Деньги из мусора: семья Тимошенко заработала состояние на переработке пластика

Они смотрят на свалки с нескрываемым интересом и по шуршанию полиэтиленового пакета определяют завод-изготовитель. Семья Тимошенко заработала состояние на переработке вторичного пластика

Related video

Неподалеку от черниговского завода "Славяне" лежит гора мусора. И только искушенные люди знают, что это первоклассное сырье, которое через некоторое время превратится в пластиковые трубы технического назначения.

– Вы знаете, какая это большая удача – купить уголки от металлопластиковых окон, – хвастается директор завода Валерий Тимошенко. – Мы берем их по 4,5 гривны за килограмм.

Его восторг понятен далеко не всем. Переработкой пластика в Украине занимаются немногие. А такое предприятие полного цикла, как у Тимошенко, которое не только перерабатывает, но и изготавливает из полимеров изделия, – едва ли не единственное в Украине. За десять лет на заводе "Славяне" было переработано 3 тыс. тонн вторичного пластика.

Советский прораб Валерий Тимошенко в "пластиковую" отрасль пришел в начале 90-х. Ради эксперимента купил с другом небольшой станок для литья пластмассовых изделий. Сырье поначалу приобретали на полимерных заводах, а готовые изделия отправляли в Россию. Жили не тужили, пока в 1998 году не грянул дефолт. Ситуация резко изменилась, и пришлось искать новые возможности. Тогда-то и решили заняться переработкой вторичного пластика. Механизмы собирали по частям, создавая нужные агрегаты из подручных средств и заказывая детали по всей стране. Тогда полноценных линий для такого специфического завода в стране никто не производил, а заграничное оборудование обошлось бы не менее чем в $50 тыс.

– В общей сложности за десять лет мы вложили в оборудование около полутора миллионов долларов, – говорит Валерий Тимошенко. – Сейчас, чтобы запустить такой завод с нуля, нужно не менее 10 миллионов долларов.

Производственная схема, на первый взгляд, выглядит просто: отживший первую жизнь пластик сначала сортируют, потом измельчают, затем гранулируют. А уже из гранул в специальных формах выливают необходимую продукцию – дренажные трубы, поливочные шланги, катушки для нитей. Но есть в этом процессе немало сложностей. Например, способы сортировки разнообразного пластика. Сначала в чан с сырьем наливают воду. Первым всплывает полиэтилен, за ним – полипропилен. Потом в воду добавляют соль, и на поверхности появляется полистирол. Еще соли – и полиамид.

– Пластик сортируется вручную, иногда, чтобы определить состав, работникам приходится даже поджигать и нюхать сырье, – рассказывает директор.

Всего на заводе трудятся 20 человек. Зарплата зависит от выработки и колеблется от 1000 до 3000 грн.

ПЭТ-сборы
– А вы нам все это бесплатно привезли? – удивляется огромным пакетам с пластиковыми бутылками, которые Фокус собирал в течение недели, бессменный партнер и жена директора Любовь Аполлинарьевна. – У нас и за деньги-то не очень пластик собирают, а просто так, ради экологии – вообще единицы.

Она точно знает, что в среднем на каждого украинца приходится около 330 кг пластиковых бытовых отходов. Это около 12,5 млн. тонн ежегодно. Увы, все это сырье свозится на официальные и стихийные свалки, которых в стране, по данным экологов, уже не менее трех тысяч.

– Наш племянник жил во Франции, вернулся оттуда полный впечатлений, связанных со сбором мусора. Представьте: за то, что человек не ленится дома сортировать мусор – пластик, стекло, пищевые отходы, перерабатывающие заводы начисляют на его личный счет деньги, – говорит Любовь Тимошенко.

По ее мнению, такое практичное отношение к мусору в Украине появится в лучшем случае лет через пятьдесят. Она искренне завидует западным коллегам. Там мусорщики освобождены от уплаты большинства налогов, у нас же – подозреваются в сокрытии огромных заработков.

– Иногда, чтобы отбиться от нездорового интереса к заводу, приходится даже угрожать чиновникам. Возникает желание просто свезти кучу мусора и вывалить ее на главной площади, – возмущается г-жа Тимошенко.

В родном городе "Славяне" организовали 80 точек по сбору пластика, макулатуры и стекла. Пластик собирают для себя, все остальное продают переработчикам из других отраслей. За килограмм пластмассы предлагают от 50 копеек до 4,5 грн., за пленку – до 3 грн. На черниговской свалке в поисках пластика задействована бригада из тридцати работников. Еще около сотни человек еженедельно привозят сырье из Киева, Житомира и Николаева.

– При наличии собственного микроавтобуса можно организовать свою сеть по сбору пластика, подключив небольшие магазины и предприятия, которые выбрасывают много пленки и полиэтилена, – подбрасывает идею Валерий Тимошенко.

При этом он отмечает, что при крупных сетевых супермаркетах эта ниша уже занята. Но при желании даже сейчас можно зарабатывать около полутора тысяч долларов.

– Да, это не то что раньше, – вспоминает Любовь Тимошенко. – Лет пять назад пришлось в течение месяца уговаривать руководство одного пивного завода не свозить поломанную тару на свалку, а продавать нам. А потом они так вошли во вкус, что даже подняли цену на пластик. Но, к счастью, сырьем мы запаслись еще до кризиса.

В прошлом году "Славяне" переработали 500 тонн пластиковых ящиков в трубы для строительной отрасли. В этом году на трубы пошло всего 120 тонн сырья. Причина понятна: стройки заморожены, пленка для упаковки строительных материалов тоже не пользуется особым спросом. Но завод продолжает работать. Пока заготавливают гранулят и ждут серьезных заказов, а на мини-станке изготавливают детали для подставок к CD. А вот коллега семьи Тимошенко из Киева Валерий Дубровский, который владеет цехом по производству горшков для цветов из вторичного пластика, пожаловался Фокусу на то, что обороты его производства уменьшились на 40%.

– Может, к осени дела пойдут на поправку, – мечтает он. – Хотя рассчитывать на прежние заработки в ближайшие годы не стоит.

Чиновники и мусор
– Вы, наверное, думаете, что государство не интересуется пластиковыми отходами? Но это совсем не так. Все свалки уже поделены между своими, – иронически замечает Любовь Тимошенко.

В 1998 году правительство решило взять под свой контроль утилизацию тары. Для этих целей была создана организация "Укртарапереработка", но ее тарифы были больше похожи на налог, к тому же контроль над этой организацией возлагался на налоговую администрацию. Через три года Кабмин принял постановление, согласно которому предприятие по собственному желанию оплачивает фирмам-переработчикам утилизацию пластиковых отходов. Правда, платить руководители заводов, как правило, "желают" только в том случае, если предприятие по переработке возглавляет кто-то из "своих".

– Пробовали как-то договориться с одним заводом, – вспоминает г-жа Тимошенко. – Через несколько месяцев выяснили, что брат директора создал фирму по утилизации. В его распоряжении стол и ручка, а пластиковые отходы он просто перепродает таким переработчикам, как мы.

Так что "пластиковый бизнес" – сфера перспективная и высокодоходная. К тому же сырье буквально лежит под ногами.

– Пластика у нас в стране много, хватит на всех, – считает Валерий Тимошенко.

Все, что не может переработать его завод, бизнесмен отправляет тому, кто в этот момент нуждается в пластике. Тимошенко уверен, что на его сырье спрос будет только расти, а сферы его применения – расширяться. Уже сейчас у бэушного пластика появились новые перспективы. Научный директор николаевского Центра передовых энергетических технологий Борис Тимошевский не так давно участвовал в разработке первого украинского завода по производству нефтепродуктов из вторичного пластика. Это предприятие сможет перерабатывать в сутки 100 тысяч тонн пластика в 90 тонн нефтепродуктов.

Анастасия Рингис