Первый на селе. Что принесет Украине рекордный урожай зерновых
Украина побила исторический рекорд урожая. Почему это не только выгодно, но и хлопотно, и может ли Украина и дальше рассчитывать на столь благоприятные погодные условия и постепенный рост урожайности, рассказывает Фокус
В Украине установлен новый исторический рекорд урожая зерновых. На 20 ноября уже собрано 66,4 млн тонн зерна, уборочные работы продолжаются — по итогу кампании показатель может достичь 68 млн тонн. Прошлый исторический максимум, зафиксированный в 2016 году, составил 66 млн тонн. Окончательный результат напрямую зависит от количества дней с хорошей погодой, которые позволят или не позволят собрать оставшееся в полях зерно. Пока официальный прогноз Минагрополитики звучит в дипломатичной формулировке "65+3".
Рекордный показатель обеспечила кукуруза, на которую в объеме урожая-2018 приходится половина и которой собран также исторический максимум — 34,8 млн тонн. Пшеницы в урожае 25,1 млн тонн, ячменя — 7,5 млн тонн.
Спасибо снегу за победу
Ключевой фактор, который обеспечил исторический максимум продуктивности, — погодные условия. "Другие факторы, такие как, например, технологии, принципиально не изменились", — говорит Игорь Петрашко, заместитель генерального директора UkrLandFarming, обращая внимание, что в последние несколько лет Украина собирала относительно стабильный и неизменно высокий объем зерна.
Однако погодные условия в течение года были крайне неравномерными, что и обусловило структуру рекорда. Так, ранние зерновые приняли на себя все самые неблагоприятные климатические факторы: затяжную зиму, задержавшую начало посевных работ почти на месяц, затем рекордно жаркий май, ускоривший вегетацию, и затяжные дожди, которые усложнили уборку и сказались на качестве. Поэтому группа ранних зерновых осталась приблизительно на уровне прошлого года — 34,2 млн тонн (суммарно по пшенице, ржи, ячменю и гороху), что хоть и не является рекордным показателем, но все равно в несколько раз превышает потребности внутреннего рынка.
На 20 ноября собрано 66 млн тонн зерна, уборочные работы продолжаются — по итогу кампании показатель может достичь 68 млн тонн
Со второй половины августа в Украине установились образцово идеальные погодные условия для созревания поздней группы зерновых. К ним относится большинство технических культур, таких как подсолнечник, соя, сахарная свекла и кукуруза. Все эти культуры вышли на рекордные результаты продуктивности: 13,8 млн тонн подсолнечника (исторический максимум), 4,3 млн тонн сои (исторический максимум), по сахарной свекле зафиксирована самая высокая в истории урожайность — 486 ц/га. Но безусловным рекордсменом стала кукуруза — ее будет собрано, по оптимистичному прогнозу, 34,8 млн тонн при урожайности 75,9 ц/га (в 2017-м — 52,3 ц/га), что также является самым высоким показателем за всю историю статистических наблюдений.
По мнению Татьяны Адаменко, главы агрометеорологического отдела Гидрометцентра, такая климатическая ситуация не является одноразовой и, скорее всего, определит структуру агропроизводства на ближайшие годы.
"Мы прогнозируем, что больше будут страдать ранние яровые зерновые, они начнут подпадать под очень высокие температуры уже в начале года, не будучи к ним восприимчивыми. В то же время благоприятные условия для озимых культур за счет того, что "потеплела" зима и практически нет рисков вымерзания", — заявила она.
Игорь Петрашко отмечает, что даже нынешний рекордный урожай далек от потенциального максимума продуктивности. "Урожаи на уровне 100 млн тонн, даже 110 млн тонн вполне реальны", — уверен он. В начале нулевых Украина демонстрировала рекордные скачки урожайности — в течение двух последовательных лет урожай мог отличаться почти в два раза — например, упасть с 38,8 млн тонн в 2002 году до 20,2 млн тонн в 2003-м. Ситуацию удалось выровнять благодаря массированным инвестициям в АПК в 2007–2009 годах — это был период становления агрохолдингов и крупного иностранного капитала в украинском сельском хозяйстве. В итоге эти игроки привнесли новые технологии, ресурсы, технику и агрокульутру в производство. "Для того чтобы совершить следующий скачок в продуктивности, нам нужен еще один подобный инвестиционный бум", — считает Петрашко.
То, что такой инвестиционный бум произойдет в ближайшее время, сомнительно. Сдерживающими факторами являются низкие цены на зерно на мировых рынках, отсутствие доступных банковских кредитов в Украине и отмена самой тяжеловесной льготы в АПК — спецрежима НДС. За первое полугодие 2018 года капитальные инвестиции в АПК в Украине выросли на 10% — до 26,8 млрд грн. При этом, по данным Института аграрной экономики, за аналогичный период прошлого года данный показатель составил 42,1%, а в 2016-м — 73,8%. "Существует достаточно высокая вероятность того, что тенденция замедления темпов наращивания капитальных инвестиций в сельское хозяйство сохранится до конца года", — считает Николай Кисиль, ведущий научный сотрудник Национального научного центра "Институт аграрной экономики".
Инфографика: Леонид Лукашенко
Большой урожай — большие хлопоты
То, что повторение рекордного урожая Украине в ближайшее время не грозит, это скорее хорошая новость, так как даже с текущими объемами инфраструктура сельхозрынка справляется на пределе. И если с элеваторными мощностями благодаря последовательному обороту культур дело обстоит приемлемо, то экспорт зерна в пиковые осенние месяцы отгрузок балансирует который год между "коллапсом" и "катастрофой".
Экспортный потенциал на текущий маркетинговый сезон — более 45 млн тонн. Украина по состоянию на 20 ноября уже экспортировала около 16 млн тонн зерна нового урожая. Это стало возможным исключительно за счет других, зачастую смежных с аграрной отраслей — на дефицит вагонов поочередно жаловались мукомолы, производители сахара, поставщики соли, масложировой продукции. Но даже зернотрейдеры, у которых было приоритетное право на пользование вагонами, жаловались на их недостачу и пробки на подступах к портам. В свою очередь, директор по экономике и финансам Укрзализныци Андрей Рязанцев отмечает, что де-факто дефицита зерновозов нет — за последний год их количество возросло с 12 тыс. до вполне адекватных потребностям отрасли 19 тыс. единиц. Причина же логистических проблем, по мнению чиновника, заключается в том, что трейдеры хотят получать вагоны по первому требованию, в любом количестве, в том числе в невыгодном для железнодорожного монополиста формате, они оказались неспособными к планированию своих отгрузок. Для оперативного решения проблем зернового экспорта при Минагрополитики был создан межведомственный штаб, который, по видимому, оказался эффективным, — по крайней мере в октябре 2018-го перевозки зерна по сравнению с сентябрем увеличились на 9%, а за первые две декады ноября темпы и вовсе почти удвоились: за 17 дней месяца перевезено на 17% зерна больше по сравнению с аналогичным периодом октября.
За первое полугодие 2018 года капитальные инвестиции в АПК в Украине выросли на 10% — до 26,8 млрд грн
Позднее в УЗ возложили ответственность за торможение экспорта зерна на морские порты и терминальные комплексы, из-за несвоевременной отгрузки вагонов которыми и их накопления Укрзализныця "вынуждена объявлять конвенционные ограничения для поддержания пропускной способности железнодорожной инфраструктуры".
"У нас есть понимание, что немало проблем этого сегмента грузоперевозок заключаются в больших сезонных колебаниях, в нежелании развивать инфраструктуру для хранения агропродукции и, как следствие, в отсутствии соответствующих площадей для этого. В то же время существуют и своеобразные "маркетинговые хитрости", когда посредники, скупив продукцию у производителя, пытаются мгновенно вывезти ее в порты, минимизировав свои расходы ценой разрушения существующих логистических связей, фактически за счет других участников рынка", — поясняет Андрей Рязанцев, добавляя, что участники рынка маскируют свою нерыночную стратегию жалобами и обвинениями в адрес железной дороги.
В то же время Николай Горбачев, президент Украинской зерновой ассоциации, объединяющей основных зернотрейдеров, уверен: железная дорога фактически достигла своего предела возможностей и ее проблемы вовсе не надуманы участниками рынка. "Увеличение парка локомотивов в рамках контракта с General Electric ситуацию принципиально не улучшит", — говорит он, предупреждая, что без решения логистических проблем и возможности ритмично экспортировать многомиллионный излишек зерна увеличение урожаев в Украине в дальнейшем просто не имеет смысла.