Интервью: Юрий Косюк рассказал Фокусу о том, какое мясо едят в Украине и в Европе
Председатель правления компании "Мироновский хлебопродукт" уверен в том, что украинские производители курятины вполне способны конкурировать с бразильцами и европейцами
Попасть на фабрику компании крупнейшего в стране производителя курятины "Мироновский хлебопродукт" (ТМ "Наша ряба", "Легко", "Фуа-гра" и др.) непросто. Придется заполнить анкету о состоянии здоровья, переодеться в белый халат и специальную обувь, обработать дезинфицирующим средством руки и только после этого через санитарно-пропускной пункт пройти на территорию.
– Такие требования продиктованы европейскими стандартами к предприятиям, которые занимаются переработкой птицы, – рассказывает Юрий Косюк, владелец и председатель правления "Мироновского хлебопродукта" (МХП). – Если кто-то отравится нашим мясом и пойдут судебные иски, тогда бренду "Наша ряба" конец. В него не для того вложены сотни тысяч долларов, чтобы взять и убить бренд тем, что где-то решили сэкономить.
Действительно ли продукция МХП соответствует высоким стандартам, сейчас решают представители Еврокомиссии, которые в мае проводили инспекцию. При положительном исходе компания получит право поставлять курятину на европейские рынки.
– А что именно вы будете экспортировать в Европу?
– Нас больше интересуют такие продукты, как переработанная птица и полуфабрикаты. И хоть у последних в Украине достаточно большая перспектива, культуру потребления создать нам пока не удалось. Причина в том, что финансовый кризис плюс старый советский негативный настрой по отношению к полуфабрикатам не позволяют нам сформировать спрос так быстро, как нам бы того хотелось.
– На ваши элитные продукты "Фуа-гра" и "Сертифицированный ангус" тоже не удалось сформировать спрос?
– Мы очень много инвестировали в логистику, в рекламу, в продвижение этих продуктов. Но оказалось, что это неподъемные вещи. Потребления нет, и украинцы не готовы платить такие деньги. Сегодня проект "Ангус" сокращен на две трети, а фуа-гра мы планируем направить в Европу.
– А есть уже какие-то договоренности о схеме продвижения вашей продукции в ЕС?
– Мы предварительно договорились с сетями Billa и Metro, что как только получим разрешение на экспорт, будем поставлять куриное мясо в эти супермаркеты. Оно будет там продаваться под прайвет-лейблами (собственными торговыми марками супермаркетов. – Фокус).
– Какой объем продукции планируете поставлять в Европу?
– В глобальных планах – экспорт 10–15% всей продукции. Больше – уже риск, который мы не можем себе позволить. Всегда будут существовать таможенные и ветеринарные барьеры. Вспомните историю с нашей металлургией, зависящей от экспорта.
Но мы думаем о том, чтобы перенести часть производства в Европу. Присматриваемся к компаниям, которые перерабатывают и пакуют продукты. Возможно, какой-нибудь из этих процессов мы и перенесем в ЕС.
– Вы считаете, что украинская курятина будет востребована в ЕС?
– Мы будем конкурировать с бразильскими поставщиками мяса птицы и, думаю, с некоторыми европейскими локальными производителями. К тому же в Европе наблюдается небольшой дефицит курятины. Там растет потребление белого мяса, которое считается более здоровым, чем свинина и говядина. Кроме того, у нас конкурентная цена – 1,6 евро, тогда как европейская – 3,5.
Формировать столь низкую цену на мясо МХП позволяет не только более дешевая, чем в Европе, рабочая сила, но и наличие собственного сырья для производства: у г-на Косюка есть 180 тыс. гектаров своих полей пшеницы, подсолнечника и кукурузы. Из них его же заводы производят корма для 119 млн. цыплят-бройлеров. А к точкам продажи продукция доставляется с помощью собственных грузовиков-рефрижераторов.
Наличие такого замкнутого цикла производства, как уверяет г-н Косюк, дает возможность жестко контролировать качество и ни от кого не зависеть.
– Наш бизнес подвластен только дождю и солнцу – от них зависит урожай на полях. И от конечного потребителя. И все.
– А от действий правительства? Например, отразилось ли на бизнесе снижение ввозной пошлины на мясо?
– Это сильно ударило по мелким производителям мяса птицы. Думаю, пострадали также производители свинины, слабо развитой в Украине отрасли. Но это не по мне звонит колокол.
– Многие бизнесмены для защиты бизнеса идут в парламент.
– Мне это неинтересно. Зачем? Мне нечего защищать. Я не приватизировал в этой стране ничего и не хочу в будущем участвовать в приватизации. Для того чтобы увеличить свой бизнес, строю фабрики, инвестирую деньги, привлекаю средства с западных рынков от продажи акций (на Лондонской фондовой бирже. – Фокус).
Дотации сняли, ввозные пошлины для импортного мяса снизили настолько, что дальше уже некуда. Я живу в этих условиях, и достаточно комфортно.
Даже кризис не принес дискомфорта директору МХП. По его словам, потребление продукции из курятины растет во многом потому, что она гораздо дешевле говядины и свинины.
– Привычка питаться три раза в сутки не изменилась с наступлением кризиса. В период подъема люди увеличили свои расходы на сегмент лакшери: одежду, услуги, путешествия. В кризис это отпало первым. Из него, я думаю, мы выйдем с гораздо большей долей рынка, нежели раньше.
Тем более что сейчас изменилась структура потребления мяса вообще. 60% – это мясо птицы, свежее и замороженное, порядка 30% – свинина, а 10% – остальные виды мяса.
– Но какие-то коррективы в работу, например, с розницей кризис все-таки внес?
– У супермаркетов уменьшился трафик, средний чек, выторг. Поэтому они хотят от поставщиков еще больших сроков рассрочки, пытаются ужесточить условия. Но учитывая, что товар продается за три дня, у нас и так немалые отсрочки – 15–20 дней. Очень простая история. Если не платите, мы вам не поставляем, не поставляем – у вас просто пустые полки.
– У "Нашей рябы" есть крупные должники среди супермаркетов?
– Самый крупный из них, "О"кей", должен около миллиона гривен. Мы собираемся взыскать задолженность. Насколько мне известно, "О"кей" объявил о банкротстве, но это, скорее всего, техническое банкротство с целью очищения от долгов.
На фоне благополучия своего бизнеса г-н Косюк оптимистично настроен и по поводу украинской экономики в целом. Страна уже прошла дно, ниже падать некуда, и второй волны кризиса, которую предсказывают на осень, может и не быть, уверен он.
– Сегодня достаточно стабильная ситуация в экономике. Ожили металлургические заводы, стабилизировались личные расходы граждан. Уже не перегретая ситуация на рынках недвижимости, банковских кредитов. Я не вижу признаков второй волны кризиса.
Однако от разговора об изменениях своих личных расходов и влияния на них кризиса Юрий Косюк уклонился: покачивая ногой, обутой в туфли люксовой торговой марки A.Testoni, миллионер лишь заметил, что они и так были невелики. Ведь никаких особенных хобби у него нет, дорогими машинами он переболел лет пять назад, а все свободные средства вкладывает исключительно в развитие бизнеса.
– А чем вы занимаетесь вне работы?
– (Удивленно.) А у меня нет внерабочего времени. Я не люблю отпуск, субботу и воскресенье. Мне неинтересно, когда нет возможности работать.
– А семья?
– Семья не мешает мне делать бизнес. (Жена Косюка Елена тоже работает на МХП. – Фокус). Для кого-то главное – семья, а для меня – то, что я делаю. Мудрость моей семьи в том, что она не мешает мне этого делать. Наоборот, создает дополнительный комфорт. Я женат на своей работе. И мне это нравится.
В то, что у Косюка не остается времени на отдых и семью, поверить несложно. В составе МХП 19 предприятий, на которых работает 17 тысяч человек. И все это хозяйство Косюк пытается контролировать лично.
– Мне всегда казалось, что я очень демократичный, но недавно мне сказали, что я не такой, что иерархию выстраиваю очень жестко и четко. Кое-где я делегировал полномочия, но только тем людям, которым могу доверять. Но и их всегда проверяю. Доверие рождается через "проверие".
Вертолет – не роскошь
5 фактов о Косюке
1. Его первое предприятие – цех по переработке мяса в Черкасской области – было и первой неудачей в бизнесе.
2. Он снялся в главной роли рекламного ролика "Нашей рябы" по настоянию отдела маркетинга.
3. Если сын Иван не захочет продолжить дело отца, Косюк обещает продать весь бизнес, а деньги направить на благотворительность.
4. Свое состояние Косюк оценивает в $750 млн.
5. На свои предприятия, расположенные по всей Украине, он добирается на вертолете.
Екатерина Шаповал