На чистую воду

Аномально жаркий май показал, что украинцы, беспокоясь о здоровье, чаще утоляют жажду не сладкой газировкой, а «минералкой». Специалисты прогнозируют, что в 2010 г. мы будем пить вдвое больше бутилированной воды, отдавая предпочтение негазированной

Когда в майские дни столбик термометра уходил за 30 град. С, бармену одного из столичных кафе Светлане Леонтьевой пришлось заказывать дополнительные партии пол-литровых пластиковых стаканчиков. Но вовсе не из-за пристрастия клиентов к пиву. «Посетители в эти жаркие дни предпочитали пить соки и холодную «минералку». Многие заказывали сразу по два стакана воды, вот мы и предлагали им утолить жажду из нетипичной тары», – говорит бармен.

Для многих производителей живительной влаги жара тоже оказалась неожиданной. «Водные» полки магазинов, а также холодильники опустошались за несколько часов, вынуждая подсобщиков периодически подносить со склада всё новые паллеты с бутылками. «Объём продаж минеральной воды за май вырос более чем на 50% по всем торговым маркам в сравнении с предыдущим месяцем и почти в два раза – по сравнению с маем 2005 г.», – сообщила Фокусу Светлана Фролова, начальник отдела маркетинга ООО «Биотрейд» (ТМ «Знаменівська», «Калипсо» и «Два Океана»). Особенно популярна во время зноя вода в ёмкостях небольших объёмов – это удобнее для пользования «на ходу». Так, в компании «Аква-Эко плюс» сообщили, что именно пол-литровые «Трускавецька Аква Еко», «Малятко» и «Чистый Ключ» продавались лучше всего: в среднем, их реализация в мае выросла на 46-52%.

Даже у такого монстра «водной промышленности», как компания IDS, на складах заметно уменьшились запасы «Моршинской», «Миргородской» и продукции других торговых марок разного литража, выпускаемых предприятиями этой группы. «Завод (в Моршине – Фокус) вышел на рекордные 20 млн. литров в месяц, и продалось всё», – подчеркнул генеральный директор IDS Group Николай Кмить.

Но если те, кто разливает воду в бутылки, сумели адаптироваться к повышенному спросу, то система доставки «минералки» потребителям – нет. «Автомобильный транспорт Украины в этот период стал самым узким местом для производителей минеральной воды. Потому что когда все в один момент захотели вывезти и пиво, и воду, и водку, транспорта не хватало», – отмечает г-н Кмить.

Вопрос доставки – один из наиболее ключевых для рынка минвод. Ведь потребитель и изготовитель, как правило, находятся в разных концах страны. Так, в производстве минеральной воды лидирует Львовская область – здесь выпускают почти 16% всей украинской бутилированной воды, а в потреблении – столица, за которой следуют Восток и Юг. Причём важно не просто привезти минводу в город, но и распределить её по многочисленным точкам продажи. Ведь, несмотря на постоянное увеличение количества супермаркетов, 47% упакованных вод продаётся через обычные магазины.

Война водопроводу
Но даже если температура снизится, это отнюдь не будет означать снижения интереса к «минералке». Ведь в Украине с каждым годом всё более отчётливо просматривается европейская тенденция перехода на бутилированную воду. По разным оценкам, этот рынок ежегодно увеличивается на 15-17%. Причём, несмотря на то, что сезоном потребления минералки считается период с начала мая до середины ноября, а пик её покупок – лето, в последнее время разница между объёмами реализации в летний и зимний периоды значительно сгладилась.

Правда, в отличие от Европы, которая более 50 лет активно пьёт из бутылок, в нашей стране культура потребления упакованных питьевых вод только формируется – ещё недавно такая вода воспринималась большинством соотечественников скорее как атрибут праздничного стола. И даже в подобных случаях предпочтение отдавалось сладкой газировке перед минералкой. «Теперь же украинские потребители постепенно начинают воспринимать минеральную воду как ежедневный, а не как застольный продукт», – отмечают в компании «Аква-Эко-Плюс».

Если в 2005 г. её потребление на душу населения составляло 26,1 л, то в прошлом году этот показатель составил уже 30,8 л. Конечно же, до европейских уровней нам ещё далеко. Например, в Италии, а это мировой лидер по потреблению бутилированной воды, приходится почти 200 л на человека в год. Только одна известная компания San Benedetto разливает 1,3 млрд. литров воды ежегодно. Для сравнения, в 2006-м весь рынок упакованных вод в Украине составил 1,44 млрд. литров.

И всё же тенденция налицо. Так, в нынешнем году производители прогнозируют очередной скачок потребления минводы в Украине – до 35,7 л. Это связывают с улучшением благосостояния и возможностью уделять больше внимания здоровому образу жизни, неотъемлемая часть которого – потребление высококачественной воды.

Поэтому в последнее время потребители всё больше предпочитают более дорогой, но и более надёжный вариант – покупать питьевую бутилированную воду. Исходя из исследований, она безвредна по химическому составу, в ней нет болезнетворных организмов. Многим горожанам нравится готовить именно на такой воде – говорят, даже чай и кофе в этом случае имеют гораздо лучший вкус.

Пузырьки уходят в прошлое
Для приготовления пищи, конечно же, используется негазированная вода. А украинский потребитель, как, впрочем, и его «коллеги» по постсоветскому пространству, в силу многолетней привычки склонен пить газировку. Поэтому в общем объёме потребления упакованной воды доля негазированной пока невелика. Так, в прошлом году соотношение газированной и негазированной воды составляло 82% к 18%. Здесь нам ещё только предстоит догнать Европу, где соотношение обратное – 20% к 80%. Скорее всего, это будет сделано, ведь европейские привычки постепенно укореняются и у нас. Кроме покупателей, использующих «тихую» воду на кухне, многие компании покупают питьевую воду для сотрудников. Поэтому вода без газа ежегодно отбирает у газировки в среднем по 3% рынка.

Следует также отметить, что в бутылки попадает вода как природная (изначально чистая и полностью сохраняющая свою структуру), так и подготовленная – когда на основании сложных исследований подбирается специальный комплекс фильтров, которые очищают воду из конкретной скважины. Кстати, по словам представителя итальянской компании Sipa Андреа Капра, у него на родине вообще запрещен разлив обработанной воды.

Но украинцы традиционно предпочитают отечественных производителей «живительной влаги». Согласно оценкам компании ACNielsen Ukraine, в газированном сегменте сегодня лидирует «Миргородская» (9,2% рынка), в негазированном – «Моршинская» (29,4%). На втором месте Coca-Cola вместе с ТМ Bonaqua (9,7% рынка), а далее идут Царичанский завод, концерн «Эрлан» и «Росинка». Хотя лидеры рынка периодически укрепляются, поглощая небольших производителей, отечественным любителям чистой воды есть из чего выбирать. В нашей стране зарегистрировано более 650 наименований минеральной воды, из которых всё время в производстве не менее половины.

Какая бывает вода

ПитьеваяМинеральнаяСтоловаяЛечебнаяЦентр потребительских экспертиз «Тест»

На растущий спрос изготовители отвечают постоянным увеличением производственных мощностей. К примеру, группа IDS в конце прошлого года модернизировала предприятие по разливу «Миргородской». А 1 июня открылся новый завод по производству «Моршинской» – его три линии разливают воду в 0,5 л, 1 л, 1,5-литровые, 3- и 6-литровые PET-бутылки, а также в пол-литровую стеклянную тару, и способны разливать в сутки 900 тыс. л воды. «Объём производства возрастёт с прошлогодних 140 млн. литров до 180 млн. до конца этого года», – сообщил Фокусу гендиректор IDS.

Крутая минералка
Наряду с расширением сегмента негазированной воды также наблюдается тенденция снижения доли масс-сегмента (от 1,5 грн./л) упакованных вод и увеличения удельного веса sub-premium и премиум-сегментов (от 2,5 грн./л и от 5 грн./л соответственно).

В них представлены та же «Моршинская» в пол-литровой стеклянной бутылке, «Миргородская» в стекле 0,33 и 0,7 л, а также импортные минводы: Evian, Perrier и «Боржоми».

В отличие от массового сегмента, в премиум-сегменте украинского рынка сильны иностранцы. Например, грузинская «Боржоми» заметно укрепила свои позиции после того, как год назад Россия запретила её импорт на свою территорию. По итогам 2006 г. доля «Боржоми» в сегменте premium-вод на рынке Украины составила 68%. Впрочем, продвигает здесь грузинскую воду всё та же IDS Group, – которая выступает партнёром производителя «Боржоми», компании Georgian Glass&Mineral Water (GG&MW).

Но лавры знаменитого грузинского бренда не дают покоя конкурентам. О желании увеличить своё присутствие на нашем рынке заявил и российский производитель ОАО «Нарзан». Сейчас эту воду, хорошо известную старшему поколению, никак нельзя назвать лидером продаж в Украине. Но «Нарзан» собирается вложить в продвижение $150 тыс. и достигнуть оборота на украинском рынке порядка миллиона долларов. По оценкам руководителей «Нарзана», premium-сегмент у нас сегодня самый перспективный и в последнее время растёт на 15-20% в год.

Но отечественные игроки не воспринимают планов россиян всерьёз, считая, что расклад среди крупнейших производителей минводы в ближайшей перспективе вряд ли поменяется. Например, «Нарзан» уже четыре года продаётся в Украине. Несколько лет назад ожидался выход воды под ТМ Aqua Minerale (компания Pepsico), но этого так и не случилось. Г-н Кмить полагает, что виной тому низкая прибыльность на нашем рынке. Вместе с солидными затратами на рекламу для выхода на новый рынок это достаточно веские причины, чтобы Украина перестала интересовать компанию.

Однако, по мнению и экспертов, и участников, отечественный рынок минералки становится всё более похожим на европейский. Конечно, «перепить» жителей Апеннин нам в обозримом будущем вряд ли удастся. Но производители полагают, что украинский рынок имеет все шансы вырасти ещё приблизительно вдвое. Тогда потребление бутилированной воды достигнет польского уровня – около 60 л на душу населения в год.