"М.С.Л.": социальная ответственность перед обществом — на первом месте

Павел Вайсеро, директор по маркетингу "М.С.Л."
Павел Вайсеро, директор по маркетингу "М.С.Л."

Спецпроект Оператор государственных лотерей "М.С.Л." — наследник традиций советского "Спортлото", почти полвека является безусловным лидером лотерейного рынка Украины. Цель его масштабных социальных проектов — устойчивое развитие спорта, культуры и инфраструктуры в Украине. О достижениях и политике прозрачности компании, стимулах внедрения КСО в Украине и мировых трендах беседуем с Павлом Вайсеро, директором по маркетингу "М.С.Л."

Related video

В 2019 году компания "М.С.Л.", у которой широкое портфолио успешных КСО-кейсов, в третий раз получила от Европейской Ассоциации государственных лотерей и ТОТО (EL) "Сертификат соответствия стандартам ответственной игры". Расскажите об этом подробнее.

— По сути, сертификация по европейским стандартам — это часть социальной ответственности нашей компании. Что такое "Сертификат соответствия стандартам ответственной игры"? Это документ, который свидетельствует о том, что все бизнес-процессы и практики "М.С.Л.", связанные с разработкой и дизайном игр, системой распространения, работой с игроками, рекламой и PR, проверены аккредитованной EL аудиторской компанией и осуществляются в соответствии с международными стандартами, которые защищают игроков от чрезмерной вовлеченности в игру. Мы берем на себя ряд добровольных ограничений, которые в короткой перспективе уменьшают финансовую прибыль, но стратегически формируем понимание обществом лотереи как важного социального явления, что в перспективе принесет дивиденды и компании, и обществу. Сама же сертификация проходит раз в три года и является добровольной. Отметим, что "М.С.Л." стал первым украинским оператором государственных лотерей, который смог получить эту высокую оценку еще в 2013 году и после этого подтвердить ее дважды. Нам приятно, что, хоть и шесть лет спустя, нашему примеру последовал еще один украинский оператор.

Ни для кого не секрет, что лотереи содержат в себе толику азарта, а азарт может вызывать зависимость. Конечно же, лотереи не идут ни в какое сравнение с другими видами игорной деятельности (казино, автоматы, беттинг), ведь по сравнению с ними доля азарта ничтожно мала. Но она все равно присутствует. Данные стандарты регламентируют игру таким образом, чтобы для наших игроков это было приятным и максимально безопасным развлечением.

Данный сертификат — это вершина айсберга, за которым стоит большая кропотливая работа. Компания "М.С.Л." регулярно проводит опросы общественности на предмет знания о проблемах игромании, способах ее предотвращения, разрабатывает собственные продукты в строгом соответствии со стандартами ответственной игры, проводит образовательную работу с сотрудниками, тесно контактирует со специализированными реабилитационными центрами по всей стране и пр.

"Все продажи наших лотерейных билетов осуществляются с помощью централизованной системы, которая в режиме 24/7 контролируется Государственным казначейством Украины"

Что касается ограничений, мы строго следим за тем, чтобы наши лотереи невозможно было купить несовершеннолетним гражданам. Также соблюдаем политику максимальной прозрачности. К слову, все продажи наших лотерейных билетов осуществляются с помощью централизованной системы, которая в режиме 24/7 контролируется Государственным казначейством Украины. Таким образом, мы и проверяющие органы в режиме онлайн можем видеть, сколько лотерейных билетов продано по всей стране, сколько из них выигрышные, сколько налогов с каждого выигрыша должно быть перечислено в государственную казну и т. д. Мы первыми в Украине прошли этот нелегкий путь в 2013 году и продолжаем оставаться флагманом, который задает высокую планку всему отечественному лотерейному рынку, и не словом, а делом демонстрируем, какими должны быть современные социально ответственные лотерейные операторы.

Влияет ли эта социальная активность на рабочие процессы "М.С.Л."? Если да, то каким образом?

— Как я говорил ранее, мы добровольно накладываем на себя ряд ограничений, которые, конечно, влияют на рабочие процессы. К примеру, у нас разработан собственный маркетинговый кодекс. В этом документе собраны стандарты, правила и ограничения, которые мы установили для всей маркетинговой коммуникации как с партнерами, так и с клиентами. Кодекс составлен таким образом, чтобы реклама и другие мероприятия, стимулирующие распространение лотерейных билетов, не способствовали привлечению к игре несовершеннолетних и людей, у которых патологическая игромания. Также мы придерживаемся политики максимальной прозрачности, поэтому, согласно Кодексу, предоставляем самыми доступными методами полную информацию о вероятностях выигрыша по всем нашим лотереям, об условиях игры, правилах и пр. Возвращаясь к рекламе, замечу, что мы не нацелены на аудиторию младше 18 лет. Это касается как целевой аудитории, так и актеров, которых мы привлекаем к съемкам. Никакой агрессии, дискриминации, все делаем максимально ответственно с учетом европейских стандартов, хотя законодательно таких требований не установлено. Как лидер лотерейной отрасли мы понимаем ответственность за формирование культуры игры в лотерею. И мы уверены, что это правильный путь, которым прошли цивилизованные страны. К примеру, в некоторых странах Европы и США уровень играющего в лотерею совершеннолетнего населения достигает отметки 75%, в то время как Украина может "похвастаться" максимум 10%. Отношение к лотерее у нас в стране разное, но мы работаем над формированием доверия игроков с помощью открытости, честности и прозрачности.

Fullscreen

Каковы, по вашему мнению, главные стимулы внедрения КСО для украинских компаний сегодня?

— В 2018 году компания "М.С.Л." стала партнером Центра "Развитие корпоративной социальной ответственности" в проведении репрезентативного всеукраинского исследования по внедрению компаниями нашей страны КСО-практик. В рамках этого проекта проанализированы данные около 400 украинских предприятий. И мы увидели довольно интересные цифры. Подавляющее большинство компаний (83%) внедряют политику корпоративной социальной ответственности. А одними из главных причин невнедрения политики КСО представители компаний называли нестабильную политическую ситуацию в стране, несовершенство нормативно-правовой базы, которая бы способствовала этой деятельности, и налоговое давление.

"Мы придерживаемся политики максимальной прозрачности, поэтому, согласно Кодексу, предоставляем самыми доступными методами полную информацию о вероятностях выигрыша"

Соответственно, главными стимулами для внедрения КСО, ожидаемыми от государства, стали бы введение льготного налогообложения, уменьшение административного давления и предложения местной власти по программам социального развития конкретного региона.

Каковы перспективы развития корпоративной социальной ответственности в Украине и мировые тренды КСО на 2019–2020 годы?

— Если будем говорить о западных операторах лотерей, тема КСО — основополагающая в их работе. Это то, ради чего они существуют, не зря их лозунг Giving back to society (возвращение обществу). Ведь от участия каждого игрока, от покупки каждого лотерейного билета часть денежных средств направляется в специальные фонды, через которые финансируются направления, на которые в государственном бюджете всегда не хватает денег: спорт, медицина, культура, образование, защита окружающей среды. Например, в 2018 году суммарные отчисления на так называемые good causes (добрые дела) всех участников Европейской Ассоциации государственных лотерей и ТОТО составила 23 млрд евро. Более того, за суммами отчислений участниками рынка в государственный бюджет установлен строгий контроль. Например, сейчас на слуху история с компанией Camelot, которая до 2023 года имеет право на выпуск и реализацию лотерей в Великобритании. В конце 2018 года представители специальной комиссии (Gambling Commission) официально заявили о необходимости выдачи лицензии после 2023 года оператору, который сможет увеличить выплаты на КСО-проекты. Так, в своем отчете они зафиксировали, что прибыль Camelot выросла с 39 млн фунтов стерлингов до 71 млн в период между 2009–2010 и 2016–2017 годами, в то время как перечисление средств на благотворительные цели выросли всего на 2% за тот же период*. Теперь Camelot предпринимает максимум усилий, чтобы исправить эту ситуацию, что идет на пользу, в первую очередь, обществу.

В Украине до 2015 года существовал специальный корсчет, куда поступали все отчисления лотерейных операторов, и можно было проконтролировать их перераспределения на КСО-проекты. Однако сейчас его нет, все средства попадают в общий бюджетный котел, и найти следы их целевого использования просто невозможно. В этой ситуации мы видим единственный выход. Первое — установить контроль со стороны государства за деятельностью лотерейных операторов и движением их средств. Второе — обеспечить прозрачность деятельности всех без исключения операторов в Украине. Третье — обязательно продемонстрировать обществу реальные доказательства целевого использования средств от лотерей.

Что касается "М.С.Л.", то мы всегда отстаивали и отстаиваем данные принципы в своей практической работе. И за счет своей прибыли добровольно реализуем социальные проекты, о которых неоднократно писали СМИ в Украине и за рубежом.

* https://www.bbc.com/news/business-46232981