Какое вино пьют украинцы. Почему европейские вина вытесняют украинский продукт
Украинцы выбирают французское и итальянское вино, а товарооборот отечественной продукции падает из года в год.
Либерализация винного законодательства (отмена лицензии на оптовую торговлю стоимостью 500 тыс. грн в 2016 году; упрощение процедуры лицензирования в 2018-ом) дала серьезный толчок для развития гаражного виноделия в Украине. По всей стране стали появляться небольшие хозяйства с собственными виноградниками, владельцы которых выпускают авторское вино ограниченными партиями. Как считает Сергей Климов, основатель Kyiv Food and Wine Festival, совладелец и идеолог винных баров Like a Local"s, зачастую такой крафтовый продукт по качеству гораздо лучше вин крупных производителей.
К слову, даже появление сети баров Like a Local"s, где продается исключительно украинское вино, говорит о том, что в стране за последние годы вырос интерес к отечественному продукту.
"В 2014 году невозможно было представить хоть одного крафтового производителя, который с первого же своего официального релиза мог поставить вино в бар по входящей цене 500 грн. Сегодня это реальность", — комментирует Климов.
Статистика ритейлеров показывает, что уже сегодня массовый покупатель чаще выбирает вино из Европы и Латинской Америки
Параллельно с этим в Украине наблюдается значительный прирост импорта вина из других стран. Если в 2016 году в страну завезли вина на общую сумму $85,3 млн, то в 2019 году этот показатель составил $146,7 млн, а в 2020-м, по информации Института аграрной экономики, — $224 млн. С 1 января 2021 года в Украине действует нулевая пошлина на вино, импортируемое из Евросоюза. Это означает, что импортная продукция станет еще более доступной для украинского потребителя. И статистика ритейлеров показывает, что уже сегодня массовый покупатель чаще выбирает вино из Европы и Латинской Америки.
В торговых сетях "Ашан", "Велика Кишеня" и "Велмарт", являющихся членами Ассоциации ритейлеров Украины, в последние годы наблюдают снижение потребительского интереса к отечественному вину. В компании "Ашан Ритейл Украина" доля украинских вин (без учета игристых) в товарообороте в 2015 году составляла 28%, в 2016 и 2017 годах – 33%, но потом начала падать: в 2018-ом – 32%, 2019-ом – 29%, 2020-ом – 27%. При этом доля выкладки украинской продукции в магазинах "Ашан" в прошлом году колебалась в пределах 30% от общего ассортимента вин.
По словам Виктории Шило, руководителя направлений FMCG и фермерских товаров "Ашан Ритейл Украина", спрос на отечественное вино падает, уступая место импортным напиткам из Франции и Италии.
"Если сравнивать стоимость бутылки вина в Италии и в Украине, то в Италии она дешевле. Но, естественно, что на стоимость влияет доставка и прочие расходы", — комментирует Шило. При этом в компании надеются, что в будущем спрос на украинские вина снова будет расти, поэтому ищут новых партнеров среди мелких производителей для расширения ассортимента локальной продукции.
В магазинах компании Retail Group ("Велика Кишеня, "Велмарт", "ВК Экспресс") в начале 2021 года доля продаж украинского вина сократилась на 10% по сравнению с 2017-м. В настоящее время продукция отечественных производителей занимает на полках около 26% от общего ассортимента тихих вин. При этом, как говорит Лидия Стеценко, менеджер департамента ассортимента товара компании Retail Group, покупатели стали чаще выбирать вина из Нового Света, а также Испании, Италии и Франции.
Импорт продолжит набирать обороты, и одной из причин этого является отмена госпошлины
По прогнозам Стеценко, импорт продолжит набирать обороты, и одной из причин этого является отмена госпошлины.
"Естественно, нельзя говорить о полном вытеснении украинских производителей, поскольку они занимают определенную нишу на рынке, и наши покупатели все больше отдают предпочтение украинским винодельням, использующим европейские технологии производства", — подчеркивает она.
Компания "Метро Кеш энд Керри Украина" не стала исключением из общего правила, здесь также наблюдается падение спроса на украинские вина. Если в 2018 году в магазинах наблюдали рост категории на 26%, то уже в следующем году продажи украинского вина упали в среднем на 16%: тихие вина – на 20% и игристые – на 10%. За последний год снижение продаж украинского вина составило –26% в количестве.
"Украинский клиент все больше путешествует, пробует новые вина из разных уголков мира, меняет свои предпочтения, повышая и развивая культуру потребления вина. Возвращаясь домой, он, естественно, хочет продолжать пить качественные импортные вина", — комментирует Татьяна Безштанько, менеджер по закупке вина "Метро Кеш энд Керри Украина".