Монополия на праздник. Как устроена новогодняя ярмарка в центре Киева

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Насколько это прибыльно или убыточно для города, и почему ее организацией пятый год подряд занимается команда экс-заместителя мэра столицы Игоря Добруцкого, узнавал Фокус

Related video

Новогодние ярмарки уже стали традицией в Киеве. В морозные дни горожане и туристы с удовольствием идут в центр города выпить глинтвейна, купить яркие сувениры, послушать концерт, просто погулять. С каждым годом мероприятия становятся все масштабнее и дороже. Их готовит не городская администрация, а общественная организация "Столичные инициативы" (проект Folk Ukraine), которая пятый год подряд вы­игрывает конкурс на проведение новогодних праздников в Киеве.

В этом году "Столичные инициативы" впервые получили две локации. Теперь Софийская площадь тематически будет связана с Контрактовой. На украшение главной елки страны, декор праздничных локаций, организацию фуд-корта и крытой террасы с сувенирными киосками общественники планируют потратить 37 млн грн (в прошлом году новогодние праздники обошлись им в 25 млн грн). Всю прибыль от аренды торговых мест также распределяет Folk Ukraine. Город в этот проект почти ничего не вкладывает и, соответственно, ничего не получает, по крайней мере деньгами. При этом в горадминистрации уверены, что бюджет Киева в любом случае не остается в проигрыше.

Без альтернативы

Городской художественный конкурс на организацию новогодних праздников проводится летом. В этом году он впервые состоялся и для локации на Подоле. Изначально предполагалось, что на конкурс по Контрактовой площади поступит пять заявок, но в итоге документы подали "Столичные инициативы", G.E.M. PR Agency и КП "Подол-благо­устройство".

Именно подрядчики "Подол-благоустройства" до этого организовывали новогодние развлечения на Контрактовой. Начиная с 2014 года часть мероприятий взяло на себя G.E.M. PR Agency. Из заметных проектов был "Парк сказочных скульптур" и соломенная крепость для детей. В этом году агентство предлагало организовать фестиваль огненных театров, а также сделать акцент на Гостином дворе, который в своем нынешнем виде уж точно не является украшением Подола. По задумке декораторов, пустующие окна здания можно подсветить и установить в проемах рождественские вертепы с киевскими мотивами. Folk Ukraine тоже планирует декорировать здание: на нем развесят иллюминационную "паутину".

"Это неприбыльный проект. Мы планируем собрать 37 млн грн и столько же потратить"

Игорь Добруцкий, основатель и руководитель Folk Ukraine

Как рассказывают в КГГА, за проект празднования от "Столичных инициатив" художественный совет, в который входят 13 человек, проголосовал единогласно. Только они, по словам чиновников, предложили продуманную единую концепцию для новогодних локаций, при этом организация может использовать наработанный за четыре года опыт. "Все эти годы мы делали все не совсем так, как хотели: где-то на "четверку". Но сейчас немного подтянулись. Хочу вас заверить, что, когда я буду презентовать юбилейную десятую новогоднюю ель, она будет лучшей в мире", — обещает Игорь Добруцкий, основатель и руководитель Folk Ukraine.

В прошлом Добруцкий был заместителем мэра Киева. Курируя рекламу, культуру и туризм, он наработал много контактов в профессиональной среде. "Мы понимаем, что та команда, которую создал Игорь Добруцкий со своими партнерами, действительно мощная творчески, — комментирует Диана Попова, начальник департамента культуры КГГА. — Из городского бюджета проведение мероприятий почти не финансируется, мы просто даем возможность, и эту возможность лучше всего используют именно "Столичные инициативы". Они никогда не повторяются, и это то, что мне очень нравится".

В то же время Попова отмечает, что уровень подающих заявки ивент-агентств растет. "Мы на протяжении года сделали много разных фестивалей, там как раз были другие организаторы, — объясняет чиновница. — Взращиваем их таким образом. Но, конечно, такие люди, как Добруцкий, — уникумы".

Другим командам мэрия предлагает пробовать свои силы на маленьких, двух-трехдневных мероприятиях и только после получения опыта претендовать на организацию новогодних праздников в Киеве. К празднованиям, проходящим на площади перед Софией, выдвигаются особые требования: они никоим образом не должны навредить одной из главных украинских святынь. При монтаже звуковой аппаратуры даже замеряют уровень вибрации от шума, чтобы не пострадали исторические здания.

Альтруисты

Какой бы замечательной ни была команда Игоря Добруцкого и как бы ответственно Folk Ukraine ни подходил к организации главной новогодней ярмарки, закономерно возникает вопрос: почему город не может самостоятельно отвечать за проведение праздников, сдавать торговые места в аренду и получать от этого прибыль? Десятки торговцев больше месяца реализуют еду и сувениры в центре столицы, но деньги от этого в бюджет Киева не поступают. Однако Диана Попова считает, что в таком случае киевляне остались бы без грандиозного праздника. "Ведь так (когда город самостоятельно организовывал мероприятия. — Фокус) продолжалось много лет. Вы приходили на эти ярмарки на Крещатике? Вспомните, на что это было похоже", — говорит она.

В КГГА категорически не согласны с тем, что город не зарабатывает на новогодних ярмарках. Киев получает средства опосредо­ванно — через налоги

Чиновница категорически не согласна и с тем, что город не зарабатывает на новогодних ярмарках. По ее словам, Киев получает средства опосредованно — через налоги. "Все гости, которые сюда приезжают, тратят деньги, платят киевским предпринимателям, — уверена глава департамента культуры. — И мы видим, как увеличивается динамика: сколько денег после новогодних праздников поступает в казну".

В мэрии делают акцент и на том, что найти в городском бюджете 37 млн грн на ярмарку сложно. Впрочем, стоит вспомнить о том, что и "Столичные инициативы" изначально работали с более скромными сметами. В 2014 году, когда праздник на Софийской площади организовали впервые, компания потратила на проект 5,6 млн грн (по тогдашнему курсу около $370 тыс.).

При этом Добруцкий объясняет, что Folk Ukraine прибыли от проекта не получает, его команда желает лишь создать праздничную атмосферу. "Это неприбыльный проект. Мы планируем собрать (благодаря спонсорам и добровольным взносам. — Фокус) 37 млн грн и столько же потратить", — рассказывает он. Деньги же, по словам Добруцкого, Folk Ukraine зарабатывает иначе. В частности, организация производит контейнеры для растений и иллюминацию.

Как таковой аренды торговых точек на ярмарке также не предусмотрено. Предприниматели, желающие продавать сувениры и еду, входят в долю. Всего в проекте задействовано около 2 тыс. участников, их денежный вклад не фиксирован. Суммарная доля вкладов от владельцев торговых точек составляет 10–15% общего бюджета. Но при этом спонсоры с каждым годом все неохотнее откликаются на предложение поучаствовать в проекте и вложить в него деньги. В этом году количество торговцев сократили вдвое — их будет всего около 50, ведь покупательная способность посещающих ярмарку людей заметно снизилась, утверждает Добруцкий.

В Folk Ukraine хотят, чтобы на площади продавали товары украинского производства с национальным колоритом, а не побрякушки, которые можно купить в любом сувенирном магазине. К организации фуд-корта тоже решили подойти с учетом национальных особенностей. "Что любят украинцы? Мясо! Так что его в этом году будет очень много!" — смеется основатель проекта.

Переосмыслить ярмарку

Наталья Склярская, директор G.E.M. PR Agency, согласна с выбором художественного совета и победой Folk Ukraine на конкурсе. "Конечно, мы долго "насиживали" это место, смогли показать, что Контрактовая площадь тоже может быть интересной, — комментирует она. — Но так устроен мир. То, что мы делали своими силами на Подоле, не было так красиво, как то, что устраивает Добруцкий со своей командой".

Впрочем, в агентстве надеются и в дальнейшем участвовать в конкурсах на организацию новогодних праздников, трансформировав старые идеи во что-то качественно новое. При этом рассматривают варианты освоения других локаций, развивая площадки не в центре столицы.

Fullscreen

Новый Подол. Контрактовую площадь в этом году впервые тематически объединят с Софийской

Между тем, по словам Склярской, в Киеве есть много креативных ивент-организаций, которые могли бы составить конкуренцию "Столичным инициативам" и предложить более интересные проекты новогодних празднований. Но никто из них не хочет этим заниматься, потому что город не спонсирует мероприятия, а самостоятельно "отбить" их в финансовом плане очень сложно. В 2018 году КГГА выделяет 6,5 млн грн на все новогодние локации, и львиная доля этих средств уходит на организацию социальных новогодних спектаклей. На монтаж сцены и технической зоны на Софийской площади из городского бюджета потратят 150 тыс. грн, на организацию резиденции Святого Николая на Подоле — еще 50 тыс. грн. "Каким же ивент-агентствам это нужно? Только сумасшедшие на это пойдут! Если бы городские власти заявили, что выделят хотя бы 2–3 млн грн (на локацию. — Фокус), думаю, желающих было бы очень много", — считает Склярская.

В западноевропейских странах торговля на площадях вообще полностью отделена от творческой части, и это как раз тот опыт, который украинская столица могла бы взять на вооружение. "В Праге, например, город за свой счет ставит торговые домики, устраивает конкурс для предпринимателей, которые платят аренду в бюджет", — объясняет директор G.E.M. PR Agency. В Киеве же всем этим занимаются "Столичные инициативы", которые, соответственно, должны тратить деньги на освещение всех киосков, подписывать договоры на вывоз мусора и оплачивать охрану локаций.

Из-за затрат, которые ложатся на плечи организаторов, стоимость аренды торговых мест (или, по выражению Добруцкого, долевое участие) в Киеве в разы дороже, чем в Германии или Чехии. В G.E.M. PR Agency уточняют, что снять ярмарочный домик на Контрактовой площади можно за $7 тыс. в месяц, а на Софийской площади — за $10 тыс. Неудивительно, что торговать на ярмарке сейчас не так много желающих. Но, похоже, КГГА не готова пересматривать свою позицию в отношении новогодних мероприятий, и их организация в центре Киева останется зоной ответственности "Столичных инициатив".