Женщина, которая спасла Украину. Чем запомнится экс-руководитель МВФ Кристин Лагард

2019-07-26 10:54:01

816 0
Женщина, которая спасла Украину. Чем запомнится экс-руководитель МВФ Кристин Лагард

Фото: vedomosti.ru, Getty Images, Елизавета Сергиенко/Пресс-центр НБУ

Кристин Лагард, директор-распорядитель Международного валютного фонда, ушла в отставку. За восемь лет пребывания на своём посту она спасла Украину от дефолта и кардинально изменила нашу страну

В июне 2011 года в главном офисе МВФ царила паника. Глава организации Доминик Стросс-Кан с позором уходил в отставку из-за сексуального скандала. "Кажется, для нашей организации настают тёмные времена", — говорили между собой рядовые работники МВФ, лениво попивая кофе. Говорили не зря. СМИ писали исключительно о сексуальных похождениях бывшего главы Фонда, и казалось, что весь мир ополчился против МВФ.

Всеобщей панике не поддалась лишь новый директор-распорядитель Фонда Кристин Лагард. Ранним утром 5 июня 2011 года она пришла в вашингтонский офис МВФ и сразу привлекла всеобщее внимание. Ещё с детства Лагард, коренная парижанка, знала, что первое впечатление — сильное оружие. Её отец, профессор английского языка и литературы Руанского университета, придерживался строгих взглядов на воспитание. "Манеры и правила этикета — лицо женщины", — повторял он. И маленькая Кристин хорошо запомнила эти уроки.

В 19 лет к воспитанию добавилась решительность. В юном возрасте Лагард проходила стажировку у американского конгрессмена Уильяма Коэна, впоследствии ставшего министром обороны США в администрации президента Билла Клинтона. "Нужно не только быстро принимать решения, но уметь нести ответственность за их последствия", — говорил Коэн.

Когда же Лагард представили сотрудникам МВФ, она сказала, что всё будет в порядке. Поставила лишь одно условие: работать системно и вместе. Такое требование неслучайно, ведь в юности будущая глава МВФ занималась синхронным плаванием, а потому понимала, что успеха можно добиться, лишь объединив силы.

С того времени на плечи Лагард выпало немало испытаний. В частности, украинский кризис. Многие политики и чиновники, среди которых бывшие главы Кабмина, НБУ и Минэкономразвития, вспоминать работу с Лагард не хотят. "Мы всё прокомментируем, только не работу с ней", — отмахиваются они.

Такую реакцию можно понять, ведь, несмотря на то что формально МВФ заключал с украинским правительством меморандумы, в которых содержались добровольные и взаимные обязательства, Лагард оказывала на наших чиновников сильнейшее давление. Именно благодаря её стараниям Украина провела больше реформ, чем за все предыдущие годы независимости. Часто эти реформы оказывались болезненными. Но не смешно ли обижаться на хирурга?

Спустя восемь лет работы, в июне 2019-го, Лагард объявила об отставке. Фактически она уже не руководит Фондом — с начала июля чиновник сложила с себя полномочия в связи с выдвижением её кандидатуры на должность главы Европейского Центробанка (ЕЦБ). Это, пожалуй, вторая по влиятельности должность в финансовом мире после поста главы Федерального резерва США. В любом случае Кристин Лагард стала первым руководителем МВФ за долгие годы, покинувшим свой пост достойно.

Медленно и уверенно. Украина регулярно срывала выполнение обязательств перед МВФ

Греческая проблема

"Она умеет сохранять холодную голову даже в ситуации кризиса. Примечательно, что у неё, похоже, нет врагов", — говорит Андерс Аслунд, старший научный сотрудник Атлантического совета в Вашингтоне, адъюнкт-профессор Джордж­таунского университета. По его словам, за время работы в Фонде Лагард восстановила уважение и авторитет МВФ. А восстанавливать было что. Дело не только в скандалах Стросс-Кана. Предыдущий глава МВФ Родриго Рато, возглавлявший Фонд в 2004–2007 годах, тоже подал в отставку "по причинам личного характера". Его имя получило резонанс в 2017-м, когда суд Испании приговорил бывшего функционера к 4,5 года заключения за мошенничество с кредитными картами финансовой группы Bankia, которой Рато руководил в 2010–2012 годах.

Партнёры Лагард подтверждают слова Аслунда. "Её тонкая манера доказала эффективность в решении вопросов со старшими мужчинами, часто пытавшимися заявить о себе, вместо того чтобы смотреть на картину в целом", — цитирует экономиста Томаса Визера, работавшего в структурах Евросоюза, The Wall Street Journal.

Украина, с 2014 года регулярно получающая помощь от МВФ, — далеко не главная проблема, с которой пришлось столкнуться Фонду под руководством Лагард. С 2011-го Фонд тушил пожары долгового кризиса в куда более важных для мировой стабильности странах.

Пожалуй, самой сложной задачей для МВФ в этот период стала программа вывода из долгового кризиса Греции. Финансовый кризис там начался в 2010 году и несколько раз ставил под сомнение само существование единой европейской валюты. Лишь в середине 2018-го Еврокомиссия официально сообщила, что связанные с Грецией долговые проблемы решены. В августе прошлого года впервые за восемь лет страна самостоятельно вышла на финансовые рынки за новыми заимствованиями.

Во время греческого кризиса Лагард заняла жёсткую позицию, дав понять балканским политикам-популистам, что отсрочки по платежам МВФ невозможны. С 2010-го Греция получила почти на €300 млрд льготных займов, из которых €32 млрд выделил МВФ, а остальное — европейские кредиторы. Оказанная Греции помощь в разы превышала объём финансирования, который Украина получила от МВФ с 2013 года.

С другой стороны, одним из спорных моментов в деятельности Лагард стало одобрение плана предотвращения дефолта на Кипре в 2013 году, в рамках которого власти островного государства ради спасения экономики решились провести беспрецедентное в мировой практике списание части депозитов в крупных местных банках — Laiki Bank и Bank of Cyprus.

ВИЗИОНЕРСТВО И ПРАГМАТИЗМ

Яков Смолий, глава Национального банка Украины

Самая памятная встреча с Кристин Лагард у меня состоялась зимой 2019 года в Давосе, во время Всемирного экономического форума.

Она производит впечатление сильного и харизматичного лидера, вдохновляющего всех вокруг на изменения и поиск ответов. При этом, на мой взгляд, в ней совмещается визионерство и прагматизм. С одной стороны, она обладает системным мышлением человека, который видит картину в целом. С другой — рассматривает всё до мелочей и в перспективе, благодаря чему не только идентифицирует проблемы, но и находит способы их решения.

Работу МВФ, направленную на уменьшение неравенства в мире посредством повышения инклюзивности экономики, выстраивала именно Кристин Лагард. Повышение доступности финансовых услуг, расширение участия женщин на рынке труда, использование финтеха как драйвера "инклюзивной революции", разработка финансовых инструментов для "инвестиций влияния", способствующих устойчивому экономическому росту, фискальная политика для уменьшения неравенства доходов населения — всё это оказалось в фокусе внимания у Фонда именно благодаря Лагард. Ведь она не может смириться с тем, что 1% самых богатых людей планеты владеет почти половиной благ мира.

Однако необходимо понимать, что переговоры о программах сотрудничества между МВФ и Украиной не ведутся на уровне директора-распорядителя. На разных этапах взаимодействия Украины и МВФ со стороны Фонда участвуют многие лица — от сотрудников представительства МВФ в Украине и миссии Европейского департамента МВФ до первого заместителя директора-распорядителя. Решение о программе сотрудничества одобряет Совет директоров МВФ. Директор-распорядитель возглавляет этот орган, но в него также входят ещё 24 директора-представителя отдельных стран или групп государств.

В будущем смена руководства МВФ никак не отразится на взаимодействии Украины и МВФ. Ведь Украина в целом и Национальный банк в частности работают с институтами, а не персоналиями.

К нам едет ревизор

После Революции достоинства из-за накопившихся за время президентства Януковича экономических перекосов, дефицита госбюджета и истощения золотовалютных резервов НБУ Кабмин Арсения Яценюка обратился за помощью к МВФ. Вопрос решили оперативно: в начале мая 2014 года в Украину поступил первый транш.

Вместе со "спасательным кругом" в виде финансового вливания страна получила согласованную с Фондом программу реформ. Именно меморандум с МВФ, а не коалиционное соглашение в Верховной Раде и программа правительства, содержал выверенный календарный план. Если по каким-то принципиальным вопросам наблюдалось отставание, финансирование ставили на паузу.

Украина регулярно срывала выполнение обязательств. Потому после получения нескольких траншей условия сотрудничества пришлось пересмотреть. Так, вместо согласованной в 2014 году программы поддержки экономики stand-by в марте 2015 года утвердили четырёхлетнюю программу расширенного финансирования для развития — EFF. Но уже осенью 2018-го эту программу снова сменили на stand-by, рассчитанную на 15 месяцев. Вполне возможно, что и её пересмотрят по результатам переговоров между МВФ и новой властью.

Финансовые переломы

Монетарная политика НБУ стала одной из сфер, требовавших первоочередных изменений. Вместе с первым траншем в мае 2014-го Украина взяла на себя обязательство перейти к гибкому курсообразованию, поскольку из-за поддержки фиксированного курса гривни в период президентства Януковича страна истощила золотовалютные резервы.

Начиная с 2015 года, Нацбанку предписали перейти к таргетированию инфляции. То есть вместо курса нацвалюты целевым показателем для НБУ должен был стать уровень потребительских цен. Изначально в программе МВФ на 2015 год ставили задачу достичь инфляции 7,4%. Но на фоне резкой девальвации гривни этот показатель взлетел до рекордных 43%.

Без сожаления. Глава МВФ следила за ситуацией и порой делала резонансные заявления, которые действовали на украинскую власть как отрезвляющий холодный душ

Во второй программе EFF плановый показатель инфляции на конец 2017 года составлял 5%. Однако обуздать цены не удалось. В 2018-м уровень инфляции снизился до 9,8%, в 2019-м прогнозируется 6,3%. Только в следующем году намечено достижение целевого показателя 5%.

Добившись относительной макроэкономической стабильности, НБУ продолжил отмену многочисленных валютных ограничений, что также предусматривали программы МВФ. Например, в июне этого года регулятор полностью снял лимит на вывод дивидендов за рубеж.

В зону пристального внимания Фонда попал также банковский сектор. Первая программа предполагала диагностику украинских банков и их докапитализацию при необходимости. В соответствии со второй, согласованной в марте 2015-го, до июля нужно было докапитализировать 15 крупнейших банков, а после — меньшие финучреждения. Банки, чьи капиталы не выросли, выводили с рынка.

Во второй программе также содержался план снижения в банковской системе объёма инсайдерских кредитов (выданных предприятиям, связанным с собственниками банка). Банки, в которых этот показатель оказался превышенным, должны были согласовать с НБУ трёхлетний план сворачивания сверхлимитного кредитования связанных лиц и неукоснительно его выполнять. Иначе — вывод с рынка. В соответствии с программой МВФ в конце 2015 года банки должны были полностью перейти на более строгие международные стандарты финансовой отчётности.

В результате принятых мер с рынка вывели около 100 неплатёжеспособных или схемных финучреждений, а также национализировали крупнейший банк страны — ПриватБанк. Последнее решение стоило государству около 160 млрд грн, которые пришлось влить в капитал ПриватБанка.

Сокращение дефицита госбюджета стало ещё одним из важнейших требований МВФ к Украине. В 2013 году его дефицит составлял 4,5% ВВП, в 2014-м — 5,1% ВВП. И это без учёта дефицита "Нафтогаза", который ежегодно требовал многомиллиардных дотаций.

Программа МВФ предполагала, что государство постепенно перестанет субсидировать "Нафтогаз", так что по итогам 2016 года эта госструктура впервые за много лет отчиталась о прибыли в 26,5 млрд грн. С тех пор компания больше не требует дотаций, благодаря чему дефицит госбюджета в последние годы заметно снизился. В 2016 году этот показатель составил 2,9%, в 2017-м — 1,6%, в 2018-м — 1,7%.

Для сокращения бюджетного дефицита и выведения "Нафтогаза" на безубыточную деятельность Украине под давлением МВФ пришлось пойти на непопулярные реформы. В первую очередь это приведение цен на газ для населения к рыночному уровню, из-за чего расходы украинцев на оплату коммунальных услуг выросли в несколько раз. Так, с 1 апреля 2015 года в соответствии с меморандумом МВФ повышение тарифов на газ для всех категорий потребителей в среднем составило около 280%. Следующее повышение состоялось ровно через год. Достичь окончательного показателя рыночной цены газа для населения должны были в апреле 2017 года. Однако выполнение этого требования наряду с обязательством создать Антикоррупционный суд длительное время оставалось камнем преткновения для продолжения сотрудничества Украины и МВФ. С весны 2017-го финансирование стояло на паузе. Чтобы возобновить сотрудничество с Фондом, правительство Владимира Гройсмана согласилось на очередную корректировку цены только осенью 2018 года. По всей видимости, это дополнительно пошатнуло рейтинг власти накануне выборов.

ВОВЛЕЧЁННОСТЬ ЖЕНЩИН

Оксана Маркарова, министр финансов Украины

С Кристин Лагард мы познакомились в 2016 году, когда во время официального визита в Украину она организовала завтрак для небольшой группы женщин — госслужащих и депутаток. Это было очень интересное и открытое обсуждение стратегических реформ и экономических планов, вопросов инклюзивного роста экономики и роли женщин в этом.

Такое знакомство было очень показательным для самой Лагард. Она — блестящий финансист и успешная женщина, достигшая и продолжающая достигать высоких должностей и влияния, но при этом тратящая много времени на инициативы, которые касаются большей вовлечённости женщин как в бизнес, так и в управление. Эти правильные с точки зрения гендерного равенства шаги оказывают положительное влияние на рост ВВП.

Кристин имеет очень чёткие убеждения и принципиально подходит ко всем вопросам и странам. По Украине её позиция также была принципиальной, но одновременно очень партнёрской.

В 2018 году я инициировала досрочную замену EFF, которая должна была закончиться в марте 2019 года, на новую 14-месячную программу для поддержки Украины в течение "года двух выборов", до формирования нового правительства. И команда МВФ, и Кристин быстро согласовали такой подход, хотя стандартной практикой было бы подождать до завершения выборов, а уже потом начать новую программу.

Переговоры с МВФ, конечно, были очень непростыми. Но мы всегда находили конструктивные компромиссы. И позиция Кристин с искренним желанием помочь была очень важной.

Больше всего Минфин работает с офисом МВФ в Киеве, миссией в Вашингтоне и техническими миссиями. Однако я получила настоящее интеллектуальное удовольствие, когда Кристин в апреле 2019 года, во время годового собрания МВФ и Всемирного банка, пригласила меня принять участие в дискуссии, посвящённой глобальным трендам и их влиянию на политику. Она собрала интересных участников и так модерировала панель, что после часовой публичной дискуссии диалог о технологических прорывах, миграции и изменениях в налоговых системах продолжался ещё час.

Кристин, в соответствии с задачами, которые стоят перед МВФ как институтом, сохранила стандарты и подходы, работавшие десятилетиями. В то же время при её руководстве Фонд стал активной площадкой для споров о новых идеях. Уверена, в своей новой роли Кристин Лагард также будет успешной.

Земля и кражи

Борьба с коррупцией стала одним из важнейших пунктов в программе МВФ. Согласованная концепция предполагала учреждение в Украине ряда новых, свободных от коррупции органов в качестве альтернативы существующей системе. Так, весной 2015 года МВФ предложил создать в Украине Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ).

"При Кристин Лагард Фонд занимал жёсткую, но конструктивную позицию в отношении Украины, — рассказывает Глеб Вышлинский, исполнительный директор Центра экономической стратегии. — Впервые в условия программы внесли системные меры по борьбе с безнаказанностью коррупционеров, такие как создание независимой антикоррупционной инфраструктуры". Эксперт отмечает, что Фонд во главе с Лагард жёстко стоял на этих условиях, несмотря на попытки саботажа со стороны экс-президента Петра Порошенко.

Глава МВФ следила за ситуацией и порой делала резонансные заявления, которые действовали на украинскую власть как отрезвляющий холодный душ. "Я обеспокоена ослаблением реформы системы государственного управления, борьбы с коррупцией, а также снижением влияния закона и законности в формировании политики государства. Без стремления оживить реформы, усилить борьбу с коррупцией будет трудно понять, как Фонд сможет продолжить программу и поможет сделать её успешной", — заявила Кристин Лагард в разгар политического кризиса в Украине, разразившегося зимой 2016 года после громкой отставки тогдашнего главы Минэкономразвития и торговли Айвараса Абромавичуса.

Тот кризис разрешился отнюдь не антикоррупционными расследованиями, а отставкой правительства Арсения Яценюка и формированием Кабмина Владимира Гройсмана. Тем не менее в результате давления со стороны МВФ в Украине появились НАБУ, Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК), Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП), Государственное бюро расследований (ГБР). Последним звеном в антикоррупционной цепи станет Высший антикоррупционный суд (ВАС), специализирующийся на делах, где фигурируют высшие госчиновники. Начало его работы запланировано на сентябрь 2019 года.

И хотя деятельность антикоррупционной инфраструктуры вызвала немало нареканий, а борьба с коррупцией в Украине оставляет желать лучшего, во многом благодаря настойчивости МВФ инфраструктурная база построена. При наличии политической воли система должна заработать.

Личное дело. Лагард вместе с мужем идут на званый ужин

Впрочем, в некоторых моментах МВФ под руководством Лагард всё же делал Украине поблажки. Самая большая из них — условие по отмене моратория на продажу земель сельхозназначения, которое Фонд снял во время личной встречи Лагард и Порошенко. Пункт о необходимости введения в Украине рынка земли исправно появлялся в меморандумах с МВФ с 2015 года. Указывались даже предельные сроки внесения в парламент законопроекта об обороте земель сельхозназначения — до марта 2017-го, а затем — до 2018 года. Но в этом вопросе МВФ проявлял чудеса терпения и понимания. В частности, Кристин Лагард прислушалась к просьбе Петра Порошенко не рассматривать требование о запуске рынка с/х земли как обязательное условие выделения транша. Свою просьбу глава государства аргументировал тем, что данный вопрос слишком политизирован в Украине.

На каденцию Лагард пришлось также одно из самых больших потрясений последнего десятилетия — отмена спецрежима НДС, действовавшего с 1999 года. Он позволял сельхозпроизводителям аккумулировать НДС, начисленный на стоимость проданной ими агропродукции, а после перенаправлять эту сумму на производственные нужды. Отмена данной льготы в 2015 году проходила с боем, аграрии устраивали митинги, грозились банкротством и несоблюдением продовольственной безопасности, однако добились лишь отсрочки реформы до 2017 года. Возмущения сельхозпроизводителей, перед которыми в своё время вынужден был отступить даже Николай Азаров, также пытавшийся сузить эту льготу, упирались в железный аргумент правительства Арсения Яценюка: "Это требование МВФ". В результате отмена спецрежима НДС для сельхозпроизводителей позволила привлечь в бюджет дополнительные 10,6 млрд грн. Показательно, что МВФ через своего постоянного представителя в Украине Жерома Ваше не прекращал декларировать, что в 2017 году аграрии должны перейти на общеобязательный режим уплаты НДС. Однако, учитывая гибкость, проявленную Фондом в других околоаграрных вопросах, сложно сказать, насколько принципиальным было именно это требование.

Кроме реформ ещё одним очевидным результатом сотрудничества Украины и МВФ стало предотвращение дефолта, то есть неспособности государства рассчитываться со своими долгами. Последнее ещё более углубляет экономический и политический кризисы в стране, ухудшая уровень жизни людей.

Видимо, украинский опыт пригодился и Фонду. "МВФ под руководством Лагард изменил подход к кредитованию стран, объявивших дефолт. Не исключаю, что технический дефолт Украины в 2015 году [официально его так и не объявили] был катализатором, который привёл к этому решению", — делает выводы Виктор Шулик, директор департамента рыночных исследований рейтингового агентства IBI-Rating.

ПЕРЕУБЕЖДАТЬ БЕСПОЛЕЗНО

Александр Данилюк, секретарь СНБО, экс-министр финансов Украины

В 2017 году, за несколько дней до посвящённого вопросам финансовой стабильности съезда в Дубровнике, который организовывал мой товарищ, председатель Центробанка Хорватии Борис Вуйчич, я сломал ногу. Однако понимал, что представлять Украину на этом уровне могу только я. Поэтому принял решение всё-таки лететь, на костылях. На мероприятии во время вступительной речи Кристин Лагард говорила о том, что вопрос финансовой стабильности стран зависит от личного желания политиков. И отметила: "Я рада, что мой друг, министр финансов Украины Александр Данилюк, понимает это, ведь приехал сюда, несмотря даже на сломанную ногу". Зал взорвался.

Я лично познакомился с Кристин Лагард в 2015-м, когда занимал должность замглавы АП, курировал вопросы экономики и финансов. Мы познакомились на встрече Петра Порошенко с делегацией МВФ, на которой я присутствовал. У Лагард яркий, узнаваемый стиль. По манере общения сразу стало понятно, что передо мной харизматичный лидер с острым умом. Она формулировала мысли очень чётко и рафинированно.

Как происходит чаще всего? Делегации приезжают в МВФ с намерением доказать, почему какое-то из условий меморандума о сотрудничестве невозможно. Делается это в расчёте на то, что у главы МВФ слишком высокий пост и десятки обязанностей и она не будет вникать в детали каждого вопроса. У Кристин всегда было чёткое понимание сути. Она умеет смотреть в корень проблемы сквозь напускной туман из отговорок, задаёт острые вопросы, что часто ставило переговорщиков в неловкое положение вне зависимости от их уровня.

Это качество было хорошо видно во время решения вопросов, связанных с Украиной. Кристин Лагард всегда была в курсе деталей, взвешивала, что возможно, что невозможно. Там, где видела банальное сопротивление элит, никогда не шла на попятную. Но, если понимала, что в наших реалиях что-то действительно невозможно выполнить, могла пойти на уступки. Бывали случаи, когда Лагард принимала решение вопреки позиции, рекомендованной её командой.

Ещё один знаковый эпизод связан со встречей делегаций Украины и МВФ в Давосе. В тот период в Украине принимали решение по созданию Антикоррупционного суда. Эта тема для меня была очень важна, поскольку я лично участвовал в разработке антикоррупционной реформы — формировании НАБУ, НАЗК, новой системы декларирования. Я понимал, что без Антикоррупционного суда это не будет работать. Кроме того, создание этого суда было одним из главных условий сотрудничества с международными партнёрами.

Но Порошенко сопротивлялся. Он оттягивал время, менял форматы, придумывал какие-то палаты. Лишь бы только не создавать Антикоррупционный суд. И вот перед самым Давосом ему пришло письмо от МВФ, критикующее его законопроект. Он был очень зол.

Кристин понимала, что её попытаются переубедить. Порошенко начал убеждать Кристин в том, что они одна команда, что он борется с коррупцией в Украине. Она слушала это, прекрасно понимая, что перед ней человек, делающий всё возможное, чтобы реформа провалилась. Удивительно, как она сохраняла при этом лицо. Но когда встреча закончилась, она подошла ко мне и сказала: "Саша, я очень рассчитываю на твою позицию, потому что я не понимаю, как действовать в такой ситуации". После разговора с ней я ушёл с ощущением, что она хочет помочь, ей тяжело понять ситуацию, когда глава государства не желает делать то, что критически важно для страны.

Украина — один из крупнейших получателей финансовой поддержки МВФ. И в Фонде хорошо знают о наших проблемах на разных уровнях. Дэвид Липтон, первый заместитель, а ныне и. о. главы МВФ, хорошо разбирается в украинском вопросе, всегда выражает желание и готовность помочь. Я знаю, что сейчас рассматриваются несколько кандидатур, с которыми я знаком. Поэтому уверен, что смена руководства не повлияет на политику МВФ по отношению к нашей стране.

Новые лица

Перед тем как выйти на новый виток своей карьеры, Кристин Лагард успела провести переговоры с ново­избранным президентом Украины Владимиром Зеленским. Это событие послужило сигналом к продолжению сотрудничества с МВФ и обеспечило спокойствие на украинском финансовом рынке в период парламентской избирательной кампании. Однако теперь о поддержке Фонда, которая всё ещё необходима Украине, новому правительству придётся договариваться уже с новым директором-распорядителем. Но кто им станет?

"Есть много возможных кандидатов среди последних успешных министров финансов и управляющих центробанков. На фоне бесспорного успеха Лагард и сохранения монополии США на пост президента Всемирного банка, скорее всего, МВФ снова возглавит выходец из Европы", — говорит Андерс Аслунд.

Наиболее вероятным кандидатом на пост главы МВФ считают Марка Карни, нынешнего главу Банка Англии, а до этого — Банка Канады. "Он имеет репутацию очень сильного и опытного профессионала, однако с проблемами развивающихся экономик сталкивался лишь в 1990-х, занимаясь суверенными долгами в Goldman Sachs. Поэтому с ситуацией в Украине ему придётся разбираться практически с нуля", — комментирует Глеб Вышлинский.

С новым человеком в МВФ диалог будет вести новое правительство Украины. Поскольку Владимир Зеленский подтвердил продолжение сотрудничества с Фондом, вероятнее всего, стороны ещё до конца года сядут за стол переговоров.

ПРАВИЛА И КОМПРОМИССЫ

Владислав Рашкован, заместитель исполнительного директора от Украины в МВФ

Я встретил Кристин Лагард первый раз еще во время ее визита в Киев, в сентябре 2015 года – я тогда работал в НБУ. Украина – одна из 189 стран, с которыми работает МВФ, но все равно стоит отметить, что мадам Лагард всегда очень позитивно относилась к Украине. Наверное, причиной тому был тот факт, что у нее сложились хорошие отношения с президентом, да и общение с Валерией Гонтаревой и Наталкой Яресько всегда для нее было очень приятным. Была ли она открыта к компромиссам? Скорее да, чем нет, хотя все же Фонд – это организация больше о правилах, чем о компромиссах.

Когда я перешел работать в Фонд, мы виделись гораздо чаще: и на заседаниях Фонда МВФ, и на отдельных, более закрытых встречах, посвященным разным вопросам: от развития финтеха до вопросов антикоррупционной адженды, проблем независимости центральных банков и фискальных рисков, факторов влияния гендера на производительность труда и роли банков в финансировании борьбы с климатическими изменениями.

Мне всегда импонировала ее манера не только вести встречи, но и в целом управлять персоналом Фонда. Я говорил как-то на конференции, что управленческий стиль Кристин заключался в следующем: Доверять людям (Trust), Делегировать им полномочия (Delegate), Давать им инструменты для реализации поставленных задач (Empower), но при этом и жестко спрашивать за все просчеты (Ask to be accountable).

Реально ее будет очень не хватать. Но МВФ тем и силен, как институт, – скоро Исполнительный совет, членом которого я являюсь, выберет нового Управляющего директора, и он/она станет строить новые кирпичики глобальной финансовой и макростабильности, которые будут точно не лишними на пороге потенциального кризиса.

 

 

По счетам

От МВФ под руководством Кристин Лагард Украина получила $14,7 млрд

С 2011 по 2014 год Украина обходилась без траншей МВФ. Кабмин Азарова, чтобы не выполнять непопулярные требования Фонда, предпочитал привлекать дорогие займы с рынка, которые пришлось реструктуризировать в 2015-м.

После Революции достоинства Украина согласовала двухлетнюю программу stand-by на $17 млрд, из которых получила только $4,58 млрд. В марте 2015 года stand-by заменили на четырёхлетнюю программу расширенного финансирования (EFF) на $17,5 млрд. Из них в страну поступило четыре транша на $8,7 млрд. С апреля 2017 года по декабрь 2018-го финансирование стояло на паузе, после чего сторонам пришлось согласовывать новую программу stand-by.

Loading...