Рецепт успеха. Во время эпидемии аптечные сети зарабатывют до 500 млн. гривен в неделю

2009-11-23 09:30:00

2608 0
Рецепт успеха. Во время  эпидемии аптечные сети зарабатывют до 500 млн. гривен в неделю
Репутация отечественных аптек, и так весьма далёкая от идеала, окончательно подмочена эпидемией. Фокус расследовал, кто больше всех зарабатывает на аптечном бизнесе

«Спасибо украинским политикам, лучшим маркетологам в мире!» – под таким лозунгом 3 ноября, в разгар эпидемии, в Киеве состоялась неофициальная встреча одного из объединений отечественных и иностранных фармацевтов: производителей, дистрибьюторов и розничных продавцов. Всем им пандемия калифорнийского гриппа пришлась очень кстати. Дистрибьюторы, такие как «Оптима-Фарм» и «Фалби», решили вопрос с тоннами противовирусных лекарств, застрявших на складах из-за экономического кризиса и падения доходов граждан – в разгар эпидемии спрос на противовирусные и сопутствующие препараты увеличился в 2,5 тыс. раз. В прибыли оказались и производители. По подсчётам компании «Дарница», сейчас в сутки раскупается 90 тыс. тюбиков оксолиновой мази, раньше же за целый месяц люди приобретали около тысячи упаковок.

Но больше всего повезло продавцам. С января по октябрь 2009 г., по данным газеты «Аптека», продажи лекарств по стране упали на 13,9%. А сразу после объявления карантина – с 30 октября по 3 ноября – перепуганные украинцы смели с прилавков всё, что имело хоть малейшее отношение к борьбе с ОРВИ. По оценкам экспертов Фокуса, доходы фарммаркетов и лекарственных ларьков за неделю превысили 500 млн. грн., тогда как в самые лучшие времена их недельный заработок едва достигал 250 млн. грн. «В Украине даже маленькие аптечные заведения диктуют клиентам свои правила при реализации товара. И продавцы сполна воспользовались «рыночной властью» в условиях эпидемии» – так глава Антимонопольного комитета Александр Мельниченко подытожил поведение аптечного рынка страны во время пандемии.

Учёт и контроль

«Открыть аптеку в Украине не сложнее, чем продуктовый магазин или киоск. Поэтому местная фармацевтическая розница в основном состоит из маленьких игроков», – говорит аналитик BG Capital Владимир Нестеренко. По словам директора аналитического департамента компании Pro-Consulting Александра Соколова, речь идёт об операторах, имеющих до 7 точек продаж. Больших участников (свыше 50 филиалов) в стране всего 40.

Львиную долю заработков получают коммунальные сети аптек, принадлежащие областным и городским советам, например,  «Киевская Фармация», «Луганская фармация» или «Крымфармация» (см. Доходное место). По количеству «прилавков» на облсоветы приходится 20% рынка, остальные же 80% сосредоточены в частных руках. Среди заметных коммерческих сетей, имеющих 100–300 точек по Украине, – «Мед-Сервис», «Фалби», «Велика Аптека» и «Аптека доброго дня». Их контролируют крупные бизнесмены, многие из которых по совместительству являются аптечными лоббистами.

 Открыть аптеку в Украине так же просто, как продуктовый магазин или киоск. И сейчас в стране работает более 24 тысяч точек продаж 

Именно они в ответ на обвинения в спекуляциях в разгар эпидемии перевели стрелки на дистрибьюторов, которые не обеспечили поставки лекарств, и производителей, накручивающих цены. Однако полноправными хозяевами в рознице медикаментов остаются всё-таки аптеки. Они диктуют правила игры как производителям, так и посредникам. «Сегодня к фармацевтическим сетям стоят очереди из 5–6 дистрибьюторов. Если они предлагают идентичный ассортимент, то аптека выбирает исходя из цены препарата или качества сервиса, предоставляемого поставщиком», – поясняет руководитель фармакологического портала pharma.net.ua Дмитрий Гык. Попасть в большие всеукраинские сети можно только по блату. Как рассказал Фокусу сопредседатель Комитета здравоохранения Американской торговой палаты Борис Даневич, производители медикаментов платят деньги как за то, чтобы попасть на полки аптек, так и за то, чтобы продавцы рекомендовали их товар. К тому же разные аптеки, закупая препарат у одного и того же поставщика, выставляют цены, например на цитрамон или арбидол, на свой вкус. Как следствие – стоимость идентичной продукции в разных местах заметно отличается.

Цену не сложить

О том, что аптеки были весьма выгодным бизнесом задолго до эпидемии, свидетельствует их количество. По данным Госкомстата, всего в Украине насчитывается более 24 тысяч точек продаж. Цены в каждой из них иногда разнятся в разы (см. Аптека аптеке рознь). Если в Киеве и городах-миллионниках аптек сотни и у покупателей есть выбор, то в провинции, где на район только одна аптека, выбирать не из чего. А цены в таких точках растут со столичной скоростью. Дело в том, что 70% лекарств в Украину попадают из-за рубежа, и подорожание доллара сразу же отражается на их цене. Но кроме этого на конечную стоимость влияют наценки аптек. Например, актовегин, один из самых покупаемых, по данным газеты «Аптека», препаратов в стране, обладающий широким спектром действия, в разных местах стоит от 285 до 492 грн.

Изменить ситуацию в пользу потребителя мог мораторий на повышение цен на лекарства в период финансового кризиса, принятый Верховной Радой 20 октября. Но президент его ветировал. Пока последним рычагом влияния на стоимость медикаментов остаётся постановление Кабмина №955, которое запрещает ставить на товар наценку выше 25%, если отпускная цена этого лекарства ниже 12 грн. Только вот эффект от нормативного акта сомнительный. По данным Pro-Consulting, в первом полугодии


Рост в себе. Александр Соколов из компании Pro-Consulting прогнозирует в 2010 г. скупку аптек существующими общенациональными сетями и появление нескольких новых игроков.

2009 г. аптекарская наценка по стране достигала 35%. А с началом эпидемии накрутки стали ещё больше. Как сообщили в Антимонопольном комитете, «хит продаж» – оксолиновая мазь подорожала в  Житомирской области в 2,3 раза, в Ивано-Франковской – в 2,6 раза. Противовирусные таблетки подскочили в цене более чем на треть в течение двух дней. «Некоторые аптеки могут самовольно накручивать цены. В любом бизнесе есть недобросовестные люди», – признаёт Михаил Пасечник, совладелец ООО «Фалби» и глава Аптечной профессиональной ассоциации. Кстати, принадлежащая ему сеть «Фалби», по некоторым оценкам, входит в пятёрку самых дорогих в стране.

Впрочем, то, что аптекари «грешат с ценами», известно давно. Но именно эпидемия гриппа стала отличным поводом для встряски фармрынка. В аптечных пунктах начались проверки со стороны всевозможных контролирующих органов. К концу минувшей недели АМК предписал снизить необоснованные расценки на медикаменты 1627 продавцам. Налоговая администрация, проверив более 6,5 тысяч точек, выявила 807 случаев завышения стоимости, Государственная инспекция по контролю за ценами получила акты нарушений в 499 аптеках. Такие результаты дала проверка менее трети аптек страны.

Стройка века


Сила в объединении. Аптечный рынок имеет все предпосылки для консолидации, считает Евгений Малев, экс-руководитель сети «Фарма-Сити», 21 аптеку которой в 2008 г. купила компания «Аптека доброго дня».

Похоже, что карательно-показательные усилия фискалов, силовиков и антимонопольщиков аптекарям нипочём. «Фармацевтический бизнес адаптирован к агрессивному подходу со стороны госорганов и может успешно с этим бороться», – констатирует партнёр компании «Делойт» Виктория Чорновол. Масштабы рынка и способ организации стали его защитой. Фактически все частные украинские фарммагазины – это общества с ограниченной ответственностью, полная информация о владельцах которых не разглашается. Ничто не мешает вновь и вновь регистрировать новые аптеки. А вот проверять их до бесконечности или закрыть за нарушения несколько тысяч точек одновременно невозможно.

Премьер-министр видит выход в создании новой государственной сети на базе предприятия «Ліки України», которая сейчас насчитывает 50 аптек. Благодаря появлению новой структуры, полагает Юлия Тимошенко, у граждан появится выбор: покупать лекарства в ООО или в аптеке, которой управляет Кабмин. Но, по мнению экспертов, ещё одна госсеть вряд ли сможет переломить ситуацию на рынке. «В украинских реалиях расширение госаптек существенно не повлияет на ситуацию с обеспечением населения медикаментами и вряд ли решит проблему», – считает Виктория Чорновол. Действительно, в разгар эпидемии дефицит препаратов наблюдался как в частных, так и в государственных и коммунальных аптеках. Это при том, что последние и так занимают привилегированное положение. «Например, магазины «Фармация», являющиеся коммунальной собственностью, не платят за аренду рыночную цену и занимают самые привлекательные точки продаж – на центральных площадях или у крупных дорожных развязок, – описывает ситуацию директор по развитию всеукраинской сети «ЛюксОптика» Евгений Малев. – К тому же на некоторые средства они могут получать у поставщиков выгодные цены, используя административный ресурс». Ещё один довод критиков госструктуры – деньги, которые придётся потратить в разгар кризиса на её создание. «Всеукраинская сеть обойдётся в сотни миллионов гривен. Но вопросы наличия необходимых лекарств в широкой продаже вполне решаемы силами коммерческих структур», – убеждён руководитель секторных аналитиков группы компаний «ТЕКТ» Дмитрий Томашевский.

Слияние против боли


Монополии мутируют. Глава Антимонопольного комитета Александр Мельниченко признал: даже маленькие аптеки сполна воспользовались «рыночной властью» над покупателями во время эпидемии.

Однако передела на аптечном рынке его игроки всё же ждут. Но только не из-за появления новой, пусть даже государственной сети, а за счёт слияния и поглощения уже существующих. «В этом году в Украине приходится по одной аптеке на 2000 граждан. Рынок уже занят, и строить собственную сеть с нуля тяжело», – считает Александр Пасечник. По мнению экспертов, среди покупателей аптек наверняка будут производители и поставщики медикаментов. По данным группы ТЕКТ, в пятёрку крупнейших дистрибьюторов сегодня входят «Оптима-Фарм» (принадлежит Андрею Губскому), «БаДМ» (основана Александром Суходольским и Александром Дитятковским), «ВВС-ЛТД» (компанию приписывают бизнесмену Игорю Кискаю), «Альба Украина» (среди совладельцев – Владимир Джус и Александр Коржиков) и «Артур-К» (связана с замглавы Киевской обладминистрации Валерием Кондруком). А лидерами среди производителей являются столичные «Дарница» (входит в круг интересов предпринимателя Владимира Загория), «Фармак» и «Борщаговский химико-фармацевтический завод» (предприятия подконтрольны своим красным директорам), «Артериум» (входит в сферу интересов Константина Жеваго) и харьковская фабрика «Здоровье» (дружественная главному санитарному врачу страны Александру Биловолу). Некоторые из них уже имеют свои маркеты и даже небольшие сети. Ещё одна группа потенциальных скупщиков – страховщики, развивающие медицинское страхование. Например, в активах у Сергея Тигипко, купившего этим летом сеть «Даша» (теперь ТАS), есть две страховые компании, деятельность которых напрямую связана с фармацевтической розницей. О приобретении 14 столичных магазинов заявила сеть «Виталюкс». «Претенденты есть и на частные, и на коммунальные аптеки. До середины 2008 г., рынком интересовались российские сети «36,6», «Доктор Столетов» и «Ригла». У «Ригла» уже есть несколько точек в Украине, центральная – в столичном торгово-развлекательном центре «Караван», – отмечает Евгений Малев. К перспективным отечественным покупателям он относит ТАS, «Фалби», «Аптекарь», «Бажаємо Здоров’я» и «Мед-Сервис». Однако заметное укрупнение рынка произойдёт не ранее 2011–2012 годов. Именно на этот период эксперты Фокуса прогнозируют бум сделок.

Главный плюс, который ожидают от консолидации, – улучшение качества работы аптек. Ведь если магазин из крупной именитой сети с известным владельцем попадётся на горячем, пострадает репутация всей сети. Участникам рынка, когда их станет, например, тысяча, а не десять тысяч, станет легче контролировать друг друга. А властям будет проще уследить за ценами и сроком годности микстур и пилюль на прилавках.

Бароны фармрынка

Бизнесмены,связанные со всеукраинскими фармацевтическими сетями

 № п/п  Фамилия, имя  Сеть  Год открытия  Точек в Украине
 1  Сергей Напрасников  "Здравица"  1999  более 600
 2  Роман Лунин  "Велика аптека"  2006  208
 3  Михаил Пасечник  "Фалби"  1994  168
 4  Олег Токарев  "Мед-Сервис"  1995  162
 5  Игорь Червоненко  "Аптека Доброго Дня"  2006  150
 6  Андрей Губский  "Аптека низких цен"  2006  более 50
 7  Надежда Численко  "Виталюкс"  2003  43
 8  Сергей Тигипко  Аптека TAS  2009  более 25

Маргарита Ормоцадзе, Наталья Гузенко, Фокус

Loading...