Доллар по 30 к концу года. Что ждет курс гривны и когда остановится ее девальвация
Сможет ли Украина, несмотря на коронакризис и паузу в сотрудничестве с международными кредиторами, избежать курсового шока в этом и следующем годах, рассказывает Фокус.
В текущем году дефицит госбюджета, по предварительным расчетам, составит 300 млрд грн, или 7,5% ВВП. Однако премьер Денис Шмыгаль настроен оптимистично. Недавно он похвалился, что в сентябре план госбюджета перевыполнен на 15%, а по итогам 2020-го обещает и вовсе стопроцентное выполнение: "Сентябрь стал четвертым месяцем подряд, когда выполняется государственный бюджет. Сейчас отставание от годового норматива — только 11,8 млрд грн". В этой связи на фоне снижения курса гривны и некоторого оживления экономики опрошенные Фокусом эксперты не исключают, что реальный дефицит по итогам года будет не 7,5% ВВП, а 5–6%. НБУ тоже оптимистичен, его прогноз — 6–6,5% от ВВП.
Покрывать дефицит правительство могло бы внешними займами, но с ними туго. "Бюджет-2020 рассчитан, исходя из предположения о получении минимум двух траншей МВФ. В сентябре Минфин планировал привлечь, в том числе за счет транша МВФ, около 77 млрд грн. Фактически же объем внешних заимствований составил около 9 млрд грн", — комментирует ситуацию Дарина Марчак, руководитель Центра анализа публичных финансов Киевской школы экономики. Если деньги МВФ до конца года не поступят (а шансы минимальны), расходы придется сокращать на соответствующую сумму. Марчак отмечает, что часть денег традиционно не успеют освоить из-за процедурных проволочек, причем их объем к концу 2020-го может составить около 66 млрд грн. Однако остальное Минфину придется срезать в ручном режиме.
Большая дыра в госфинансах, по всей видимости, станет для Украины затяжной болезнью, ведь в бюджете на следующий год Минфин планирует дефицит 6% от ВВП, а в 2022-м — 4,5%. Сбалансированный показатель — 3% — указан лишь для 2023 года.
Курс гривны: "комфортно" падает
С начала 2020 года к концу октября курс гривны снизился на 17%. В частности, за сентябрь национальная валюта девальвировала на 3%. "Основной причиной сентябрьского курсового скачка стали выплаты по внешним долгам на фоне минимальной продажи валюты со стороны НБУ, — комментирует Юрий Шоломицкий, руководитель Центра макроэкономического моделирования Киевской школы экономики. — Последнее можно объяснить как политикой гибкого обменного курса, так и пониманием центробанка, что выполнение цели по инфляции до конца года возможно только за счет ускоренного ослабления курса гривны — отсюда и слабое сопротивление девальвации".
Сентябрь стал четвертым месяцем подряд, когда выполняется государственный бюджет
Обесценивание гривны выгодно экспортерам, которые выручку получают в валюте, а внутри страны расплачиваются гривней. К тому же за счет девальвации национальной валюты технически можно увеличить поступления в бюджет за счет НДС, акциза и пошлин с импорта. Как отмечает Виктор Шулик, директор Департамента управления проектами рейтингового агентства IBI-Rating, коррекция курса в нашей стране — любимый инструмент балансирования доходов госбюджета.
Продолжение умеренной девальвации прогнозируют практически все опрошенные Фокусом эксперты. Так, в инвесткомпании Eavex Capital ожидают к концу года курс 29,5 UAH/USD. По мнению Дмитрия Чурина, главы аналитического департамента Eavex Capital, девальвацию будет сдерживать сокращение потребительского импорта и сохранение объемов притока валюты заробитчан. По данным НБУ, за семь месяцев текущего года объем частных денежных переводов в страну сократился лишь на 5,3% — до $6,29 млрд против аналогичного прошлогоднего периода ($6,64 млрд).
Старший финансовый аналитик группы ICU Тарас Котович ожидает, что оживление потребления и улучшение логистики простимулируют рост импорта, что вместе с умеренным поступлением валюты от экспорта создаст условия для ослабления курса гривны до 29–30 UAH/USD к концу 2020 года. "Усиление девальвационного тренда возможно лишь в случае значительного нарастания негативного информационного фона и формирования негативных ожиданий среди участников рынка, — продолжает Евгения Ахтырко, аналитик Concorde Capital. — Если этого не произойдет, наиболее вероятный сценарий — медленная девальвация к отметке 29,5 UAH/USD".
Глеб Вышлинский, исполнительный директор Центра экономической стратегии, делится с Фокусом тремя сценариями. По его мнению, если деловая и потребительская активность сохранятся на нынешнем уровне, возможна девальвация в пределах 28–29 UAH/USD. Если власть ужесточит карантин, то из-за сокращения потребительского и инвестиционного импорта гривня укрепится. А если правительство решит финансировать госрасходы за счет дополнительной эмиссии денег, то это подтолкнет курс к 30 UAH/USD и выше.
"Процесс девальвации будет контролируемым, пока в валютных резервах достаточно средств как для нейтрализации эмиссии, так и для погашения других неожиданных рисков. Шокового сценария пока не предвидится", — считает Дмитрий Боярчук, исполнительный директор CASE Украина.
Шаткий баланс
Отличительная черта коронакризиса от других сложных для украинской экономики периодов — сокращение дефицита торгового баланса. Ведь объем импорта в страну в денежном выражении просел намного заметнее, чем выручка от экспорта. За восемь месяцев 2020 года дефицит торгового баланса составил $3,8 млрд, тогда как в аналогичный период прошлого года этот показатель достигал $8,4 млрд. "Одним из весомых факторов для такой динамики была ситуация с импортом природного газа, который не только существенно подешевел, но и поставлялся в страну в меньших объемах благодаря высоким запасам в хранилищах с прошлого отопительного сезона", — комментирует ситуацию Дмитрий Чурин. Он считает, что активный экспорт зерновых и сохранение высоких цен на железную руду на мировых рынках в ближайшие месяцы поддержит приток иностранной валюты в Украину.
Эксперты считают, что если деловая активность сохранится, то возможна девальвация в пределах 28–29 UAH/USD
Из-за засухи в начале лета урожай зерновых, по оценкам Минэкономики, ожидается на 7 млн т меньше, чем в 2019-м. Однако, как отмечает Боярчук, цены на агропродукцию пошли вверх и номинально валютная выручка должна остаться на прежнем высоком уровне.
Положительным моментом в министерстве видят тенденцию к замедлению снижения экспорта. Так, если по итогам семи месяцев текущего года экспорт товаров сократился на 7,4%, то по итогам восьми падение составило 6,6%, то есть темп снижения замедлился на 0,8%.
Время дорогих долгов
В этом году Украина уже прошла основные выплаты по госдолгу. В четвертом квартале платежи по внешнему долгу составляют примерно $630 млн, что не несет очевидной угрозы для внутреннего валютного рынка Украины.
Однако картину портит неопределенность во взаимоотношениях с МВФ. Консультации между Фондом и правительством продолжатся. И хотя власть уверяет, что этот диалог эффективный, эксперты смотрят на него скептически. Как отмечает Боярчук, прежде чем вернуться к конструктивной работе с Фондом, Украине придется исправить длинный список "доблестей" — таких как замена руководства НБУ, повышение минимальной зарплаты, неэффективное использование средств Фонда по борьбе с COVID-19, спорный проект бюджета на 2021 год.
К тому же есть вечный вопрос борьбы с коррупцией. "Так и не внесен законопроект, который должен урегулировать назначение директора НАБУ после решения КС, а в комиссию по отбору руководителя САП Рада назначила кандидатов, не соответствующих требованиям закона, — считает Глеб Вышлинский. — Продолжаются попытки зачистить правление НБУ от членов старой команды, не отменен потолок выплат для членов руководящих органов госпредприятий". По его мнению, если власть не покажет прогресс в решении этих проблем, программа МВФ зависнет до лета 2021 года, когда наступит время поиска денег для огромных выплат по долгам, намеченным на сентябрь 2021-го. По данным Минфина, в следующем году Украине предстоит выплатить $14,48 млрд по внутреннему долгу и $5,2 млрд — по внешнему.
Чтобы перекрыть отсутствие помощи МВФ, правительство может выпустить государственные еврооблигации. "Ситуация на рынках остается позитивной. Украинские бумаги торгуются преимущественно на уровне 6–8%, что позволяет найти окно и выпустить новые облигации, если будет необходимость", — считает Тарас Котович. Есть возможность занимать и на внутреннем рынке, который активизировался в октябре из-за того, что Министерство финансов двигается навстречу рыночным настроениям и постепенно повышает процентные ставки по ОВГЗ.
По наблюдениям Дарины Марчак, на внутреннем рынке спрос на ОВГЗ обеспечивается прежде всего банками, которые с начала осени нарастили свой портфель ОВГЗ на 26 млрд грн (6%), тогда как нерезиденты с начала осени сократили свой портфель ОВГЗ на 7,6 млрд грн (9%).
"Канал заимствований открыт и активно используется государством для покрытия дефицита госбюджета. Но сохранится ли подобная ситуация в будущем, сказать сложно. Думаю, что в критических обстоятельствах правительство сможет рассчитывать на НБУ и лояльные госбанки в качестве потенциальных кредиторов", — отмечает Виктор Шулик. Впрочем, за эмиссионное финансирование бюджетной дыры граждане Украины заплатят обесцениванием своих доходов в валютном эквиваленте. Это повлечет снижение доступности импортных товаров, рост инфляции и снижение внутреннего потребления.