По законам рынка. Когда подешевеет топливо на украинских заправках
Как скачки цен на мировом рынке нефти влияют на стоимость топлива в Украине, и стоит ли ожидать дальнейшего снижения цен на бензин и дизтопливо, разбирался Фокус
Более чем за год, с начала октября 2017 года по 20 ноября 2018-го топливо на украинских автозаправках подорожало в среднем на 5–6 грн/л. При этом в пиковый период, который пришелся на октябрь текущего года, разница в цене достигла рекордных 7–8 грн на каждом литре. Например, в прошлом октябре за литр бензина марки А-95 автомобилисты платили 26,32 грн, уже в середине октября 2018-го этот же бензин обходился им в 33,15 грн. "Потепление", при котором средняя стоимость "пятерки" снизилась до 32,09 грн, началось только в начале ноября.
Мировая зависимость
Основной причиной американских горок, связанных с ценой на нефтепродукты в Украине, является рост мировых цен на нефть. Так, 2 октября цены на нефть марки Brent побили рекорд 2014 года — баррель "международного эталона" оценивался в $85, причем в ходе торгов цена достигала отметки $86,03. Такой скачок был вызван падением экспорта иранской нефти из-за информации о возобновлении санкций США против Исламской Республики в ноябре.
"Основная причина подорожания топлива в Украине — повышение стоимости нефти, которая поднялась до $86 за баррель. Стоит учесть, что Plats давал прогноз и $100 за баррель, — пояснили в сети АЗК WOG. — Помимо подорожания нефти повысился также и курс доллара по отношению к гривне — в октябре он составил 28,45 UAH/USD".
Розничная цена на топливо в Украине формируется из таких составляющих, как размер закупочной стоимости горючего, налоговая нагрузка, размер расходов, возникающих при реализации нефтепродуктов (зарплата работников, расходы на коммунальные услуги, затраты на логистику, на хранение нефтепродукта и т. д.), а также собственно прибыли компании.
Операторы рынка как всегда утверждают, что валютная составляющая занимает около 80% ценообразования топлива в нашей стране. В нее входят закупочная цена, акциз, НДС и другие расходы. "В среднем снижение курса национальной валюты на одну гривню автоматически добавляет столько же к стоимости литра топлива на бензоколонке", — говорит Христо Иванчев, генеральный директор компании "Параллель".
В среднем снижение курса национальной валюты на одну гривню автоматически добавляет столько же к стоимости литра топлива на бензоколонке
Действительно, украинский рынок бензина более чем на 60% состоит из импортного продукта. Основными поставщиками выступают белорусские и литовские НПЗ, что также сказывается на формировании цены на топливо. Например, в октябре этого года случился сбой ритмичности поставок для отечественных операторов из Беларуси, в итоге это способствовало росту цен на заправках.
"Были задержки поставок с Мозырского НПЗ и PKN Orlen, что привело к дефициту дизельного топлива на рынке, — отмечают в WOG. — Также Россия ограничивает поставки сырой нефти, чтобы Беларусь не занималась реэкспортом топлива в Украину. Все в совокупности сказывается на цене дизельного топлива".
Ценовое потепление
После значительного роста стоимости топлива украинские сети АЗС впервые опустили цены в начале ноября. Этому способствовало смягчение санкционного режима США для основных покупателей иранской нефти и увеличение производства в России и ОПЕК. Напомним: 5 ноября Вашингтон ввел санкции против нефтяной отрасли Ирана, но смягчил их для крупнейших покупателей сырья у Исламской Республики. Это даст возможность закупать иранскую нефть еще полгода. Вследствие чего котировки нефти Brent упали до $65 за баррель, что ниже октябрьского максимума на 25%. Параллельно цены на бензин в Европе снизились на 13%, на дизельное топливо — на 9%.
По словам директора "Консалтинговой группы А-95" Сергея Куюна, первым на мировые тенденции в Украине отзывается оптовый рынок. "Цены на вагонные партии бензина за последние две недели снизились на 6%, а дизельного топлива на 10%. Это создает хорошие предпосылки для передачи эстафеты автозаправочным станциям", — говорит эксперт.
"Снижение стоимости топлива на украинских АЗС в ноябре определяется динамикой соответствующих котировок. Та же причина по ценам на дизельное топливо", — рассказывает генеральный директор сети АЗК "Параллель".
Отметим, что по состоянию на 20 ноября крупнейшие операторы, такие как ОККО и WOG, суммарно снизили цены на 1,5 грн/л, а средний показатель по рынку составил 75 коп/л и 65 коп/л для бензина и ДТ соответственно.
"Ноябрь пройдет под знаком падения цен на АЗС. Сегодня уже сформирован потенциал снижения на 1,5 грн. А события последних дней на мировых биржах позволяют надеяться, что до конца года цены на бензин и ДТ вернутся на отметки ниже 30 грн/л", — прогнозирует Куюн.
В топливных компаниях добавляют: если нефть дешевеет или стабилизируется, это дает основания для снижения стоимости бензина примерно через две недели. И если такая ситуация сохранится, то произойдет дальнейшее снижение розничных цен на топливо.
"Все зависит от курса валют и цены за нефть. Мы не можем не увеличивать стоимость топлива, если дорожает нефть или повышается курс валют. Конечно, мы заинтересованы, чтобы топливо не дорожало, поскольку любая волна удорожания сказывается на наших продажах", — резюмировали в WOG.
"Были драки и ножи"
Тем временем в мире цена на топливо вызывает множество споров. Самые активные идут во Франции, где за последний год цены на моторное топливо выросли примерно на 20%. Больше всего подорожало популярное в стране ДТ, розничная стоимость которого составляет $1,71 за литр (+23% за год). Этому, в частности, способствовало введение дополнительного налога: 7,6 евроцента/л на дизтопливо и 3,9 евроцента/л на бензин.
Несмотря на это, правительство решило увеличить с 1 января 2019 года акцизы на бензин еще на 6,5%, а на дизтопливо на 2,9%. Свое решение власти объясняют "борьбой за чистый воздух" — искусственно увеличивая стоимость моторного топлива, правительство якобы побуждает французов покупать экологические транспортные средства. В первую очередь электромобили.
По всей стране 17–18 ноября прошла масштабная акция протеста против повышения налога на дизельное топливо. Участие в демонстрациях так называемых Yellow vests ("желтых жилетов") приняли около 400 тыс. человек.