Забыть о кризисе. В Украине стартовал сезон скупки новогодних подарков

2009-12-02 14:37:00

742 0
Половина украинцев хотели бы найти под ёлкой деньги, правда, мало кто готов их дарить. Фокус выяснил особенности украинских подарочных традиций

Экономист Дарья Бондарь планирует и покупает подарки заранее. Новогодний сувенир для подруги, к примеру, она заготовила ещё в сентябре. Но главная статья подарочных расходов – трое племянников, которые ждут игрушечных лошадей, домов для кукол и других детских радостей под ёлку.

«У меня почти всё готово, – довольна она проделанной работой. – Две полные коллекции игрушечных пони, вилла для них, игрушки-коты и набор Lego». Одна из племянниц Дарьи живёт в Германии, где праздники начинаются с середины декабря – с 24 на 25 отмечается Рождество.

В этом году презенты для племянников обошлись Дарье в полторы тысячи гривен. «Приятно удивили объявленные заранее скидки. Но и они не спасают – дом для пони прямо на кассе решили переоценить, что стоило мне лишних 70 гривен. Такого хамства я не ожидала – сначала цены повышают, а потом якобы делают скидку», – вспоминает Дарья.

То ли ещё будет


Книголюб. Александр Черинько из компании Deloitte, как и большинство европейцев, уверен: лучший подарок – книга или сертификат в книжный магазин

В компании Deloitte, которая в октябре провела исследование потребительских настроений накануне новогодних праздников, отмечают: нереализованный потенциал украинских кошельков налицо. Украинцы тратили бы ещё больше, но пока не могут. «Многие отметили, что когда кризис закончится, они будут праздновать Новый год с большим размахом», – говорит менеджер компании Александр Черинько. Однако уже сейчас расходы на подарки увеличились, правда, из-за инфляции: многие подарки – импортного происхождения, потому их гривневая стоимость возросла. «Но даже с учётом инфляции расходы на праздник в этом году всё равно больше, чем год назад. Люди стремятся, несмотря ни на что, хорошо провести время. Многие из опрошенных отметили, что планируют отпраздновать с размахом, чтобы на время забыть о кризисе», – добавляет г-н Черинько.

Тем не менее, по сравнению со странами Западной Европы, украинские расходы весьма скромны. Чехи в этом году собираются потратить на подарки в среднем 525 евро, жители Испании – 725, жители Люксембурга – 1150, а вот украинцы – чуть больше 200.

Деньги под ёлку

Почти половина украинцев, согласно недавнему опросу, предпочитают получить в подарок деньги. А вот расставаться с деньгами они не спешат – на это готовы лишь 28% респондентов. «Так или иначе, деньги в качестве подарка – это дань непростым временам и показатель того, то украинцы стали более взвешенно подходить к выбору подарков», – комментирует г-н Черинько.

Ещё один тренд сезона – составление скрупулёзного бюджета праздника. Тщательно планировать траты будут более 60% сограждан. Любопытно, что в этом деле мы перегнали даже европейцев.

О практичности украинцев говорить рано, считает Дарья Бондарь. Она не раз отмечала Рождество с близкими в Германии. «У немцев принята семейная жеребьёвка – перед праздниками все члены семьи вытягивают из коробки бумажки с именами тех, кому должны дарить подарок. В итоге сокращаются расходы и экономится время – ты даришь подарок только тому, кто тебе достался в этой лотерее. Вот это практичность», – улыбается Даша. 

В Европе, к примеру, одним из самых популярных подарков являются книги, в отличие от Украины, где они лишь на четвёртом месте. А вот подарочные сертификаты у нас прижились, отмечает Ольга Нелина, руководитель проекта интернет-магазина «Мегапортал подарков и праздников «Ух ты». «Фотоархивы – деревянные коробки для фотографий и сертификаты на любую сумму в этом году очень модны, – отмечает Ольга. – Универсальные подарки, впрочем, тоже пользуются спросом: рамки, ключницы, шкатулки, магические шары-предсказатели и обязательно эротические сувениры».

Новый год в октябре

Запасаться подарками к Новому году за несколько месяцев до праздника украинцев учит рынок. Ещё лет десять, и вспоминать о грядущих торжествах мы будем с лета, а покупать подарки и наряжать ёлки осенью – рекламисты взяли на заметку востребованный в Европе маркетинговый ход и стали загодя объявлять рекламные акции, новогодние скидки и даже украшать витрины.

К общемировым тенденциям украинские компании приблизились благодаря экономическим неурядицам, ведь прежде магазины хорошо зарабатывали и в течение декабря. «Теперь всем приходится стимулировать продажи. Сезон выкачки денег во всей стране переносится на ноябрь, – констатирует Нина Рохманюк, директор по стратегическому планированию Бюро маркетинговых технологий. – Обидно то, что компании лишним месяцем пользуются неумело, слишком слабо затягивают покупателей в магазины, акции неяркие. Зато люди привыкнут делать покупки загодя. А такой прогнозируемый покупатель всегда выгоден для хорошего продавца».

Хлам не в моде


Пока бьют часы. Руководитель проекта интернет-магазина подарков Ольга Нелина считает, что массово скупать сувениры украинцы будут как всегда – за два часа до праздника

Президент Украинской PR-лиги Андрей Ротовский – ярый противник формальных корпоративных подарков. Единственное, что он хранит в офисе, – мешочек с солью. «И метафора есть – соль жизни, и сам мешочек весёлый, – признаётся Андрей. – Недавно мы совещались с партнёрами – собралось человек семь. Я спросил: какой деловой подарок запомнился вам за последние годы? Только одна девушка припомнила что-то, остальные молчали».

Тонны ненужных безделушек ежегодно заполняют офисы страны, мода на корпоративные подарки не меняется годами, другое дело мода на трату денег. Спасибо кризису – бесполезные сувениры сотрудникам исчезают из расходных статей крупных компаний, уступая место недорогим и полезным вещам. Многие и вовсе отказываются от корпоративных подарков – согласно исследованию компании Deloitte, в єтом году ещё около 20% опрошенных передумали дарить подарки коллегам.

Нина Рохманюк утверждает, что «дарить ненужное – у нас в крови». А поскольку культуры возврата подарков, как за границей, в Украине нет, корпоративные сувениры складируются в ящиках офисных столов. «Мы всегда подходим к таким подаркам с фантазией. В этом году, к примеру, самые близкие наши партнёры получат к Новому году набор для творчества. Картинки – машины, дома, деньги, лист бумаги, ножницы, клей. Каждый может сделать свою аппликацию – образ будущего. Остальным мы подготовили аналогичный подарок, но в электронном виде».

Круговорот подарков в природе

Киевлянка Марина Королёва недавно уволилась из крупнейшего банка Украины. В её обязанности входил подбор новогодних подарков клиентам, партнёрам, топ-менеджерам. Об этом опыте сегодня она вспоминает с улыбкой. «Никогда не понимала, сколько человеку нужно фанерных сундуков с коньяком, глобусов, шкатулок для украшений. Всё это я покупала», – говорит Марина. В её распоряжении была таблица покупок прошлых лет, с которой требовалось сверить подарки, чтобы не повториться, выделенная сумма и список людей, поделённых на категории. В предновогодний поход по магазинам она брала и маленький фотоаппарат – все товары по-шпионски снимала, чтобы затем согласовать с начальством. «На одних сотрудников банк выделял 5, на других 500 долларов. Всё выбиралось в сувенирной лавке – кому канцелярия, кому красивые, но ненужные корабли, мини-бары в виде самолёта или пушки. Ценным партнёрам дарились серебряные ложечки для чёрной икры или дорогие турки для кофе».

К Новому году очереди клиентов в банке сменялись очередями доставщиков подарков. Коллеги шутили, что у топ-менеджмента есть специальная комната для складирования праздничного хлама. «Оказалось, в итоге половина отдаётся секретарю, а часть загружается в багажник автомобиля шефа и развозится по соседям и дальним родственникам», – рассказывает Марина. Случались у девушки и казусы – например, когда выяснялось, что банк три года подряд дарит изысканный шоколад женщине, сидящей на диете. А однажды в офис пришёл тот самый подарок, который год назад именно менеджеры выбирали для партнёра. «Поэтому шильдики с логотипом – не только напоминание о компании, но и сигнал: это не передаривать».

Евгения Даниленко, Фокус

Loading...