Дефицит и очереди: торговые сети не готовы к предновогоднему ажиотажу

Нерасторопный и малочисленный персонал, пустые из-за долгов полки. Такие подарки к Новому году ожидают украинских покупателей в торговых сетях, страдающих от кризиса

"Я буду покупать продукты для новогоднего стола исключительно ночью", – говорит Дмитрий Беляк, начальник отдела продаж компании rabota.ua. По его словам, в Новый год супермаркеты могут серьезно разочаровать украинцев. В частности, непривычными очередями, вызванными массовыми увольнениями кассиров и продавцов. По оценкам экспертов Фокуса, в течение 2009 г. работу потерял каждый второй сотрудник сетевых маркетов. И к концу декабря нехватка рук приведет к сумасшедшим очередям в магазинах. "С начала 2009 г. мы наблюдали три волны увольнений персонала из торговых сетей, и ни одной волны набора. Может так случиться, что обслуживать покупателей будет просто некому", – поясняет г-н Беляк. По данным Фокуса, из десятков сетевых маркетов страны, штат сейчас расширяют лишь единицы, например, "Метро" и Auchan.

Аналитик финансовой компании "Фактор" Наталья Щербатюк называет еще одну причину предновогодних столпотворений – неискушенность персонала. По ее мнению, ретейлеры переборщили: уволили опытных сотрудников, наняв новичков, готовых работать за меньшие деньги, но плохо справляющихся со своими обязанностями.

Кроме очередей, магазинам грозит дефицит ассортимента на полках. "В 2009 г. произошло сокращение запасов по всей товаропроизводящей цепочке: производители, дистрибьюторы, торговые сети. Последние сознательно держат запасы на минимальном уровне, достаточном для того, чтобы не замораживать в товаре оборотный капитал", – рассказал Фокусу Виталий Ткаченко, директор по маркетингу группы компаний "Верес". Замдиректора по продажам Киевского завода шампанских вин Юрий Наумчук подтверждает тенденцию и отмечает, что ретейлерам мешает катастрофическое отсутствие кредитных средств.

13 месяцев

"Новый год – это тринадцатый месяц в календаре", – шутит Сергей Демченко, директор поставщика сладостей "Свитс лэнд". За одну предпраздничную неделю ретейлеры, дистрибьюторы и производители зарабатывают в четыре раза больше обычного. Ведь по данным Research & Branding Group, в крупных сетевых магазинах отоваривается каждый третий украинец.

Однако в декабре 2009 г. многих из них супермаркеты разочаруют, а самим торговцам будет не до смеха: по прогнозам аналитиков, товарооборот маркетов, если и увеличится, то лишь на 5–7% (см. график). Виной тому – не только похудевшие кошельки украинцев. Перед праздниками супермаркеты, в которых ассортимент и так заметно оскудел, могут вообще встретить покупателей пустыми полками, поскольку торговые сети задолжали поставщикам немалые суммы.

Например, "Свитс лэнд" в Новый год ограничит поставки шоколада и конфет холдинга "Объединенные кондитеры" (самая известная их продукция – лакомства концерна "Бабаевский") в донецкую сеть "Амстор", не выплатившую дистрибьютору сотни тысяч гривен. Во Львовской области ситуация еще хуже – торговые точки "Арсен", "Фуршет" и супермаркет "Агроконтракт" могут остаться без товара. Причина все та же – долги перед дистрибьюторами.

Как стало известно Фокусу, западноукраинская Ассоциация поставщиков и производителей, объединяющая более 500 компаний, готовится принять решение о приостановке отгрузок в перечисленные торговые предприятия, если они не погасят задолженность. Зампред ассоциации Владимир Иванчин считает, что только таким жестким образом можно заставить сети платить. "Товар про запас мы поставлять не будем, – грозится Сингх Бирендра Кумар, директор компании "Свит чай", – нам обещают оплату после праздников, но мы в это уже не верим". Ведь даже перед Новым годом сети не торопятся порадовать дистрибьюторов наличностью. "Проплаты поставщикам остаются на прежнем уровне. Наши торговые представители и супервайзеры, как и раньше, больше времени тратят на выбивание долгов, чем на оформление заказов", – сокрушается директор по маркетингу компании "Марком" (поставляет в супермаркеты алкоголь) Сергей Левчук.

Очереди-убийцы

Впрочем, у маркетов есть шанс спасти ситуацию. Некоторые из опрошенных Фокусом торговцев настроены весьма оптимистично: они надеются на предпраздничный рост товарооборота. "Мы ожидаем увеличения суммы среднего чека в два с половиной раза", – говорит Елена Черных, заместитель генерального директора по закупочной деятельности ООО "Украинский ретейл" (сеть "Брусниця"). Так же уверена в росте продаж и начальник отдела по связям с общественностью корпорации "АТБ" Анна Личман. По ее мнению, низкие цены в их сетях привлекут множество покупателей, особенно 31 декабря. Максим Гацуц, директор по продажам "Метро Кеш энд Керри Украина", заверяет, что количество покупателей в его торговых центрах растет изо дня в день, хотя достичь докризисных показателей супермаркеты едва смогут даже в Новый год.

А с очередями им поможет справиться технология "убийца очередей". Она представляет собой портативное устройство, которое считывает штрих-коды со всех товаров в корзинке покупателя. После того как товар просканирован, покупки запечатывают в пакет, а общая сумма указывается на специальной наклейке. Далее на кассе считывают всего одну наклейку, вместо того чтобы по отдельности перебирать кетчупы, вина и хлеб, выбранные покупателем. Но пока в Киеве эту технологию применяют только супермаркеты "Рейнфорд" и "Караван".

Но может так случиться, что и "убивать" будет нечего. "Покупателей на всех не хватит", – прогнозирует Сергей Янчук, директор по маркетингу компании Х5 Retail Group (магазины "Перекресток"). По мнению экспертов Фокуса, многие украинцы уже решили, что будут покупать продукты к праздничному столу на рынке, а не в супермаркете. Те же, кто останется верней торговым сетям, пойдут туда, где и до Нового года был достойный ассортимент и нормальное обслуживание без очередей. Для маркетов, которые успели растерять клиентов в течение года, традиционный 13-й месяц может так и не наступить.

Екатерина Шаповал, Фокус