Покрученный бизнес. Два тернопольских доктора создали редкое производство

Большинство на них спит, и лишь единицы делают на них деньги. Например, бывшие медики из Тернополя, основавшие всеукраинское производство пружин для мебели

Related video

"У нас очень простой бизнес. Он так же понятен, как наша продукция", – скромничает Сергей Оконский, совладелец завода "Тотус", производящего 80 видов пружин для мебели. – Но сегодня в Украине практически нет мебельных предприятий, с которыми мы бы не сотрудничали". Отвечая на вопросы Фокуса, он не отрывает взгляд от бумаги, на которой машинально выводит спиралевидные рисунки.

История "закрученного" бизнеса началась шесть лет назад. До этого чем только не занимались терапевт Оконский и уролог Валентин Сластион. После окончания медицинского университета в начале 1990-х молодым специалистам пришлось искать дополнительный заработок. Сначала они торговали продуктами питания, потом наладили производство поролона. Дела шли кое-как, и однажды партнеры решили заняться поиском другой ниши. "Мебельщики жаловались, что почти все сырье приходится завозить из-за рубежа. Отечественные производители работали на советском оборудовании, выпуская детали, не соответствующие евростандартам. Мы пришли к выводу, что в пружинном бизнесе конкурентов у нас будет немного, а потенциальных заказчиков – множество", – вспоминает Валентин. Теперь бывший доктор, окинув взглядом собеседника, легко может определить, на чем спит визави. "Чем качественнее матрас, тем эффективнее он снимает усталость и разгружает позвоночник, сохраняя вашу осанку, – говорит Сластион. – А качество матраса напрямую зависит от пружин. Так что можете представить, за какое количество позвоночников мы в ответе".

Гибкость в упаковке

Завод "Тотус" – это три цеха, склад и весьма просторный офис. Владельцы предприятия не любят гостей, и поглядеть на устройство своего бизнеса пускают неохотно. "Один из постоянных клиентов после посещения нашего завода купил себе собственную производственную линию", – сердится Валентин. Однако для Фокуса сделали исключение.

В главном цеху завода работают десять агрегатов, которые из огромных катушек проволоки вьют пружинки. В соседнем помещении получившиеся изделия укладывают рядами в аппарат, который прошивает их проволокой. Таким образом получаются бесшумные блоки "боннель" – в них детали не соприкасаются друг с другом и поэтому не скрипят. "Высота пружинок зависит от потребностей заказчика и варьируется в пределах от 6 до 15 сантиметров", – поясняет директор по сбыту, а по совместительству гид Фокуса по заводу Иван Дидух. На одном квадратном метре блока может находиться от 95 до 180 пружинок с разной толщиной проволоки. Продвинутые производители матрасов используют спирали разной жесткости для области головы, шеи, плеч, поясницы, таза и ног: считается, что это обеспечивает правильную поддержку всех частей тела. Однако полностью адаптированным к телу считается матрас с пружинами типа pocket-spring, зашитыми в отдельные мешочки.

Издалека комбайн, на котором pocket-spring раскладываются по "кармашкам", напоминает мясорубку, а лента с зашитыми спиралями – огромного удава. "Если в матрасе, сделанном по такой технологии, нажать на одну из пружин, это никак не повлияет на другие. Матрас повторяет контуры тела человека, обеспечивая ему здоровый сон, – с вдохновением заверяет Дидух. – Благодаря такой конструкции всем участкам тела обеспечен индивидуальный подход".

Лихо закрутили

Сырье для производства предприниматели закупают как на родине, так и за ее пределами. Самой качественной проволокой на сегодняшний день врачи-бизнесмены считают чешскую, а для рамок пружинного блока – английскую. План завода на неделю – не менее 13 тыс. кв. м товара. За 2008 г. "Тотус" выпустил 80 млн. штук, или 750 тыс. кв. м, упругих изделий. Такого количества хватает на 250 тысяч двухспальных матрацов. За пружинку "боннель" покупатель платит 0,56 грн., а за pocket-spring – 0,72 грн.

С началом кризиса обороты снизились и к осени 2009-го составили примерно 4 млн. грн. в месяц. Из 220 сотрудников на предприятии осталось чуть более половины, тем не менее людям иногда приходится работать в две смены. Свою чистую прибыль владельцы не раскрывают, уверяя, что их бизнес высокорентабельный, несмотря на то, что для приобретения оборудования пришлось занять несколько миллионов долларов в банках. Большая часть линий уже окупилась. Среди преимуществ тотусовцев – прописка в удобном для поставок месте. "У нас очень выгодное месторасположение, – гордится Иван Дидух. – Самая мебельная область Украины – Львовская у нас под боком. Рядом Черновцы, Луцк, Хмельницкий, Ивано-Франковск, где тоже хорошо развито мебельное производство". Среди клиентов "Тотуса" – более 100 компаний, в том числе николаевская "Велам", днепропетровская "Матролюкс", киевская "Венето".

"Когда в 2003 году мы только начинали, наша продукция стоила на 15–20% дороже, чем у зарубежных конкурентов, – рассказывает Дидух. – У нас была новая швейцарская линия, купленная в кредит. Мы ездили по всем мебельным фабрикам и показывали свои пружинки. Со временем выяснилось, что те, кто не экономит на пружинах, могли использовать меньше наполнителя и латекса, не рискуя при этом качеством". Теперь украинские пружинки европейского стандарта охотно берут не только отечественные мебельщики, но и румынские, белорусские, литовские, латвийские. На экспорт идет половина выпущенных pocket-spring и 11% боннелей.

В планах у "Тотуса" – выход на польский рынок и организация собственного производства матрасов. Сколь успешным будет очередное начинание тернопольских докторов, покажет время. Специалисты же считают этот проект перспективным, в том числе при жесткой конкуренции в "спальном" сегменте: даже в кризис хорошие матрасы пользуются в Украине большим спросом.

Анастасия Рингис, Фокус