Индекс равенства. Что это такое и как украинский бизнес адаптирует рабочие места для разных людей

Фото: Getty Images, Леонид Лукашенко
Фото: Getty Images | Фото: Getty Images, Леонид Лукашенко

Корпоративное равенство — до сих пор новая для Украины тема. Лучше всего она представлена в украинских сетях международных компаний — региональные представительства просто имплементируют политику главного офиса. Впрочем, как отмечает Лариса Байда, начальник отдела нормативно-правового и юридического обеспечения деятельности Нацио­нальной ассамблеи людей с инвалидностью Украины, даже сетевые гиганты, заходя на украинский рынок, не всегда соблюдают стандарты корпоративного равенства, прописанные в их внутренних документах за рубежом

Related video

У меня интервью с Владимиром Писаным — молодым мужчиной с мягкой, чуть смущенной улыбкой. Мы садимся друг напротив друга в маленьком кафе и молчим. Без посторонней помощи я ни о чем спросить Владимира не могу — он не слышит. Поэтому мы перемигиваемся, пожимаем плечами и смеемся, пока сотрудницы гипермаркета "Ашан", где работает Писаный, пытаются настроить планшет. В него закачано специальное приложение Connect PRO, позволяющее людям с проблемами слуха общаться со слышащими. Наконец на экране появляется переводчик жестового языка. Я озвучиваю ей вопросы, женщина быстро дублирует их на жестовый язык.

Владимиру 32 года, уже шесть лет он работает в гипермаркете "хозяином кассы" (слово "кассир" в компании не употребляют). До этого успел поработать столяром и продавцом в других магазинах, но нигде долго не задерживался.

— Или платят мало, или отношение ко мне было не очень хорошее, — рассказывает он жестами. В "Ашане", по его словам, совсем другая ситуация: отношение руководства к работникам с инвалидностью лояльное, достойная оплата труда. Мужчина признается, что ему нравится работать с компьютерами, так что в будущем он мечтает попробовать себя в новой сфере деятельности, но пока работа в гипермаркете его устраивает.

На сегодня компания "Ашан" — один из лидеров украинского Индекса корпоративного равенства. Это означает, что здесь активно внедряется недискриминационная политика. Люди с инвалидностью, в том числе с синдромом Дауна, представители ЛГБТ-сообщества, женщины могут работать, не боясь притеснения или несоблюдения своих прав, как это случается на многих других предприятиях.

Корпоративное равенство — до сих пор новая для Украины тема. Лучше всего она представлена в украинских сетях международных компаний — региональные представительства просто имплементируют политику главного офиса. Впрочем, как отмечает Лариса Байда, начальник отдела нормативно-правового и юридического обеспечения деятельности Нацио­нальной ассамблеи людей с инвалидностью Украины, даже сетевые гиганты, заходя на украинский рынок, не всегда соблюдают стандарты корпоративного равенства, прописанные в их внутренних документах за рубежом.

Стеклянные границы

Два года назад Лариса Байда решила провести эксперимент. Взяла список вакансий и по очереди обзванивала компании с вопросом о трудоустройстве.

— Я рассказывала о том, что имею опыт стажировки в международных компаниях, знаю несколько языков и т. д., так что меня с радостью приглашали на собеседование. После этого я уточняла, что передвигаюсь на инвалидной коляске, и мне сразу отказывали, — горько усмехается женщина. Причем в компаниях даже не могли конкретно объяснить, в чем причина отказа. Самый распространенный ответ был: "У нас нет такого опыта".

Fullscreen

Быть человеком. Ирина Федорович уверена, что не только руководству, но и в целом коллективу необходимо учиться уважать права друг друга, независимо от пола, сексуальной ориентации, цвета кожи или наличия у человека инвалидности

Байда приводит и другой пример. Выпускница экономического факультета, страдающая эпилепсией, два года не могла найти работу. Куда бы она ни обращалась, работодателей сразу отпугивали слова об инвалидности. Убедить руководителей компаний в том, что ей не нужны никакие специальные условия работы, у девушки не получалось. Зачастую менеджеры боятся, что люди с инвалидностью будут требовать слишком много внимания к себе. При этом на практике люди с нарушениями обычно полностью самостоятельны.

Ирина Федорович, директор ОО "Центр Социальное действие", объясняет, что очень часто необходима работа не только с руководством компании, но и непосредственно с командой сотрудников.

— Их запрос на такое уважение и соблюдение прав коллег не менее важен. Ведь в конечном итоге выполняют политику равенства не только собственник и начальник, а вся команда, — говорит общественница.

Осознанная политика

Тем не менее ситуация в стране понемногу меняется. Особенно это стало заметно после того, как общественная организация "Точка опоры ЮА", которая поддерживается международным фондом "Відродження", в 2014 году впервые запустила в Украине Индекс корпоративного равенства. Независимые эксперты оценивают компании, согласившиеся принять участие в рейтинге по трем критериям: гендерное равноправие, обеспечение прав людей с инвалидностью и запрет дискриминации по отношению к представителям ЛГБТ-сообщества.

Аналогичные индексы, которые, правда, фокусировались лишь на ЛГБТ-сообществе, рассчитывали в США, Нидерландах и Великобритании еще 10–15 лет назад.

— Уникальность украинского индекса в том, что он более комплексный, охватывает разные дискриминированные группы, — объясняет Тимур Левчук, исполнительный директор "Точки опоры ЮА". — Мы тратим много времени на то, чтобы помочь менеджменту внедрять разнообразие на рабочем месте, тогда как наши коллеги из западных стран с каждым годом лишь усложняют опросник и ставят новые и новые условия. Но мы понимаем, что Украина в этом плане делает только первые шаги.

В итоговый индекс включают корпорации, набравшие минимум 50 баллов из 100. В 2014 году в индексе указали лишь десять компаний из 25, принявших участие в аудите. В 2017 году из 115 корпораций заложенный барьер преодолели 76 участников, причем 5% из них существенно улучшили свой результат по сравнению с 2016-м.

Индекс — не какая-то страшилка, подчеркивают в организации. Здесь верят, что самый правильный способ влиять на украинский бизнес — показывать положительный опыт отдельных компаний и те результаты, которые дает внедрение недискриминационой политики, в том числе экономические преимущества.

— Разнообразие в бизнесе — это не только о ценностях компании, но также о ее эффективности, стабильности и прибыльности, — уверен Тимур Левчук.

Fullscreen

Верная стратегия. Тимур Левчук не сомневается, что корпоративное равенство в бизнесе — ключ к его прибыльности

Инвестиции в людей

В современных реалиях наращивание человеческого капитала — неотъемлемое условие для обеспечения конкурентоспособности и стабильного экономического развития. Об этом без устали говорят экономисты и бизнес-тренеры из разных стран. Президент Всемирного банка Джим Ен Ким объясняет: "Мы всегда знали, что инвестировать в людей — это правильно, а сегодня мы осознаем, что это, возможно, самое разумное решение с экономической точки зрения. Инвестиции в людей — это и есть инвестиции в экономический рост".

Термин "инвестиции в людей" используется широко. С одной стороны, речь идет о вложении средств в образование и подготовку молодых кадров для корпораций. С другой — это также понимание того, что улучшение условий труда сказывается на прибыли. Например, заложив в бюджет обустройство офиса с универсальным дизайном, компания получит экономическую выгоду. Кроме того, в компаниях, где придерживаются политики равенства, свой потенциал в полном объеме могут реализовать женщины и представители ЛГБТ-сообщества, что также в конечном итоге играет на руку работодателю.

— Ежегодно огромное количество украинцев уезжают работать за границу, в государстве наблюдается повсеместный отток рабочей силы. При этом статистика говорит о том, что у нас много людей с инвалидностью. Если правильно организовать рынок труда, они могут стать конкурентоспособными и заполнить эти ниши, — считает Лариса Байда.

Понимая это, в компании "Ашан" активно трудоустраивают представителей уязвимых групп. На сегодня в украинской сети работает около 350 человек с инвалидностью. Два года назад в гипермаркеты стали брать людей с синдромом Дауна: сейчас в магазинах Киева и Львова работают шесть человек с генетической аномалией. Притом люди с инвалидностью гораздо выше ценят свое рабочее место и ответственно относятся к своим обязанностям, подчеркивает Ольга Бойко, ведущий специалист по корпоративной социальной ответственности "Ашан Украина".

Экономическую выгоду от внедрения стандартов корпоративного равенства видят и в украинском офисе британского бренда LUSH.

— Среди наших сотрудников есть люди с инвалидностью, переселенцы из Крыма и Донбасса, многодетные мамы, представители ЛГБТ-сообщества, люди разных вероисповеданий. Без политики равенства вы можете лишиться талантливых людей, которые способны принести вашему бизнесу больший доход, — говорит Елена Сургай, заместитель директора LUSH Украина.

Внедрение корпоративного равенства может благоприятно влиять и на розничную торговлю. К примеру, косметику покупают самые разные люди, но когда их обслуживают девушки одного возраста и похожей внешности, это попросту отпугивает часть покупателей. Поэтому в магазинах LUSH среди продавцов могут быть и девушки с яркими волосами и разноцветными тату на теле, и женщины средних лет без макияжа, и экстравагантные бородачи.

— Такое разнообразие помогает покупателям найти консультанта, который ему ближе, у кого ему комфортнее спросить что-то и, соответственно, сделать покупку, — комментирует Сургай. Она уверена, что чем больше разных идей, подходов и взглядов, тем качественнее результат.

Fullscreen

В компаниях, в которых корпоративное равенство — один из ценностных принципов, каждый человек ощущает себя частью команды и имеет равный шанс раскрыть свой потенциал и построить успешную карьеру. В этом уверена Марина Захарьина, глава HR-отдела компании EY в Украине.

— Это делает компанию более привлекательной на рынке труда и помогает заинтересовать и удержать наиболее талантливых сотрудников, — говорит она. — Кроме того, такая стратегия позволяет компании эффективно реагировать на вызовы рынка труда. Формирование корпоративной культуры, основанной на принципах разнообразия и обеспечения равных возможностей, —залог высокого качества обслуживания и удержания лидирующих позиций на рынке.

Индекс-2019

Ирина Федорович, директор ОО "Центр Социальное действие", считает, что украинский Индекс корпоративного равенства действует как некий компас для соискателей работы.

— Благодаря ему люди понимают, что вот в этой компании уже слышали о равенстве, а в той, скорее всего, не нужно будет доказывать, что женщина может работать, а не думать все время, как забеременеть или купить платье. А в этой компании — доступный офис, значит, она может быть открыта потенциальным сотрудникам с инвалидностью. Это как определенный маркер, где соискателю может "повезти" с работодателем, — убеждена собеседница Фокуса.

При этом привлечение компаний в процесс аудита до сих пор остается непростой задачей. Часто менеджмент не понимает, что такое корпоративное разнообразие и для чего оно необходимо.

— Конечно, ситуация меняется, но требует времени и настойчивой коммуникации, — говорит Тимур Левчук.

В этом году "Точка опоры ЮА" уже в четвертый раз запускает Индекс корпоративного равенства (в 2015 и 2018 годах рейтинг не составлялся), и у всех украинских компаний есть возможность присоединиться к аудиту до 15 ноября. Получить оценку независимых экспертов могут и государственные предприятия. Даже если в первый раз пройти 50-балльный порог не удастся, у компании появится представление о том, в какую сторону направить внутреннюю политику для улучшения показателей.