Кнутом и пряником. Как новый госбюджет повлияет на жизнь рядовых украинцев

Фото: УНИАН
Фото: УНИАН

На рассвете 23 ноября депутаты Верховной Рады проголосовали за бюджет на 2019 год. И сколько бы в парламенте ни говорили о необходимости налоговой либерализации, на деле пока получается все наоборот. Впрочем, есть и хорошие новости, о них читайте ниже

Эксперты, детально изучившие государственный бюджет, отмечают тенденцию к ужесточению налогового бремени. "В целом пакет изменений увеличивает налоговую нагрузку как на бизнес в части экологического налога и рентной платы, так и на граждан из-за повышения косвенных налогов — акциза и НДС, которые уплачивает конечный потребитель", — говорит Руслана Пивоварова, руководитель налоговой практики, партнер АО "Кролевецкий и партнеры".

Курение и шопинг

Курильщики почувствуют удар по кошельку со следующего лета. Индексация ставок акцизного налога с табачных изделий на 9% вступит в действие с 1 июля 2019 года в связи с выполнением Украиной обязательств по Соглашению об ассоциации с ЕС. Увеличение акциза приведет к пропорциональному удорожанию табачных изделий. Пачка сигарет, которая сегодня стоит около 40 грн, подорожает до 44 грн.

А любители шопинга в зарубежных онлайн-магазинах должны учитывать снижение необлагаемой НДС стоимости международных посылок со 150 до 100 евро с 1 июля. Со второго полугодия за отправление суммарной стоимостью от 100 евро придется заплатить НДС в 20%. Зато принятую в 2017 году норму о "трех посылках в месяц", которая должна была вступить в силу с 1 января 2018-го, отменили из-за неготовности почтовых операторов к администрированию подобного ограничения. По мнению Нины Бец, юриста ЮФ "Ильяшев и Партнеры" снижение беспошлинного лимита приведет к удорожанию доставки товаров в Украину и, соответственно, уменьшению объема пересылок и активизации серых каналов перевозок.

Более того, операторы почтовой связи и экспресс-перевозчики отныне должны смириться с ролью налоговых агентов, которым придется начислять и уплачивать НДС с посылок стоимостью свыше эквивалента 100 евро. "Такое нововведение усложнит жизнь операторам связи, — комментирует Игорь Белицкий, юрист ЮФ EVRIS. — Тем не менее государство видит в нем инструмент повышения доходности бюджета по статье импортных платежей, которая расширена почти на 20%".

Все ради природы

Пачка сигарет, которая сегодня стоит около 40 грн, подорожает до 44 грн

С многократным увеличением налоговой нагрузки столкнутся и плательщики экологического налога, к которым относятся предприятия, загрязняющие окружающую среду (в том числе импортеры и производители топлива). С 1 января 2019 года ставка налога на выбросы двуокиси углерода возрастет с 0,41 грн за тонну до 10 грн. Предпринимается это ради стимулирования предприятий к уменьшению загрязнения окружающей среды и приближения к ставкам за выбросы парниковых газов, действующим в странах ЕС.

Добывающие отрасли также заплатят больше налогов. Рентная плата за использование недр для добычи нефти и конденсата увеличивается на 2% (с 29% до 31% из залежей, которые полностью или частично находятся на глубине до 5 км, и с 14% до 16% из залежей на глубине более 5 км), железной руды — на 0,8% (до 8,8%), а ставка ренты за специальное использование лесных ресурсов — на 50%.

Цена топлива в 2019-м может вырасти независимо от конъюнктуры рынка нефти и курса нац­валюты. "Больше всех новации затронут продавцов подакцизных товаров, особенно автомобильного топлива, — анализирует бюджет ведущий аналитик BRDO Игорь Лавриненко. — С нового года изготовителей и продавцов топлива будут администрировать так же, как и реализаторов алкоголя и сигарет с обязательным лицензированием и контролем государства за продукцией". Руслана Пивоварова также напоминает о запланированном совершенствовании электронной системы контроля оборота топлива с 1 июля 2019 года и введении дополнительных штрафных санкций за нарушения в этой сфере. Как это обычно бывает, и повышение налогов, и рост административных расходов операторы рынка перекладывают на конечного потребителя.

А вот электрокары, как и в этом году, не станут облагать НДС. Законодатели решили продлить до конца 2022-го действие нормы, которая освобождает от уплаты НДС ввозимые в Украину транспортные средства, оснащенные электродвигателями.

Вывода нет

Плательщики налога на прибыль послаблений не дождутся. "В госбюджете нет и намека о налоге на выведенный капитал, более того — доходы от налога на прибыль увеличены на 20%", — отмечает Игорь Белицкий. Он предполагает, что налог на выведенный капитал не будет введен в ближайшее время, а увеличение поступлений от налога на прибыль и налога на доходы физлиц (НДФЛ) может свидетельствовать о готовящемся принятии законопроекта об имплементации части шагов плана BEPS, который уже размещен на сайте Минфина.

"В госбюджете нет и намека о налоге на выведенный капитал, более того — доходы от налога на прибыль увеличены на 20%"

Игорь Белицкий, юрист компании EVRIS

Напомним: введение налога на выведенный капитал уже не первый год продвигают сторонники либеральной налоговой реформы в качестве альтернативы существующему налогу на прибыль предприятий. Базой налогообложения в случае налога на выведенный капитал выступает лишь та часть прибыли компании, которую распределяют между собой акционеры. Такой принцип налогообложения призван стимулировать бизнес инвестировать в развитие производства, что должно ускорить экономический рост.

В Украине налог на выведенный капитал планировали ввести с 2019 года. Однако, как отмечает Виктор Шулик, директор департамента рыночных исследований рейтингового агентства IBI-Rating, законопроект "О налоге на выведенный капитал" так и не проголосовали, хотя сумма потенциальных потерь в случае его принятия выглядела вполне восполнимой исходя из разницы между доходной частью бюджета-2019 в первом и втором чтении.

Напротив, вышеупомянутый план BEPS, о присоединении к которому заявила Украина, предполагает ужесточение борьбы с выведением капитала в офшоры. То есть отказ от налога на выведенный капитал одновременно с реализацией конкретных шагов плана BEPS означает, что Украина вместо создания стимулов для инвестиций внутри страны предпочтет вести войну с оптимизацией налогов, которая, как показывает практика, непобедима.

Между тем фискалы полны оптимизма и планируют увеличение поступлений. "В бюджете предусмотрен рост сборов по налогу на прибыль компаний — налоговики собираются сверхнормативно стрясти с предприятий 3 млрд грн, — говорит эксперт группы "Налоговая и бюджетная реформа" Реанимационного пакета реформ Вячеслав Черкашин. — С украинского потребителя газа в бюджет дополнительно изымут 9 млрд грн рентных платежей, ведь именно конечный потребитель оплачивает все. Владельцы машин на еврономерах заплатят около 1 млрд".

Страна высоких соцстандартов

О приближении выборов в госбюджете 2019 года напоминает запланированное повышение соцстандартов. Минимальная зарплата должна вырасти на 12% — с 3,7 тыс. грн до 4,2 тыс. "Предусмотренное в бюджете увеличение минимальной заработной платы повлечет кратковременное повышение поступлений в бюджет и отмену довольно большого количества субсидий", — говорит Рости­слав Кравец, старший партнер адвокатской компании "Кравец и Партнеры".

Субсидии в госбюджете действительно планируют существенно урезать. "По сравнению с прошлым годом расходы бюджета на субсидии на жилищно-коммунальные услуги уменьшили на 22%, или 16 млрд грн, что на фоне повышения тарифов на газ и другие коммунальные услуги говорит о намерениях правительства ужесточить критерии получения субсидий", — отмечает аналитик инвесткомпании Concorde Capital Евгения Ахтырко.

Расходы бюджета на субсидии на жилищно-коммунальные услуги уменьшили на 22%, или 16 млрд грн

Она обращает внимание на то, что в подготовленном ко второму чтению проекте госбюджета сумму, выделяемую на субсидии (55,1 млрд грн), разделили на две части. В частности, 20 млрд получателям субсидий предлагается выплачивать в денежной форме, хотя механизм таких перечислений пока не прояснен. "Совершенствование системы субсидий — задача нужная и важная для экономики, — заключает Ахтырко. — Однако ожидаемое ужесточение критериев для получения субсидий наверняка вызовет рост недовольства в обществе и создаст дополнительные риски для власти в год выборов".

В целом социальная сфера в этом году осталась вне фокуса внимания. "С финансированием образования, науки и медицины сложности отмечаются уже не первый год, — говорит Виктор Шулик. — Возможно, бюджет в этой части пересмотрят во втором полугодии или же существенно увеличат нагрузку на органы местного самоуправления в плане самостоятельного финансирования социальных направлений".

Зато "евробляхерам" придется раскошелиться на пенсионеров. Ведь доходы от растаможки авто на еврономерах в объеме 1 млрд грн планируется направить именно в Пенсионный фонд. В бюджетном финансировании дефицита фонда, который оценивается в 166,5 млрд грн, это лишь капля в море. Впрочем, по мнению Ростислава Кравца, поступления от "евроблях" в реальности окажутся в десятки раз меньше. Ведь "евробляхеры" массово протестуют против принятых в ноябре 2018 года правил растаможивания автомобилей с иностранной регистрацией и, по всей видимости, ничего платить не собираются.

Избирательная гречка

На первый взгляд, бюджет-2019 выглядит сбалансированно. В нем заложен дефицит в 90 млрд грн, или 2,3% ВВП, что вполне соответствует требованиям МВФ. Вместе с тем над главной финансовой сметой страны незримо нависает тень предстоящих президентских и парламентских выборов.

Президент, в частности, впервые получил в персональное распоряжение миллиард гривен, эти деньги поступят в так называемый президентский фонд. Инфраструктура в предвыборный период так же, как всегда, оказывается в фокусе внимания власти. "В бюджете-2019 предполагаются значительные расходы по отдельным статьям, связанным с инфраструктурными проектами, что можно рассматривать как элемент предвыборной кампании и наиболее простой способ освоения бюджетных ресурсов", — считает Виктор Шулик.

Региональные проекты накануне выборов традиционно стараются финансировать более щедро. Как отмечает Игорь Лавриненко, дополнительные доходы от рентной платы и других статей, которые появились в госбюджете во втором чтении, пошли на увеличение таких статей госбюджета, как "осуществление мероприятий по социально-экономическому развитию отдельных территорий" на общую сумму 4,9 млрд грн. По его словам, этим ресурсом часто пользуются мажоритарщики для проведения предвыборной кампании.

Fullscreen

Ночь в Раде. На рассвете 23 ноября депутаты Верховной Рады проголосовали за бюджет на 2019 год

Евгения Ахтырко обращает внимание на переброс во втором чтении госбюджета 1 млрд грн субсидий агропроизводителей на региональное развитие. Хотя без поддержки аграриев не оставили — в 2019 году они получат от государства 6 млрд грн.

Год переживем

Возобновление сотрудничества с МВФ, которое снято с паузы благодаря учету в главной финансовой смете страны всех требований фонда, позволит сохранить макроэкономическую стабильность. Принятие бюджета было последним обязательным условием для подписания нового соглашения с МВФ, в рамках которого Украина в течение последующих 14 месяцев получит $3,9 млрд. Рабочая программа с МВФ открывает возможности для финансирования от других международных доноров и заимствований на открытом внешнем рынке капитала. Это означает, что в 2019 году Украина сможет рефинансировать старые долги, избежит дефолта и сильной девальвации нацвалюты.

Но экономический рост при этом останется умеренным и составит около 3% ВВП. Столь скромный показатель не обещает стране экономического прорыва и быстрого восстановления после кризиса 2014–2015 годов. "Доходы бюджета 2019 года — это показатель 2018-го, умноженный на уровень инфляции и эффект от "закрученных гаек", — считает Егор Киян, эксперт по экономическим вопросам Международного центра перспективных исследований. Он опасается, что за неимением достаточного экономического роста расширение бюджетных расходов будет и дальше стимулировать инфляцию.

Власть в очередной раз не смогла решиться на рискованные шаги в экономической политике. В итоге страна получила бюджет выживания, который позволит без ощутимых потерь и в относительной стабильности пережить год. Но о движении вперед речь не идет.