Забыть о кризисе. В Украине стартовал сезон скупки новогодних подарков

Половина украинцев хотели бы найти под елкой деньги, правда, мало кто готов их дарить. Фокус выяснил особенности украинских подарочных традиций

Related video

Экономист Дарья Бондарь планирует и покупает подарки заранее. Новогодний сувенир для подруги, к примеру, она заготовила еще в сентябре. Но главная статья подарочных расходов – трое племянников, которые ждут игрушечных лошадей, домов для кукол и других детских радостей под елку.

"У меня почти все готово, – довольна она проделанной работой. – Две полные коллекции игрушечных пони, вилла для них, игрушки-коты и набор Lego". Одна из племянниц Дарьи живет в Германии, где праздники начинаются с середины декабря – с 24 на 25 отмечается Рождество.

В этом году презенты для племянников обошлись Дарье в полторы тысячи гривен. "Приятно удивили объявленные заранее скидки. Но и они не спасают – дом для пони прямо на кассе решили переоценить, что стоило мне лишних 70 гривен. Такого хамства я не ожидала – сначала цены повышают, а потом якобы делают скидку", – вспоминает Дарья.

То ли еще будет

В компании Deloitte, которая в октябре провела исследование потребительских настроений накануне новогодних праздников, отмечают: нереализованный потенциал украинских кошельков налицо. Украинцы тратили бы еще больше, но пока не могут. "Многие отметили, что когда кризис закончится, они будут праздновать Новый год с большим размахом", – говорит менеджер компании Александр Черинько. Однако уже сейчас расходы на подарки увеличились, правда, из-за инфляции: многие подарки – импортного происхождения, потому их гривневая стоимость возросла. "Но даже с учетом инфляции расходы на праздник в этом году все равно больше, чем год назад. Люди стремятся, несмотря ни на что, хорошо провести время. Многие из опрошенных отметили, что планируют отпраздновать с размахом, чтобы на время забыть о кризисе", – добавляет г-н Черинько.

Тем не менее, по сравнению со странами Западной Европы, украинские расходы весьма скромны. Чехи в этом году собираются потратить на подарки в среднем 525 евро, жители Испании – 725, жители Люксембурга – 1150, а вот украинцы – чуть больше 200.

Деньги под елку

Почти половина украинцев, согласно недавнему опросу, предпочитают получить в подарок деньги. А вот расставаться с деньгами они не спешат – на это готовы лишь 28% респондентов. "Так или иначе, деньги в качестве подарка – это дань непростым временам и показатель того, то украинцы стали более взвешенно подходить к выбору подарков", – комментирует г-н Черинько.

Еще один тренд сезона – составление скрупулезного бюджета праздника. Тщательно планировать траты будут более 60% сограждан. Любопытно, что в этом деле мы перегнали даже европейцев.

О практичности украинцев говорить рано, считает Дарья Бондарь. Она не раз отмечала Рождество с близкими в Германии. "У немцев принята семейная жеребьевка – перед праздниками все члены семьи вытягивают из коробки бумажки с именами тех, кому должны дарить подарок. В итоге сокращаются расходы и экономится время – ты даришь подарок только тому, кто тебе достался в этой лотерее. Вот это практичность", – улыбается Даша.

В Европе, к примеру, одним из самых популярных подарков являются книги, в отличие от Украины, где они лишь на четвертом месте. А вот подарочные сертификаты у нас прижились, отмечает Ольга Нелина, руководитель проекта интернет-магазина "Мегапортал подарков и праздников "Ух ты". "Фотоархивы – деревянные коробки для фотографий и сертификаты на любую сумму в этом году очень модны, – отмечает Ольга. – Универсальные подарки, впрочем, тоже пользуются спросом: рамки, ключницы, шкатулки, магические шары-предсказатели и обязательно эротические сувениры".

Новый год в октябре

Запасаться подарками к Новому году за несколько месяцев до праздника украинцев учит рынок. Еще лет десять, и вспоминать о грядущих торжествах мы будем с лета, а покупать подарки и наряжать елки осенью – рекламисты взяли на заметку востребованный в Европе маркетинговый ход и стали загодя объявлять рекламные акции, новогодние скидки и даже украшать витрины.

К общемировым тенденциям украинские компании приблизились благодаря экономическим неурядицам, ведь прежде магазины хорошо зарабатывали и в течение декабря. "Теперь всем приходится стимулировать продажи. Сезон выкачки денег во всей стране переносится на ноябрь, – констатирует Нина Рохманюк, директор по стратегическому планированию Бюро маркетинговых технологий. – Обидно то, что компании лишним месяцем пользуются неумело, слишком слабо затягивают покупателей в магазины, акции неяркие. Зато люди привыкнут делать покупки загодя. А такой прогнозируемый покупатель всегда выгоден для хорошего продавца".

Хлам не в моде

Президент Украинской PR-лиги Андрей Ротовский – ярый противник формальных корпоративных подарков. Единственное, что он хранит в офисе, – мешочек с солью. "И метафора есть – соль жизни, и сам мешочек веселый, – признается Андрей. – Недавно мы совещались с партнерами – собралось человек семь. Я спросил: какой деловой подарок запомнился вам за последние годы? Только одна девушка припомнила что-то, остальные молчали".

Тонны ненужных безделушек ежегодно заполняют офисы страны, мода на корпоративные подарки не меняется годами, другое дело мода на трату денег. Спасибо кризису – бесполезные сувениры сотрудникам исчезают из расходных статей крупных компаний, уступая место недорогим и полезным вещам. Многие и вовсе отказываются от корпоративных подарков – согласно исследованию компании Deloitte, в єтом году еще около 20% опрошенных передумали дарить подарки коллегам.

Нина Рохманюк утверждает, что "дарить ненужное – у нас в крови". А поскольку культуры возврата подарков, как за границей, в Украине нет, корпоративные сувениры складируются в ящиках офисных столов. "Мы всегда подходим к таким подаркам с фантазией. В этом году, к примеру, самые близкие наши партнеры получат к Новому году набор для творчества. Картинки – машины, дома, деньги, лист бумаги, ножницы, клей. Каждый может сделать свою аппликацию – образ будущего. Остальным мы подготовили аналогичный подарок, но в электронном виде".

Круговорот подарков в природе

Киевлянка Марина Королева недавно уволилась из крупнейшего банка Украины. В ее обязанности входил подбор новогодних подарков клиентам, партнерам, топ-менеджерам. Об этом опыте сегодня она вспоминает с улыбкой. "Никогда не понимала, сколько человеку нужно фанерных сундуков с коньяком, глобусов, шкатулок для украшений. Все это я покупала", – говорит Марина. В ее распоряжении была таблица покупок прошлых лет, с которой требовалось сверить подарки, чтобы не повториться, выделенная сумма и список людей, поделенных на категории. В предновогодний поход по магазинам она брала и маленький фотоаппарат – все товары по-шпионски снимала, чтобы затем согласовать с начальством. "На одних сотрудников банк выделял 5, на других 500 долларов. Все выбиралось в сувенирной лавке – кому канцелярия, кому красивые, но ненужные корабли, мини-бары в виде самолета или пушки. Ценным партнерам дарились серебряные ложечки для черной икры или дорогие турки для кофе".

К Новому году очереди клиентов в банке сменялись очередями доставщиков подарков. Коллеги шутили, что у топ-менеджмента есть специальная комната для складирования праздничного хлама. "Оказалось, в итоге половина отдается секретарю, а часть загружается в багажник автомобиля шефа и развозится по соседям и дальним родственникам", – рассказывает Марина. Случались у девушки и казусы – например, когда выяснялось, что банк три года подряд дарит изысканный шоколад женщине, сидящей на диете. А однажды в офис пришел тот самый подарок, который год назад именно менеджеры выбирали для партнера. "Поэтому шильдики с логотипом – не только напоминание о компании, но и сигнал: это не передаривать".

Евгения Даниленко, Фокус