В ожидании кризиса. Как пройдет экономический форум в Давосе без Трампа, Макрона и Мэй

Фото: medium.com
Фото: medium.com

Глобалистские форумы теряют популярность, а мировая экономика будет жестко разделена на несколько конкурирующих блоков.

Всемирный экономический форум в Давосе все также поражает глянцем и лоском. В массовом сознании эта тусовка "сильных мира сего" еще долго будет ассоциироваться с дорогими швейцарскими часами, которые уже давно вышли из моды. Хотя всегда останутся и те, кто будет утверждать, что "давосский мировой хронометр" никогда не выйдет из моды, ведь должен же наш безумный мир опираться на некие смысловые аксиомы, не требующие доказательств. Но вот что примечательно: если ранее основой ленты новостей, связанной с форумом, было "кто едет", то сейчас информационный повод кардинально изменился и всех интересует уже "кто не едет". Зачастую такие акценты намного красноречивее любых "многоярусных" аргументов.

Уже сейчас известно, что на форум не приедет представитель крупнейшей экономики мира – президент США Дональд Трамп. Скажем больше: в этом году под угрозой участие американской официальной делегации как таковой. Формальная причина – шатдаун в Штатах. Но в кулуарах поговаривают, что вся политика Америки за последние несколько лет была диаметрально противоположной целям и задачам форума. США отныне не хотят нести ответственность за тех, кого "приручили", то есть за сформированный ими конгломерат торговых партнеров. Отныне "Америка превыше всего", но этот девиз плохо продается на глобалистских форумах.

Не приедет и президент Франции Эммануэль Макрон. Но если Трамп изначально позиционировал себя как "антисистемщик", благодаря чему и выиграл выборы, то французский лидер – классическая креатура "клуба финансовых миллиардеров", которых больше беспокоит глобальное потепление, чем то, что даже у богатых французов уже не хватает денег на заправку полного бака топлива в автомобиле. В этой ситуации Макрон стал антиглобалистом поневоле, под воздействием напора его избирателей, облачившихся в "желтые жилеты". Скорее всего, не приедет и премьер-министр Великобритании Тереза Мэй. И здесь все вполне логично: руководителю страны, которая вышла из наиболее яркого глобалистского проекта последних десятилетий, лучше остаться дома и еще раз подумать о плане безболезненного отступления за "Дюнкерк". Среди всех "неучастников" хотелось бы выделить отказ от форума лидера Южной Кореи. Страна, за последние десять лет ставшая одной из наиболее многообещающих в мире, успешно созидающая творческую модель экономики, уже не видит для себя смысла участвовать в этой "ярмарке тщеславия".

Наступает эра торгового протекционизма и экономического изоляционизма. И так продолжится до тех пор, пока не будут выстроены новые глобальные цепочки добавочной стоимости

Еще осенью прошлого года президент форума Берге Бренде объявил о целях на этот год: "Для нас как международной организации очень важно обеспечить глобальное сотрудничество, потому что то, с чем мы сегодня сталкиваемся, – геополитические темы, мультиполярный мир, мультиконцептуальный мир, геоэкономические вызовы, те вызовы и возможности, которые связаны с четвертой индустриальной революцией, – для них нужно больше взаимодействия".

Таким образом, уже сейчас можно сделать несколько выводов относительно тех смыслов, которые будут генерироваться мировыми элитами в Швейцарии. Мир подходит к окончанию самого длительного делового цикла, который стартовал с середины 2009-го. До этого самым продолжительным периодом роста был интервал с 1991-го по 2001 год. Обрыв нынешнего суперцикла многие связывают с изменением политики ФРС и ростом базовых процентных ставок. Если законы цикличной экономики еще работают, обрыв нынешнего делового цикла в США и, следовательно, в мире произойдет либо в этом, либо максимум в следующем году. Принципы цикличности приобретают особое значение в контексте изменения базового технологического уклада. Мир ждет эра НБИК-конвергенции, когда на смену традиционным отраслям экономики придут новые инновационные направления: нано-био-информационные и когнитивные технологии. В этих условиях системной перестройки глобального экономического механизма, как в старой поговорке, каждый будет "за себя, а Бог против всех". Наступает эра торгового протекционизма и экономического изоляционизма. И так продолжится до тех пор, пока не будут выстроены новые глобальные цепочки добавочной стоимости. И выстраиваться они станут в условиях жесткой конкуренции, когда "последние" станут "первыми". Прежние торговые и политические союзы уже не кажутся незыблемыми твердынями. Как написал бы автор фэнтези: "Мир изменился. Я чувствую это в воде, чувствую в земле, ощущаю в воздухе. Многое из того, что было, ушло, и не осталось тех, кто помнит об этом".

Это вовсе не означает, что старый добрый глобализм почил в бозе. Просто ему на смену приходит эра "дефрагментированного глобализма", когда мировая экономика будет жестко разделена на несколько конкурирующих блоков. И к традиционным США, ЕС и Китаю в ближайшее время добавится несколько новых агрессивных групп, концепция которых блестяще сформулирована аналитиком Goldman Sachs, британским финансистом Джимом О"Нейлом в его концепции N-11 (Next Eleven) и "новых индустриальных стран". Сегодня в мировом табеле о рангах активно двигаются вверх "новые", "новейшие", "перспективные" и "возможные" индустриальные страны. Формируются отдельные кластеры, такие как страны БРИКС (Бразилия, РФ, Индия, Китай и ЮАР) и МИНТ (Мексика, Индонезия, Нигерия и Турция). В ХХІ веке именно эти государства будут выступать в роли мировых экономических локомотивов. И для них все более перспективным станет участие именно в региональных глобалистских площадках, а не общемировых. Это сегментирование уже проявилось и в глобальной финансовой сфере, где на смену центральному международному центру в лице МВФ приходит Европейский валютный фонд, инициированный Германией, и Азиатский валютный фонд – детище "АСЕАН+3" (где плюс означает участие в проекте Японии, Китая и Южной Кореи).

Мировая экономика будет жестко разделена на несколько конкурирующих блоков

В этом контексте визит китайской делегации на форум в Давосе будет сродни приезду Клеопатры в Рим. Как заявил недавно на "китайском Давосе" в Боао нобелевский лауреат по экономике Эдмунд Фелпс: "Сейчас наблюдается сокращение числа новых инноваций в странах Европы и ослабление инновационного потенциала США. Китай может занять их место и стать новым источником инноваций. По этой причине КНР в ближайшие годы может перейти к новой модели экономического развития".

Для китайцев нынешний Давос лишь средство коммуникации с "нужными" людьми и не более. Примерно те же цели и у россиян: участие в форуме для агитации за снятие санкций – важный мотив для приезда в Давос российских миллиардеров и, возможно, самого Владимира Путина. Переиначивая известную пословицу: нынешних антиглобалистов в будущем назовут "ярыми глобалистами".