Полжизни в маршрутке. С какими проблемами сталкиваются каждое утро сотни тысяч жителей городов-спутников Киева

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Выгодно ли работать в мегаполисе, а жить в пригороде

Каждое утро более полумиллиона человек из пригородов Киева едут на работу в столицу, а вечером возвращаются домой. Как говорится в исследовании Института гражданского общества, в Киев ежедневно ездят на работу 41% жителей Броваров и района, 21% жителей Борисполя и района, 43% — Ирпеня и окружающих городков. Это явление называют субурбанизацией. Оно характерно не только для украинских городов, но и для европейских и американских. Однако там давно поняли, что пригородное население — важная экономическая составляющая города, поэтому позаботились о максимально удобном сообщении.

К примеру, жители немецкого Потсдама, в 30 км от столицы, могут доехать до Берлина общественным транспортом за 25 минут. Личным автомобилем тоже удобно — рядом с городом проходит современная трасса.

Электричка или пробки

Для украинских пригородов транспортная проблема — одна из самых острых. Для того чтобы преодолеть такое же расстояние из предместья в большой город, как в Германии, нужно потратить в три раза больше времени. К примеру, дорога общественным транспортом из Вышгорода в Киев занимает больше часа времени.

"Освоение пригородов начиналось с того, что туда переезжали более состоятельные люди, которые покупали усадебные дома. Они ездили в город на машинах. Со временем в этих зонах начали строить таунхаусы, многоэтажные дома, но уровень развития общественного транспорта все равно оставался недостаточным из-за низкой плотности населения", — отмечает Григорий Мельничук, сокоординатор Совета по урбанистике Киева.

Поэтому для большинства жителей украинских городов-сателлитов автомобиль — вынужденное средство передвижения из-за низкого качества общественного транспорта.

Еще один вариант, который поможет быстро добраться до мегаполиса, — доехать на машине до ближайшей станции метро. Поэтому для удобства водителей на границе мегаполиса нужно создать перехватывающие паркинги, где можно оставить автомобиль. Однако условий для этого в Украине пока нет.

13 тыс. грн средняя цена квадратного метра на первичном рынке в пригородной зоне

По словам Мельничука, 20–30 лет назад железнодорожный транспорт вокруг Киева был развит намного лучше. Электрички, с одной стороны, заходили достаточно глубоко в пригородную зону, а с другой — проезжали через город, и на территории Киева было около 30 платформ.

"Сейчас далеко не все они используются. К тому же значительно сократилось количество местных электричек. В свое время многие жили в пригородной зоне, а работали на киевских заводах. По ряду причин железная дорога сократила большое количество составов, хотя сегодня спрос снова растет", — отмечает урбанист.

Фактор цены

Одна из причин, почему многие выбирают жилье в городах-спутниках и каждый день ездят на работу в Киев, — то, что стоимость квартир в новостройках там существенно ниже, чем в столице. Так, по данным сайта по продаже недвижимости ЛУН, в декабре 2018 года средняя стоимость квадратного метра на первичном рынке Киева составляла 23 тыс. грн.

В то же время средняя цена квадратного метра в пригородной зоне — 13 тыс. грн. Стоимость жилья уменьшается в зависимости от удаленности от Киева. В пятикилометровой черте от столицы жилье стоит в среднем 14 тыс. грн за кв. м, а на расстоянии от 10 до 20 км — 12,5 тыс. грн.

Стоимость аренды однокомнатной квартиры в городе-спутнике в среднем составляет 6–8 тыс. грн. Такая же квартира в Киеве обойдется в 10–12 тыс. грн.

По словам президента Ассоциации специалистов по недвижимости Украины Юрия Питы, активность застройщиков в пригородной зоне сейчас выше, чем в Киеве.

Создание инфраструктуры — школ, садиков, больниц — преимущественно отстает от развития жилой застройки. Особенно это заметно в первой линии населенных пунктов пригородной зоны Киева и селах вокруг столицы.

"Места застройки очень часто выбираются там, где еще вчера было поле. Забором обнесли и строят, однако школы, детские cады, поликлиники, а также коммунальные сети появляются не сразу. Города, в которых интенсивно строится новое жилье, не рассчитаны на такую нагрузку", — подчеркивает Юрий Пита.

Развитие городов-сателлитов неизбежно, это показывает мировая и отчасти украинская практика

Во многих населенных пунктах, например в Коцюбинском, никогда не было мощных сетей. Поэтому застройщики присоединяются к коммунальным сетям Киева. Но глобального видения, как это решить, пока нет.

"Я предполагаю, что некоторые комплексы будут недостаточно обеспечены электроэнергией, водой, канализацией и другими коммунальными услугами. Такие проблемы уже существуют, и чем больше комплексов строится, тем больше эта проблема нарастает", — рассказывает Пита.

В Киев за зарплатой

Средняя заработная плата в Киевской области примерно на 32% ниже, чем в Киеве. По данным Госстата, она в области составляет почти 9,5 тыс. грн. В то время как в столице — почти 14 тыс. грн. При этом реальная рыночная заработная плата, как свидетельствует анализ вакансий на сайте Work.ua, также составляет почти 14 тыс. грн. Почти 20% работодателей предлагают первую заработную плату в диапазоне 13–16 тыс. грн.

Разница между уровнем заработной платы, а также желание получать услуги более высокого уровня — причина маятниковой миграции населения из городов и сел вокруг Киева.

Однако насколько экономически выгодна такая миграция? Попробуем посчитать дополнительные расходы на примере человека, который условно проживает в Вышгороде, а работает в Киеве.

Билет на маршрутку из Вышгорода до ближайшей станции метро в Киеве "Героев Днепра" стоит 23–27 грн. Если в среднем в месяце 24 рабочих дня, то за 11 рабочих месяцев расходы только на приезд с пригородной зоны составят около 15 тыс. грн. Еще около 3,5 тыс. грн в год придется потратить на метро.

И если в Германии жители пригородной зоны могут сэкономить на транспорте, купив проездной, то у жителей киевского пригорода такой опции нет. Однако учитывая, что средняя заработная плата на треть выше в столице и жилье в пригороде почти наполовину дешевле, жить в Вышгороде все же выгоднее. Люди платят за это только своим временем и комфортом.

В итоге развитие городов-сателлитов неизбежно, это показывает мировая и отчасти украинская практика. Но чтобы сделать жизнь за городом комфортной, нужно решить главные проблемы — транспортную и коммунальную.