Вернут назад. Кто будет решать проблемы аграриев после ликвидации министерства

Фото: Михаил Палинчак
Фото: Михаил Палинчак

Почему Кабмин Алексея Гончарука решил ликвидировать Минагропрод и когда ведомство восстановят как самостоятельный орган исполнительной власти

15 июля 2019 года Министерству аграрной политики и продовольствия исполнилось 102 года. Этот условный день рождения стал для ведомства последним. Структура, ведущая отсчет от Генерального секретариата земельных дел Комитета Украинской Центральной Рады, в этом году прекратила работу как отдельная единица в правительстве.

2 сентября Кабмин "уплотнил" ряд ведомств в правительстве. Среди них оказался и Минагропрод, который присоединили к МЭРТ, переименовав последний в Министерство экономического развития и сельского хозяйства. Премьер Алексей Гончарук пояснял целесообразность сокращения изначальной раздутостью Кабмина и необходимостью повысить его управляемость. Аграрное министерство — не единственная жертва оптимизации. Так, Минэкологии стало частью министерства энергетики, а Министерство спорта слилось с Министерством культуры. Кроме того, сокращены должности вице-премьеров. Если в Кабинете Владимира Гройсмана работало 23 министра, то у Гончарука их осталось 16.

Одна из версий, объясняющая решительное сокращение министерств и их слияние — отсутствие скамейки запасных Зе-команды. Будущему министру АПК нужно было сочетать профессиональные качества (ввиду значимости и масштаба отрасли) и по умолчанию — лояльность к власти. В случае с Мин­агрополитики из-за несоответствия второму требованию отпал Вадим Ивченко, представитель "Батькивщины", якобы метивший на это место. А из-за несоответствия первому — глава Ассоциации животноводов Ирина Паламар, которая давно и упорно хотела занять министерское кресло и развила для этого большую активность. Также среди вероятных кандидатов на пост министра называли Виталия Ильченко, владельца компании "Укравит".

Тимофей Милованов, глава Мин­экономики и сельского хозяйства, в чьем ведении теперь оказался и агросектор, среди причин объединения несколько сбивчиво называет необходимость провести земельную реформу и перевести ведомство из формата "министерство отрасли" в формат "министерство политики отрасли". "Мы должны создавать условия, в которых экономика развивается. А агробизнес — одна из наиболее быстро развивающихся отраслей, флагман роста", — говорит он.

Для координации работы аграрного направления в МЭРТ ввели должность заместителя министра по АПК. Ее занял Тарас Высоцкий, бывший генеральный директор одной из самых влиятельных аграрных ассоциаций — Украинского клуба аграрного бизнеса, бывший замглавы Черкасской облгосадминистрации. По данным Фокуса, планируется, что в МЭРТ в ближайшее время приступит к работе еще один аграрный заместитель — этот пост займет женщина, представитель экспертного сообщества.

Fullscreen

Главный по агро. Тимофей Милованов считает, что объединение министерств продиктовано запуском земельной реформы

Во имя экономии

Позитивный результат реорганизации — экономия бюджетных средств. Налогоплательщикам содержание Минагрополитики (речь идет именно об аппарате, осуществлявшем общее руководство и управление отраслью) обходилось около 190 млн грн в год. Эти деньги сэкономят, но лишь частично, поскольку большую часть людей все равно переведут в состав объединенного МЭРТ. По данным источника Фокуса в МЭРТ, там уже составили обновленное штатное расписание, предполагающее сохранение практически 100% штатной численности Минагрополитики.

Сокращения происходят пре­имущественно в части руководства: министр плюс замы — всего пять человек, хотя их зарплаты также не настолько заоблачные, чтобы обеспечить существенную экономию. Например, и. о. министра аграрной политики Ольга Трофимцева получала около 32 тыс. грн в месяц.

При этом Андрей Дикун, глава Всеукраинской аграрной рады, экс-заместитель министра аграрной политики, обращает внимание, что в бюджете 2019 года почти 5 млрд грн заложено на финансирование Национальной академии аграрных наук, хотя сами аграрии не понимают, зачем им эта структура.

Волевое решение

Если финансовые последствия реорганизации Минагропрода не окажутся радикальными, то политические будут ощутимыми. Прежде всего риски касаются статуса представителя украинской стороны в международных переговорах. Если раньше это был министр, то теперь будет заместитель. Андрей Дикун отмечает, что особенно критичен такой нюанс в переговорах с ключевыми рынками сбыта украинской агропродукции — странами Азии и Ближнего Востока, где этикету и должности придается большое значение.

На чиновничьем уровне реформирование ведомства тоже поставило ряд вопросов, на которые пока нет ответа. Например, как быть с директоратами — относительно новыми структурными подразделениями в Министерстве, которые призваны увеличить эффективность управления отраслью и финансируются за деньги Евросоюза? Есть мнение, что директораты — "мертворожденный ребенок" госуправления, но даже если так — это открытый проект Евросоюза, который требует отчетности и внятного объяснения, а что же дальше.

Более того, Минагрополитики и особенно подчиненная ему Госпотребслужба — стороны в ряде договоров и соглашений с Еврокомиссией. По европейским протоколам, в случае изменения одной из сторон эти договоры не обновляются автоматически с правонаследником — процесс согласований и переговоров начинается заново.

На уровне отрасли аграрии потеряли понятного адресата, к которому можно было обратиться для решения возникающих вопросов. Николай Горбачев, директор Украинской зерновой ассоциации, обращает внимание, что проблемы АПК, как правило, находятся на пересечении с другими отраслями и, чтобы эффективно отстаивать интересы сельхозпроизводителей, им нужен свой профильный представитель.

Ликвидация Минагропрода продемонстрировала две вещи. Во-первых, уверенность в своих силах новой власти, которая может принимать смелые и радикальные решения без оглядки на общественное мнение. Во-вторых, девальвировала влияние и добавленную стоимость профильных аграрных ассоциаций, в том числе в глазах их членов, которые массово высказывались против реорганизации, но их проигнорировали. Последние наверняка будут стараться восстановить статус-кво — в том числе не самыми комплементарными для представителей Кабмина методами.

Министерства аграрной политики существуют во всех странах — ведущих игроках на мировом аграрном рынке и большинстве государств — членов Евросоюза, при этом с гораздо более скромным взносом агарной отрасли в ВВП, чем в Украине. По данным Фокуса, сейчас среди представителей агрорынка, в том числе бывших министров аграрной политики, заключено негласное пари: когда Минагропрод восстановят в Украине. Самая оптимистичная ставка — в перспективе полугода, максимальная — 18 месяцев.

Михаил Гладий, министр АПК (1999–2000) о том, почему люди важнее урожая: Если возникают претензии к страте­гии и качеству работы министерства (а у меня самого много вопросов к тому, что и как ведомство делало в последние годы), то имеет смысл менять руководителя на более профессионального, а не рубить с плеча. Не думаю, что дело было в отсутствии достойных кандидатов — в отрасли достаточно профессионалов, которые могли бы возглавить Минагрополитики. Масштаб отрасли и её значение для экономики предусматривают существование профильного органа исполнительной власти. Чиновники часто увлекаются рекордными показателями экспорта и урожаев, упуская из виду, что село — это 14 млн человек и сельские территории, на которых они проживают и развитием которых надо заниматься. Цифры трудовой миграции сами по себе впечатляют, но давайте еще учитывать, что большинство мигрантов — жители именно сельской местности. Неудивительно, если учесть катастрофическую ситуацию с безработицей в селе и то, что она никак не решается. Или возьмем фермерские хозяйства, которые должны быть основой аграрного уклада в государстве и поддержку развития которых горячо декларируют чиновники. 20 лет назад в Украине насчитывалось 42 тыс. фермерских хозяйств, сейчас — 38 тыс. О каком развитии можно говорить с такой динамикой? Это поспешное решение, и оно не пойдёт на пользу отрасли, которая занимает ведущее место в государстве.

Ольга Трофимцева, исполняющая обязанности министра аграрной политики и продовольствия (февраль — сентябрь 2019) о логике и лоббизме интересов страны: Любая реформа, в том числе реформа системы государственного управления, должна проводиться для достижения чётко очерченных целей и опираться на прозрачную аргументацию. В случае реорганизации, а фактически — ликвидации Минагрополитики, понятная аргументация этого решения отсутствует. Более того, учитывая заявленные новым правительством экономические цели, это решение выглядит нелогичным. За последние годы Минагрополитики стало для сектора не только лоббистом интересов внутри страны и на внешних рынках, но и партнёром в решении важных вопросов. Кроме того, Минагрополитики начало системно подходить к формированию аграрной политики и реализации в целях устойчивого развития сектора и всей экономики. Аграрно-политические приоритеты перестали быть декларациями, а превратились в реальные направления работы. Благодаря этому появилось доверие между АПК и министерством. Кейс Минагрополитики — это тот случай, когда всё, начиная от международного опыта до здравого смысла, против принятого решения о его ликвидации.