Большая перемена. Что значат отставка Коболева, назначение Витренко и кому это выгодно
Фокус выяснил, с чем связаны кадровые перестановки в руководстве Группы "Нафтогаз" и что теперь ожидает крупнейшую госкомпанию Украины.
28 апреля 2020 года СМИ облетела новость об увольнении с поста главы правления НАК "Нафтогаз Украины" Андрея Коболева, который занимал эту должность с марта 2014 года. До недавнего времени он оставался одним из немногих, кому удалось удержаться на ключевом посту в государстве после прихода к власти команды Владимира Зеленского.
Для увольнения Коболева в Кабмине 28 апреля провели заседание общего собрания акционеров компании НАК "Нафтогаз Украины", где рассмотрели отчет предприятия за прошлый год. Группа отчиталась о чистом консолидированном убытке 19 млрд грн, тогда когда в соответствии с предложенным руководством Нафтогаза и утвержденным Кабмином финансовым планом предполагалось получить 11,5 млрд грн прибыли.
На заседании работу Набсовета и правления НАК "Нафтогаз Украины" признали неудовлетворительной. Полномочия Коболева, а также независимых членов и представителей государства в набсовете прекратили с 28 апреля. Кроме этого, приняли решение об "избрании и назначении" с 29 апреля 2021 года нового предправления. Им стал и.о. министра энергетики Украины Юрий Витренко, в прошлом — исполнительный директор НАК "Нафтогаз", уволенный из компании в мае 2020 года из-за продолжительного конфликта со своим бывшим коллегой Андреем Коболевым.
"Об "увольнении" узнал из новостей. Комментировать не могу. Никаких заявлений не писал", — лаконично отреагировал на событие в своем профиле в "Фейсбук" Андрей Коболев.
За что Коболев попал в немилость
Накануне резонансного увольнения 27 апреля состоялась презентация финансового отчета Нафтогаза за 2020 год, где, собственно, компания и отчиталась о миллиардных убытках, которые стали неприятным сюрпризом после нескольких лет прибыльной деятельности.
В числе причин ухудшения финансового результата в НАК "Нафтогаз" называют отделение от него оператора газотранспортной системы, который начал автономную работу. Соответственно, оплата за транзит газа с этого момента начала поступать не "Нафтогазу", а новосозданной структуре. Второй негативный фактор — задолженность перед Нафтогазом контрагентов (в основном, газсбытов и теплокоммунэнерго), которая достигла в 2020 году 57 млрд грн. И, наконец, в группе компаний сетуют на "экономический кризис в мире и рекордно низкие цены на газ".
"В первую очередь, причиной недовольства руководителем НАК "Нафтогаз" стал финансовый результат компании. Во-вторых, состоявшееся накануне объявление базовых годовых тарифов на газ для населения, которые, по всей видимости, оказались выше ожидаемых", — называет возможные причины отставки Адриан Прокип, эксперт программы "Энергетика" аналитического центра "Украинский институт будущего" (UIF).
Напомним, в соответствии с постановлением Нацкомиссии, осуществляющей госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЕКП) с 1 мая в Украине вводятся годовые тарифы на газ для населения. Операторы уже заявили цены, которые будут действовать с 1 мая 2021 года по 30 апреля 2022 года в диапазоне от 7,88 грн до 13,5 грн за кубометр. В частности, годовой тариф Нафтогаза составил 7,96 грн за кубометр, что более чем на гривну дороже стоимости газа в апреле. При этом Адриан Прокип указывает на косвенное влияние Нафтогаза на ценовую политику остальных поставщиков.
"Вопрос задолженности теплокоммунэнерго перед Нафтогазом годами остается нерешенным, что в итоге привело к убыткам и, вероятно, стало формальной причиной увольнения, — продолжает Дмитрий Марунич, эксперт энергетического рынка. — Кроме этого, была провалена программа 20/20 (проект увеличения добычи природного газа к 2020 году — Фокус). Тем временем сам Коболев получал рекордные вознаграждения, а фонд заработной платы в группе компаний раздули неадекватно украинским реалиям".
В свою очередь, Юрий Корольчук, эксперт Института энергетических исследований считает, что Нафтогаз, его предправления Коболев и набсовет с 2015 года фактически вышли из-под контроля правительства и государства. По словам собеседника Фокуса, государство вправе использовать для нужд населения недорогой газ собственной добычи госпредприятия "Укргаздобыча", тогда как "Нафтогаз" блокировал этот процесс. То есть, остальные участники рынка оказались лишенными доступа к дешевому ресурсу, из-за чего цены на газ ползли вверх. В этом свете, по мнению Корольчука, увольнение Коболева, фактически, выглядит как попытка Офиса президента обеспечить приемлемую ценовую газовую политику для населения перед выборами.
Не по уставу
Мнения относительно законности увольнения Коблева разделились. Адриан Прокип отмечает, что в соответствии с уставом группы компаний набсовет должен согласовывать увольнение главы "Нафтогаза", но этого требования не стали придерживаться, так как и независимых членов набсовета также отстранили.
В заявлении, опубликованном в профиле группы компаний "Нафтогаз" в Facebook, принятое Кабмином решение назвали "юридической манипуляцией" и "надругательством над основополагающими принципами корпоративного управления госпредприятиями".
"Такие действия Кабмина — сигнал всем госпредприятиям: работа в интересах бюджета и народа Украины, а не в интересах отдельных политических сил, будет наказываться, — заявляют в НАК "Нафтогаз". — Кроме того, это четкий сигнал инвесторам в ценные бумаги украинских эмитентов: условия работы госпредприятий Украины непредсказуемы и могут быть изменены в зависимости от политической целесообразности".
Валерий Пекар, соучредитель гражданской платформы "Нова Країна" усмотрел в разгоне Набсовета НАК "Нафтогаз" ради смены главы правления продолжение разрушения институтов для усиления личного влияния.
"Современный подход "закон выше желания отдельных лиц" снова уступил средневековому подходу "король выше закона", — заявил Пекар в своем профиле в Facebook. — Это четкий сигнал США и МВФ, что украинское руководство не хочет поддерживать международные стандарты корпоративного управления".
Некоторые эксперты усматривают в таком поспешно решении Кабмина окончание реформы корпоративного управления госпредприятий, которая была одним из важнейших "маяков" в меморандумах Украины и МВФ. А эксперт из ИК Dragon Capital Сергей Фурса и вовсе говорит, что увольнение Коболева вопреки Уставу компании — прямой путь к потере шанса получить транш от МВФ.
Впрочем, Юрий Корольчук считает, что правовые основания не были нарушены.
"Юридической коллизии здесь нет. Закон не обязывает правительство ждать решения наблюдательного совета для освобождения или назначения председателя правления", — говорит эксперт.
Вполне вероятно, что за резонансным увольнением последует череда громких заявлений, в том числе на международном уровне, скандалов и судебных разбирательств.
"У Коболева есть мощные лоббисты в США, которые, по всей видимости, временно упустили контроль над ситуацией и не успели его защитить. Но их реакция еще может последовать, — считает Дмитрий Марунич. — Естественно, Коболев будет бороться и пытаться оспаривать решение Кабмина в судах, однако его шанс на успех пока можно оценить как 50 на 50".
Новый-старый рулевой
Как уже говорилось, назначенный предправления НАК "Нафтогаз" Юрий Витренко — не новое лицо в группе компаний. В сфере его компетенции находилась трансформация предприятия и, по мнению Адриана Прокипа, Витренко должен продолжить реструктуризацию предприятия. Кроме этого, Прокип ожидает от Витренко проведение аудита работы НАКа за 2020 год.
Дмитрий Марунич уверен, что Витренко первым делом вычистит из НАК "Нафтогаз" всех людей, причастных к его выдавливанию из компании в 2020 году. Впрочем, Корольчук не исключает, что Коболев "забаррикадируется" и банально не будет никого пускать в "Нафтогаз". В этом случае Витренко предстоит взять на себя роль агрессивного тарана.
Как долго задержится Юрий Витренко во главе Нафтогаза — вопрос открытый.
"Логичным шагом было бы объявление конкурса на должность нового главы правления НАК Нафтогаз, в котором могли бы принять участие, в том числе, и Витренко, и Коболев, и любой другой гражданин, соответствующий критериям, — продолжает Марунич. То есть, Витренко может быть как временной фигурой, так и вероятным участником и победителем конкурса, если, конечно, таковой состоится".
Не приходится сомневаться в одном — грядут большие перемены, как в самом Нафтогазе, так и в других госкомпаниях страны.