"Не вiльна" касса. Почему украинские предприниматели отбиваются от крупнейшей с 2010 года реформы налогообложения
Малый и средний бизнес не хочет использовать кассовые аппараты, а власть, еще недавно настроенная "построить" предпринимателей, вовсю ищет пути для компромисса
В ноябре 2020 года малый и средний бизнес протестует не только из-за введения карантина выходного дня. Предприниматели по всей стране требуют отменить обязательное использование кассовых аппаратов (они же регистраторы расчетных операций, сокращенно РРО) с 1 января 2020 года. "Малый и средний бизнес в Украине очень чувствителен к любым налоговым новациям. Это особенно проявилось еще в 2010 году, когда протесты против реформы упрощенной системы налогообложения вылились в Налоговый майдан. Нынешняя фискализация из-за введения РРО — крупнейшая реформа для МСБ с тех пор", — объясняет Иван Городиский, адвокат, управляющий партнер АО Dexis Partners.
Под фискализацией подразумевается обмен данными между РРО и налоговой службой. РРО, зарегистрированный в налоговой, не только печатает чеки, но отправляет фискалам отчет обо всех операциях предприятия. Сейчас многие предприниматели используют РРО, не включая фискальный режим. То есть по факту печатают чеки для мусорной корзины.
Вывести из тени
Согласно принятым 20 сентября 2019 года Законам "О применении регистраторов расчетных операций (РРО) в сфере торговли, общественного питания и услуг" и "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг", физлица-предприниматели, работающие на второй или третьей группе упрощенной системы налогообложения, обязаны использовать РРО с фискальной функцией. Для многих бизнесов час Х наступает 1 января 2021 года, а для всех в принципе малых предпринимателей — 1 апреля 2021-го.
Обязательность РРО обосновывали необходимостью борьбы с теневыми схемами крупного бизнеса. Ведь в Украине не редкость, когда компании с оборотами в сотни миллионов гривен дробятся на множество ФЛП на упрощенной системе, чтобы оптимизировать налоги. Покупатель может это заметить, когда в большом магазине, скажем, техники и электроники, ему выдают товарный (а не фискальный) чек от ФЛП. В этом случае налоговая служба не может проконтролировать обороты торговой точки, соответственно, налогов собирается меньше.
Бизнес по всей стране протестует против РРО. Парламент готов пойти на уступки
По расчетам Института социально-экономической трансформации, в 2019 году условные убытки бюджета от занижения оборотов ФЛП на упрощенной системе составили 6,3–7,6 млрд. Но это далеко не самый широкий канал уклонения от налогов. Для сравнения, из-за процветания серого импорта и контрабанды бюджет за год теряет более 68–96 млрд грн.
Нововведения, которые нацелены на искоренение злоупотреблений большого бизнеса, возмутили малый и средний бизнес. По словам Ивана Городиского, в связи с обязательным использованием РРО предприниматели опасаются усиления контроля со стороны налоговиков и, соответственно, давления на бизнес в форме штрафов, проверок. Практически сразу после принятия соответствующих изменений по стране прокатились протесты МСБ. Осенью 2020-го волнения возобновились несмотря на эпидемию и карантин. "Движение предпринимателей "Рада мiст #ЗахистиФОП" продолжает протесты, потому что никаких изменений не происходит — никто не идет навстречу предпринимателям, а законы вступают в силу", — объясняет причину протестов Борис Эмельдеш, глава Всеукраинской профессиональной ассоциации предпринимателей. По мнению собеседника Фокуса, законодательство о тотальной фискализации необходимо либо отменить, либо перенести. Причем перенос нужен, чтобы разработать законопроект, который выведет из-под гнета фискализации малый бизнес.
По словам Олега Гетьмана, координатора экспертных групп "Экономической экспертной платформы", требования других групп бизнеса относительно РРО отличаются. Объединение малого бизнеса "СейвФОП" требует отмены любой фискализации и принятия законопроектов №3853-1 и №3853-2, чтобы плательщики единого налога не использовали РРО.
Коалиция бизнес-ассоциаций "Украинская Рада бизнеса", в состав которой входят десятки ассоциаций малого и среднего бизнеса, призывает отменить тотальную фискализацию для второй и третьей групп упрощенцев и ввести ее только для рисковых категорий плательщиков.
Выйти из игры
В парламенте, правительстве и налоговой службе понимают, что решение ввести обязательные РРО разворошило улей. Страсти вокруг этой темы приумножают негатив в кругах предпринимателей, который и без того зашкаливает из-за ужесточения карантина. С другой стороны, дорогу для компромисса открывает то, что экономическая целесообразность тотальной фискализации, по расчетам аналитиков, выглядит сомнительной. По информации Олега Гетьмана, расходы предпринимателей на приобретение и эксплуатацию кассовых аппаратов в первый год работы при тотальной фискализации второй и третьей групп ФЛП составят 9,77–11,9 млрд грн, а при фискализации только рисковых групп — 1,2 млрд грн.
Борис Эмельдеш ссылается на расчеты Государственной регуляторной службы (ГРС), согласно которым стоимость введения РРО для бизнеса составит 22,35 млрд грн, тогда как поступления в бюджет за счет этого вырастут только на 2,5 млрд грн. "Общественная польза от фискализации упрощенцев — отрицательная, в то время как фискализация только рисковых плательщиков дает значительно меньшие убытки для предпринимателей при почти тех же дополнительных поступлениях в бюджеты", — заключает Гетьман.
Идею полной отмены фискализации собеседник Фокуса также считает вредной из-за утраты у государства возможности контроля над схемами по уходу от налогов, что приведет к потерям бюджета в миллиарды гривен.
Напомним, парламент отправил на доработку проект закона №4313, который предусматривает перенос обязательства установить РРО до января 2022 года ФЛП 2–4 группы с оборотом до 1 млн грн, кроме тех, кто продает лекарства и бытовую технику (для таких дата остается прежней — 1 января 2021 года).