Обложить налогом. Как с украинцев будут требовать декларации о доходах и сколько придется заплатить

2019-09-16 08:42:52

3687 107
Обложить налогом. Как с украинцев будут требовать декларации о доходах и сколько придется заплатить

Фото: Getty Images

Новые законопроекты – причем как от провластных депутатов, так и от оппозиции: предлагают отслеживать, что покупают украинцы, и сравнивать их расходы с доходами

Привет от оппозиции

По самым оптимистическим оценкам украинских экспертов, в 2018 году уровень теневой экономики в стране составил не менее 40% ВВП. Неудивительно, что каждое новое правительство начинает свою работу с того, что объявляет тени "последний и решительный бой", – и новая власть не стала исключением.

Один из способов борьбы с тенью предложен в законопроекте №1183 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно добровольного одноразового декларирования активов физических лиц". Речь идет о так называемой нулевой декларации – нулевой точке отсчета для применения механизмов контроля за целостностью налоговой базы.

Авторы законопроекта ссылаются на опыт США, Франции, Италии, Ирландии, Нидерландов, Сингапура, Швейцарии, где была проведена кампания добровольного одноразового декларирования активов физлиц для установления реального имущественного состояния своих сограждан на соответствующую дату. В поданных декларациях налогоплательщики честно поделились данными об имеющихся у них деньгах, движимом и недвижимом имуществе, имущественных правах и пр. А дальше уже дело техники: государству только и остается отслеживать, насколько понесенные расходы соответствуют полученным доходам.

Законопроект Нины Южаниной (фракция "Европейская солидарность") и еще 13 других депутатов (из "Европейской солидарности" и внефракционных) предусматривает аналогичные шаги. С 1 января по 31 мая 2020 года предлагается провести добровольное одноразовое декларирование активов физлиц по состоянию на 31 декабря 2019 года, после чего внедрить автоматизированную систему мониторинга доходов и расходов.

Также налогоплательщику предлагается самостоятельно определить размер дохода, с которого раньше не был уплачен налог на доходы физических лиц и уплатить с этой суммы 9%.

В случае неподачи декларации задекларированными будут считаться любые зарегистрированные активы по состоянию на 31 декабря 2019 года, а также денежные средства в сумме 1 млн грн.

Метод контроля за расходами документ предлагает применять с 1 мая 2021 года – после подачи физлицами деклараций о доходах за 2020 год. Если по результатам такого сравнения расходы будут превышать доходы более чем на 10 минималок (учитывая, что по прогнозам в следующем году минимальная зарплата составит 4425 грн, речь идет о сумме 44 250 грн), налоговики будут разбираться с этим вопросом. В случае, если налогоплательщику не удастся документально объяснить разницу между доходами и расходами, на сумму превышения будет доначислен налог 18%.

Впрочем, отслеживать планируют расходы только свыше 150 тысяч гривен. То есть тем, кто за год обошелся без крупных покупок, беспокоиться не о чем.

Сюрприз от партии власти

Но если предложения от оппозиции могут и не принять, то реализация предложений от провластной команды имеет гораздо больше шансов претвориться в жизнь. Речь идет о проекте закона №1232 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей применения специального декларирования за нарушение физическими лицами налогового и другого законодательства".

Государство недополучает налоги, а значительная часть населения Украины является неформально занятой, то есть их доходы не задекларированы и не обложены налогом, говорится в пояснительной записке к документу. А потому возникает острая необходимость во внедрении действенного механизма, который, с одной стороны, позволил бы легализовать и обложить налогом скрытые гражданами доходы, а с другой – не требовал бы больших усилий от государства.

Автор документа Даниил Гетьманцев приводит в пример опыт Индонезии, Бразилии, Аргентины и Италии, где в свое время была объявлена на различных условиях налоговая амнистия, и делает вывод: нечто подобное стоит провести и в Украине.

Для того чтобы воспользоваться правом на специальное декларирование, налогоплательщики будут обязаны подать Специальную декларацию с 1 января по 31 марта 2020 года и уплатить налоговые обязательства со скрытых доходов (активов) в размере:

  • 5% – для валютных ценностей, движимого и недвижимого имущества, ценных бумаг, паев в имуществе юридических лиц, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности и финансовых инструментов;
  • 10% – для всех прочих имущественных прав;
  • 2,5% – для активов, за счет которых произошло приобретение облигаций внутреннего госзайма, выпущенных НБУ.

Более того: перед подачей Специальной декларации относительно денежных средств, банковских металлов и других валютных ценностей налогоплательщик должен будет разместить такие активы на счетах в украинских банках не менее чем на год.

При этом доходы на сумму 300 тыс. гривен предлагается считать по умолчанию подтвержденными и амнистированными без дополнительных условий. Они не будут подлежать налогообложению и проверкам относительно источников получения.

Правда, здесь есть техническая неувязка: в пояснительной записке, в отличие от текста документа, речь идет не о 300 тыс., а о 100 тыс. гривен.

"Хорошо забытое старое"

Напомним, что о нулевой декларации упорно начали говорить три года назад, летом 2016 года, так что в данном случае это новшество – из разряда "хорошо забытое старое". Тогда украинцы восприняли попытку залезть к ним в карман крайне негативно, и идея канула в небытие, как теперь выясняется, чтобы сейчас "воскреснуть" при новой власти.

"Собственно, ничего нового не происходит: вместо борьбы с коррупцией новая власть пошла по пути старой, пытаясь поживиться не за счет олигархов, а за счет самых бедных, – говорит экономист Андрей Мартынюк. – Мало того, что нам предлагают фактически оплатить "отступные" за декларирование своего имущества, причем никого не волнует, что, даже если все налоги были уплачены, придется заплатить еще раз. Так еще и для того, чтобы ваши деньги учитывали как ваши, придется положить наличные в банки, о которых многие украинцы после "чистки имени Гонтаревой" не могут думать без содрогания!"

Эксперт уверен: в таком виде законопроект обречен на провал и украинцы не бросятся декларировать имущество и доходы. В немалой степени это объясняется тем, что "белые" деньги в условиях теневой экономики не очень-то и нужны – разве что на покупку квартир и земли. А все остальное можно успешно купить "в тени".

Аналитик Альтернативного экспертного правительства Валентин Землянский соглашается: желание новой власти отслеживать доходы и расходы натолкнется на недовольство и сопротивление электората, но поможет мало по причине того, что в Украине теневые не только доходы, но и расходы. Украинцы платят "в тени" за медицину и образование, за многие товары и услуги, да и взятки, которые в нашей стране пока так и не удалось победить, – это тоже теневые расходы, и их вряд ли получится учесть.

В то же время аналитик Даниил Монин считает, что законопроект №1232 в целом хорош, а его принятие будет способствовать перетоку средств из-под матрасов и из-за границы в украинские банки.

Украинцы уверены: подобные законопроекты направлены на изъятие денег у простых людей, но при этом олигархов они не коснутся никоим образом

"Нулевая декларация числится пунктом программы Владимира Зеленского, поэтому вероятность ее запуска очень высока, и разработанный законопроект – тому подтверждение, – считает Монин. – Согласно законопроекту, декларированию подлежат деньги и имущество, полученные с уклонением от налогообложения. Мне импонирует, что в данном случае используется метод "пряника". Денежные средства можно легализовать за 10%, но если они пролежат 365 дней в украинском банке – то за 5%, а если купить украинские гособлигации – то за 2,5%. Правда, чтобы эффективность нулевой декларации была более сильной, нужно начинать процесс уменьшения налоговой нагрузки, чтобы не пришлось нулевую декларацию запускать каждые два-три года".

В целом эксперты, опрошенные Фокусом, соглашаются: любому государству для функционирования нужны налоги, поэтому в цивилизованных странах уклонение от их уплаты считается серьезным преступлением. Но тут есть важный вопрос: с чего начать, чтобы пойти по пути тех самых цивилизованных стран? И здесь экономисты единодушны: "молодая команда" начинает не с того.

Для начала было бы неплохо, чтобы государство некоторое время выполняло свои основные функции, обеспечив экономическую, политическую, социальную и финансовую стабильность. И только выполнив свою миссию, государство вправе потребовать от своих граждан поступать по-честному и платить с заработанного налоги. Причем начинать нужно не с самых бедных, а с самых богатых.

Пока же большая часть наших сограждан не уверена ни в банках, ни в стабильности своей работы и доходов, ни в экономическом рывке страны – словом, уверенности в завтрашнем дне нет. По опыту предыдущих лет украинцы не сомневаются только в одном: подобные законопроекты направлены на изъятие денег у среднего класса, но при этом олигархов они не коснутся никоим образом. И попытка реализации нулевой декларации в условиях не самой лучшей экономической ситуации и, что самое главное, такого недоверия, вероятнее всего, обречена на провал.

Loading...