Мнение: Достучаться до Батьки

Бороться с белорусским демпингом нам помогает Лукашенко, в то время как украинские чиновники лишь разводят бумажную волокиту

В период рецессии, который сейчас переживает весь мир, единственная возможность выжить для любой экономики – это "окуклиться" и рассчитывать на собственное производство и потребление. Для этого правительства всех стран защищают национальных производителей, чтобы те пережили тяжелые времена, ограничивая импортные поставки.

Украина практически не имеет регулирования в виде протекционизма внутреннего производства. А, например, в США действуют квоты и ценовые ограничения на экспорт российской толстолистовой и горячекатаной стали. Правительство страны ввело их после поставок российской продукции по цене в 3 раза ниже американской и банкротства 30 американских компаний. Инициаторами тогда выступили профсоюзы США, так как тысячи людей потеряли работу. Антидемпинг привел к тому, что американское стальное производство вновь стало рентабельным и увольнения прекратились. Или достопамятные ограничения на поставки американской курятины в Россию, введенные российским правительством. "Ножкам Буша" надолго прикрыли возможность топать по прилавкам российских магазинов. В результате стало расти внутреннее производство этой продукции.

Вот, например, мои белорусские коллеги из компании "Белшина", пользуясь "прозрачными" границами Украины, активно наращивают свои позиции на нашем рынке. Метод, избранный ими, – банальный демпинг: ввоз продукции по специально заниженной цене. Белорусские шины в Белоруссии стоят дороже, чем на украинском рынке. Доходит до курьезных ситуаций, когда гомельские автомобилисты отправляются за новой белорусской резиной к нам, в Украину. Ведь на наших авторынках их "родная белшина" стоит дешевле в полтора раза. И это с учетом транспортировки, таможенных сборов и налогов.

Я долго ждал реакции государства. Однако мои запросы чиновники попросту игнорировали. Первое антидемпинговое расследование потонуло в бумажной волоките и отписках. Белорусские товарищи, вдохновленные бездействием Украины, начали наращивать долю ввоза и увеличили ее почти в 4 раза. К слову, 55% нашей продукции уходит на экспорт, а 45% – это наш родной рынок. Который мы, таким образом, теряем. И что прикажете делать 16 тысячам работников "Росавы" и смежных структур – отправляться на авторынки торговать китайскими шинами? Вопрос необходимо было решать.
Новая жалоба – заседание комиссии по вопросам международной торговли. В проекте решения рекомендовано нашу жалобу отклонить, расследование, решение "не возбуждать". Пикантный факт в том, что ни меня, ни кого другого из "Росавы" даже не пригласили на это заседание. Генеральному директору пришлось едва ли не с черного хода пробиваться в Минэкономики, чтобы озвучить свою позицию.
В результате голоса членов комиссии таинственным образом разделились поровну, поэтому решение принять оказалось невозможно.

И, наконец, свершилось. После десятков писем в инстанции Минэкономики подписал меморандум с белорусским МИДом "о взаимопонимании в сфере применения инструментов торговой защиты в международной торговле".

Как ни странно, помогли журналисты. Именно после публикаций в украинских и белорусских СМИ проблема выросла до уровня межгосударственных отношений. И тут в дело вмешался сам президент Александр Лукашенко. Издал указ, которым рекомендует производителям автомобильных шин "самоограничиться" и привязать экспортные цены к внутренним, белорусским. Указания своего президента белорусы исполняют четко. Так для моей компании наступил хеппи-энд этого антидемпингового сериала.

Если бы мы надеялись на помощь чиновников, история вряд ли окончилась бы хорошо. Ладно, нам Батька помог. А что будет с другими? С чем останется наше государство после кризиса, будет ли о чем с гордостью говорить "Сделано в Украине"?

Вадим Татусь, председатель наблюдательного совета ЗАО "Росава"