупателей из разных стран отличаются. В США преобладает идея подготовки к Рождеству, поэтому абсолютный хит продаж — игрушки. К примеру, в сети Target в прошлом году продавали 600 плюшевых мишек Тедди каждую минуту. Британцы подгадывают к черной пятнице обустройство дома: в хитах продаж в Туманном Альбионе — ковры и шторы. Общей тенденцией для этих стран, да и для Украины тоже, является электроника и бытовая техника. Американцы и британцы, как безумные, покупают телевизоры. Украинцы, как показывает исследование GfK Ukraine, больше всего "охотятся" за холодильниками и стиральными машинами, чуть меньше спрос на планшеты, смартфоны и ноутбуки. Это отлично иллюстрирует настроения украинских покупателей, которые рассматривают черную пятницу как возможность совершить большую запланированную покупку, даже если скидки не настолько высоки, как обещалось.
Инфографика: Леонид Лукашенко
Акцент на технику и электронику актуален и в нынешнем году — наиболее активны в подготовке к черной пятнице ретейлеры в данном сегменте. Практически все крупные украинские сети заявили о больших скидках, которые превышают зарубежные. В сегменте разнообразных гаджетов американские и европейские торговцы не дают больше 50% скидки. Украинские площадки, как онлайн, так и офлайн, обещают больше. В Rozetka предварительная распродажа проходит с 15 ноября, цены снижены вдвое, а на собственно черную пятницу обещают – 65%. В сети "Алло" заявляют о "ядовых" скидках до 70% на 500 самых популярных товаров. Сеть "Цитрус" предлагает покупателям выбрать нужные им товары и проголосовать за них. Компания подсчитает голоса, определит топ-десятку самых востребованных товаров, и они попадут в распродажу с наибольшей скидкой. Диапазон снижения цен в "Цитрусе" заявляют от 5% до 70%.
Воспользоваться шансом
Хоть Украине еще далеко до миллиардной выручки других стран в черную пятницу, но все же украинцы пользуются шансом покупать со скидками. Подводя итоги прошлогодней черной пятницы, Фокус выяснил, что, по данным ПриватБанка, к примеру, безналичных покупок в этот день было вдвое больше, чем в другие дни. Чрезвычайно активными украинцы были и на зарубежных онлайн-площадках: на китайском AliExpress клиенты этого банка совершили 517 тыс. покупок.
Можно смело утверждать, что черная пятница утвердилась в шопинг-календаре украинцев. А это — повод участвовать в акциях компаниям, работающим в специализированных нишах, которые не обещают большие скидки и считаются невыгодными для покупки. В списках вещей, которые не рекомендуют покупать в ноябрьскую распродажу, традиционно указывают ювелирные украшения. В частности, потому, что на День святого Валентина на них дают скидку побольше, поэтому нужно подождать. Да и скидки предлагают далеко не все ювелирные компании — они говорят о высокой себестоимости своих изделий; их стратегия в том, что роскошь должна обходиться дорого. Однако в последние годы к движению черной пятницы присоединились марки, работающие в сегменте демократичных украшений, в частности Pandora и Tous.
Свои стратегии для черной пятницы разрабатывают и ретейлеры предметов декора и дизайна в высоком ценовом сегменте. С одной стороны, они должны учитывать фактор престижа, как и дистрибуторы ювелирных украшений. С другой — они не привязаны к сезонным распродажам так жестко, как ретейлеры одежды, к примеру. Компаниям, работающим в модной индустрии, приходится лавировать между тремя волнами скидок в осенне-зимний период, в то время как продавцы посуды и декора могут сфокусироваться на черной пятнице и воспользоваться общим интересом к распродажам. К примеру, в сети бутиков "12 персон" на 23 ноября предлагают скидки от 30% до 50%: минимальную дают на вазы, 40% заявляют на бокалы и декантеры, а максимальную скидку обещают на посуду, фарфор и скатерти. В итоге тем, кто присматривается к распродажам в черную пятницу, предлагается широкий выбор, и в числе важных покупок можно запланировать не только холодильник.