Чистые деньги. Как украинским производителям органической продукции преодолеть "сырьевое проклятие"

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Государственный Укргазбанк в этом году запустил программу развития экологически ориентированного бизнеса "ЭКО-БУМ: бизнес украинского будущего"

Fullscreen

Экологичность — глобальный тренд. Проявляется он во всем — от стремительного распространения электромобилей и мебели из вторсырья, до выращивания продуктов питания "дедовскими методами" — без применения ядохимикатов и химических удобрений. Лишь навоз да сапка. Такая сельхозпродукция получила гордое название "органик". Хотя достоверных данных о превосходстве для здоровья органической продукции над конвенциональной нет, потребление экологичных продуктов растет из года в год. Простой пример: по данным министерства сельского хозяйства Швейцарии, с сентября 2017-го по август 2018-го в стране продали 46,7 тыс. т органических овощей на сумму 340 млн евро. Это на 7% больше, чем годом ранее. При этом падение потребления конвенциональных овощей составило 3%. Хотя цены на органическую продукцию были в среднем на 49% выше. А в США существуют целые сети супермаркетов, продающие исключительно "органик". Одним словом, интерес фермеров к органическому земледелию понятен. Но, что самое интересное, у Украины есть все шансы стать одним из ведущих игроков на этом празднике натурпродуктовой жизни.

Непростое дело

Сегодня на украинском рынке органической продукции насчитывается около 500 компаний, из них чуть более 300 занимаются производством сельскохозяйственной продукции. Если посмотреть в масштабах страны, это примерно 1% рынка. Но речь идет именно о сертифицированном производстве.

Чтобы продукция считалась "органической", недостаточно выращивать культуры без применения агрохимии, необходимо еще получить документальное подтверждение, что в продукте нет ядохимикатов. "Как показывает практика, процесс органической сертификации занимает от двух до шести месяцев, что включает в себя аудит, обучение сотрудников и необходимые проверки", — рассказывает Юрий Шевченко, директор по развитию бизнеса компании "Укролия", которая начала производить органические продукты 18 лет назад. Сейчас его компания — отечественный лидер по производству органического растительного масла.

Кроме того, опытные сельхозпроизводители рекомендуют новичкам быть готовыми к тому, что урожайность органических культур зачастую ниже, чем традиционных, технология выращивания сложнее, да и продавать продукт непросто. Как поясняет Шевченко, его компания изначально получила сертификат общеевропейского образца. Однако, как вскоре выяснилось, эта бумага не дает права продавать органическую продукцию в Швейцарию, Германию, Норвегию. Для этого необходимо получить дополнительные сертификаты, например швейцарский Bio Suisse. Отдельную сертификацию также требуют американские и канадские импортеры. "В той же Германии и Швейцарии есть понятие локального продукта, качеству которого там доверяют. Украина — это внешняя позиция", — говорит Юрий Шевченко.

Fullscreen

Получение подобных сертификатов — удовольствие не из дешевых. Базовая стоимость документа стартует от $2 тыс. Но если у аудиторов возникнут вопросы к организации производства и понадобятся дополнительные анализы и экспертизы, заплатить придется дороже. К примеру, сертификат американского образца стоит около $5 тыс.

Вместе со страной

По данным Минагрополитики, в 2017 году Украина экспортировала 333 тыс. т органической продукции на сумму 99 млн евро. Основной объем украинской органики купили европейские компании из Нидерландов, Германии, Англии, Италии, Австрии, Польши, Швейцарии, Бельгии, Чехии, Болгарии и Венгрии. Также украинская продукция интересна США, Канаде, Австралии и азиатским странам.

Наиболее распространенные экспортные продукты в органическом сегменте — традиционные зерновые, масличные, бобовые, ягоды, фрукты и продукты их переработки. Фермеры, занимающиеся органикой не первый год, рекомендуют обращать внимание и на нишевые культуры, к примеру, нут. За них можно выручить больше, чем, скажем, за традиционные высокомаржинальные зерновые культуры. Кроме того, опытные аграрии советуют регулярно отслеживать изменение конъюнктуры рынка. Развитие органического направления происходит не только в Украине, но и в основных странах-импортерах. И цены на тот или иной нишевый товар меняются от сезона к сезону.

Впрочем, отечественное органическое производство подвержено тем же болезням, что и экономика страны в целом. Главный из них — сырьевой экспорт. "Более 80% производимой продукции у нас экспортируется. Это преимущественно сырье", — рассказывает Дмитрий Титаренко, основатель сервиса AgroportEx.Bio, эксперт рынка органической продукции. Это, по его словам, не идет на пользу украинским производителям, поскольку страну воспринимают сырьевым придатком, что автоматически снижает цены на украинский продукт. "Разница между продажей через трейдера и напрямую составляет порой до 30%", — приводит пример заместитель предправления Укргазбанка Евгений Мецгер.

Где же выход?

Нельзя сказать, что "сырьевое проклятие" — непреодолимая карма. "Наша компания экспортирует продукцию более чем в 40 стран, с 2018 года мы начали предлагать дистрибьюторам и партнерам новую продукцию — органическое фасованное масло под ТМ Garna organica", — рассказывает Юрий Шевченко.

Органический рынок — это история про медленное, но уверенное наращивание объемов производства и продаж

Украинские производители органики все чаще рассматривают возможность продавать брендированную продукцию. Компания, которая производит узнаваемый продукт, может рассчитывать на более высокую маржинальность товара. В прошлом году на помощь "органикам" пришло и законодательство. В соответствии с Законом "Об основных принципах и требованиях к органическому производству" для недобросовестных производителей и продавцов, которые маркируют свою продукцию как органическую, не имея на то соответствующих полномочий, предусмотрен штраф 30 тыс. грн — для юрлиц — и 19 тыс. грн — для физлиц. "Закон в первую очередь нацелен на развитие внутреннего рынка. Но оттого, насколько мы способны упорядочить и привести к европейским стандартам свое законодательство и внутренний рынок, зависит общенациональная репутация, — добавляет Евгений Мецгер. — Партнеры Украины настаивают на том, что мы должны развивать непосредственно внутренний рынок, а не гнаться за экспортной выручкой".

Рынок маленьких шагов

Органический рынок — это история про медленное, но уверенное наращивание объемов производства и продаж. По словам Ольги Трофимцевой, заместителя министра агрополитики по вопросам евроинтеграции, Украина занимает 11-е место среди европейских стран по общей площади сельскохозяйственных угодий, сертифицированных как органические. Сейчас их около 290 тыс. га, и свыше 90 тыс. га земель находятся в переходном периоде. 15 лет назад таких земель было 240 тыс. га, 10 лет назад — 270 тыс. га. Интересно, что количество производителей растет стремительнее, чем органический земельный банк. 15 лет назад производителей органики было примерно в четыре раза меньше, чем сегодня, 10 лет назад — в 2,5 раза.

"По предварительным прогнозам, к 2020 году практически в два раза может увеличиться доля этого рынка. Если отталкиваться от европейской динамики, где по сертифицированной площади доля органики занимает до 10%, потенциал для роста в Украине — в 10 раз", — отмечает Дмитрий Титаренко.

Главное, во что упирается развитие органического рынка, — недостаток финансирования. Как уже говорилось, урожаи органической продукции ниже, чем при конвенциональном способе производства. Более того, если что-то пойдет не так, процесс созревания урожая не удастся скорректировать при помощи агрохимии. К этому следует добавить упомянутые ранее высокие колебания цен на продукцию и немалую стоимость сертификации. Одним словом, в финансовом плане производство органики — достаточно рисковый бизнес. Поэтому банки с осторожностью относятся к кредитованию аграриев, занятых экологичным производством. Особенно в сегменте малого и среднего бизнеса. Но и тут в последнее время наметился сдвиг. Так, специализирующийся на развитии экологически ориентированного бизнеса государственный Укргазбанк недавно запустил проект "ЭКО-БУМ: бизнес украинского будущего" для сектора МСБ. "Основная проблема, возникающая между банком и предпринимателем, который пытается выйти на экспортный рынок, — вопрос рисков. Покупатели не хотят давать предоплату, а продавцы желают получить все сразу.

Даже если органика займет около 10% аграрного рынка, Украина в целом не перестанет быть сырьевым государством. Но это будет маленьким шагом на пути к большой цели

И здесь возникает необходимость в применении банковских финансовых инструментов — программ международного торгового финансирования, аккредитивов, а также прибегнуть к компенсационным правительственным отраслевым программам, которыми Укргазбанк может оперировать, благодаря сотрудничеству с нашими финансовыми партнерами — Международной финансовой корпорацией и др. Первый же успешный опыт применения таких инструментов позволяет существенно сократить риски и повысить доверие к нашему производителю нерезидентов-покупателей. Существенным подспорьем для органических производителей стало бы и понижение стоимости заемных ресурсов для их бизнеса — через программы Немецко-украинского фонда, Европейского инвестиционного банка, оператором которых является Укргазбанк", — поясняет цели проекта Евгений Мецгер.

Одним словом, производство органики сложно назвать легким делом. Но именно такой вид агробизнеса может запустить в нашей стране процесс основания узнаваемых во всем мире торговых марок и создания продукта с добавленной стоимостью. Конечно, даже если органика займет около 10% аграрного рынка, Украина в целом не перестанет быть сырьевым государством. Но это будет маленьким шагом на пути к большой цели.

Fullscreen