Забыть о кризисе. В Украине стартовал сезон скупки новогодних подарков
Половина украинцев хотели бы найти под елкой деньги, правда, мало кто готов их дарить. Фокус выяснил особенности украинских подарочных традиций
Экономист Дарья Бондарь планирует и покупает подарки заранее. Новогодний сувенир для подруги, к примеру, она заготовила еще в сентябре. Но главная статья подарочных расходов – трое племянников, которые ждут игрушечных лошадей, домов для кукол и других детских радостей под елку.
"У меня почти все готово, – довольна она проделанной работой. – Две полные коллекции игрушечных пони, вилла для них, игрушки-коты и набор Lego". Одна из племянниц Дарьи живет в Германии, где праздники начинаются с середины декабря – с 24 на 25 отмечается Рождество.
В этом году презенты для племянников обошлись Дарье в полторы тысячи гривен. "Приятно удивили объявленные заранее скидки. Но и они не спасают – дом для пони прямо на кассе решили переоценить, что стоило мне лишних 70 гривен. Такого хамства я не ожидала – сначала цены повышают, а потом якобы делают скидку", – вспоминает Дарья.
То ли еще будет
В компании Deloitte, которая в октябре провела исследование потребительских настроений накануне новогодних праздников, отмечают: нереализованный потенциал украинских кошельков налицо. Украинцы тратили бы еще больше, но пока не могут. "Многие отметили, что когда кризис закончится, они будут праздновать Новый год с большим размахом", – говорит менеджер компании Александр Черинько. Однако уже сейчас расходы на подарки увеличились, правда, из-за инфляции: многие подарки – импортного происхождения, потому их гривневая стоимость возросла. "Но даже с учетом инфляции расходы на праздник в этом году все равно больше, чем год назад. Люди стремятся, несмотря ни на что, хорошо провести время. Многие из опрошенных отметили, что планируют отпраздновать с размахом, чтобы на время забыть о кризисе", – добавляет г-н Черинько.
Тем не менее, по сравнению со странами Западной Европы, украинские расходы весьма скромны. Чехи в этом году собираются потратить на подарки в среднем 525 евро, жители Испании – 725, жители Люксембурга – 1150, а вот украинцы – чуть больше 200.
Деньги под елку
Почти половина украинцев, согласно недавнему опросу, предпочитают получить в подарок деньги. А вот расставаться с деньгами они не спешат – на это готовы лишь 28% респондентов. "Так или иначе, деньги в качестве подарка – это дань непростым временам и показатель того, то украинцы стали более взвешенно подходить к выбору подарков", – комментирует г-н Черинько.
Еще один тренд сезона – составление скрупулезного бюджета праздника. Тщательно планировать траты будут более 60% сограждан. Любопытно, что в этом деле мы перегнали даже европейцев.
О практичности украинцев говорить рано, считает Дарья Бондарь. Она не раз отмечала Рождество с близкими в Германии. "У немцев принята семейная жеребьевка – перед праздниками все члены семьи вытягивают из коробки бумажки с именами тех, кому должны дарить подарок. В итоге сокращаются расходы и экономится время – ты даришь подарок только тому, кто тебе достался в этой лотерее. Вот это практичность", – улыбается Даша.
В Европе, к примеру, одним из самых популярных подарков являются книги, в отличие от Украины, где они лишь на четвертом месте. А вот подарочные сертификаты у нас прижились, отмечает Ольга Нелина, руководитель проекта интернет-магазина "Мегапортал подарков и праздников "Ух ты". "Фотоархивы – деревянные коробки для фотографий и сертификаты на любую сумму в этом году очень модны, – отмечает Ольга. – Универсальные подарки, впрочем, тоже пользуются спросом: рамки, ключницы, шкатулки, магические шары-предсказатели и обязательно эротические сувениры".
Новый год в октябре
Запасаться подарками к Новому году за несколько месяцев до праздника украинцев учит рынок. Еще лет десять, и вспоминать о грядущих торжествах мы будем с лета, а покупать подарки и наряжать елки осенью – рекламисты взяли на заметку востребованный в Европе маркетинговый ход и стали загодя объявлять рекламные акции, новогодние скидки и даже украшать витрины.
К общемировым тенденциям украинские компании приблизились благодаря экономическим неурядицам, ведь прежде магазины хорошо зарабатывали и в течение декабря. "Теперь всем приходится стимулировать продажи. Сезон выкачки денег во всей стране переносится на ноябрь, – констатирует Нина Рохманюк, директор по стратегическому планированию Бюро маркетинговых технологий. – Обидно то, что компании лишним месяцем пользуются неумело, слишком слабо затягивают покупателей в магазины, акции неяркие. Зато люди привыкнут делать покупки загодя. А такой прогнозируемый покупатель всегда выгоден для хорошего продавца".
Хлам не в моде
Президент Украинской PR-лиги Андрей Ротовский – ярый противник формальных корпоративных подарков. Единственное, что он хранит в офисе, – мешочек с солью. "И метафора есть – соль жизни, и сам мешочек веселый, – признается Андрей. – Недавно мы совещались с партнерами – собралось человек семь. Я спросил: какой деловой подарок запомнился вам за последние годы? Только одна девушка припомнила что-то, остальные молчали".
Тонны ненужных безделушек ежегодно заполняют офисы страны, мода на корпоративные подарки не меняется годами, другое дело мода на трату денег. Спасибо кризису – бесполезные сувениры сотрудникам исчезают из расходных статей крупных компаний, уступая место недорогим и полезным вещам. Многие и вовсе отказываются от корпоративных подарков – согласно исследованию компании Deloitte, в єтом году еще около 20% опрошенных передумали дарить подарки коллегам.
Нина Рохманюк утверждает, что "дарить ненужное – у нас в крови". А поскольку культуры возврата подарков, как за границей, в Украине нет, корпоративные сувениры складируются в ящиках офисных столов. "Мы всегда подходим к таким подаркам с фантазией. В этом году, к примеру, самые близкие наши партнеры получат к Новому году набор для творчества. Картинки – машины, дома, деньги, лист бумаги, ножницы, клей. Каждый может сделать свою аппликацию – образ будущего. Остальным мы подготовили аналогичный подарок, но в электронном виде".
Круговорот подарков в природе
Киевлянка Марина Королева недавно уволилась из крупнейшего банка Украины. В ее обязанности входил подбор новогодних подарков клиентам, партнерам, топ-менеджерам. Об этом опыте сегодня она вспоминает с улыбкой. "Никогда не понимала, сколько человеку нужно фанерных сундуков с коньяком, глобусов, шкатулок для украшений. Все это я покупала", – говорит Марина. В ее распоряжении была таблица покупок прошлых лет, с которой требовалось сверить подарки, чтобы не повториться, выделенная сумма и список людей, поделенных на категории. В предновогодний поход по магазинам она брала и маленький фотоаппарат – все товары по-шпионски снимала, чтобы затем согласовать с начальством. "На одних сотрудников банк выделял 5, на других 500 долларов. Все выбиралось в сувенирной лавке – кому канцелярия, кому красивые, но ненужные корабли, мини-бары в виде самолета или пушки. Ценным партнерам дарились серебряные ложечки для черной икры или дорогие турки для кофе".
К Новому году очереди клиентов в банке сменялись очередями доставщиков подарков. Коллеги шутили, что у топ-менеджмента есть специальная комната для складирования праздничного хлама. "Оказалось, в итоге половина отдается секретарю, а часть загружается в багажник автомобиля шефа и развозится по соседям и дальним родственникам", – рассказывает Марина. Случались у девушки и казусы – например, когда выяснялось, что банк три года подряд дарит изысканный шоколад женщине, сидящей на диете. А однажды в офис пришел тот самый подарок, который год назад именно менеджеры выбирали для партнера. "Поэтому шильдики с логотипом – не только напоминание о компании, но и сигнал: это не передаривать".
Евгения Даниленко, Фокус