Ахметов отбил порт у Минтранса

Хозсуд Донецкой области стал на сторону компании холдинга "Метинвест" в споре с Мариупольским морпортом. Вердикт может стать прецедентом в судебных спорах властей с логистическими компаниями

Компания "Скиф Шиппинг", входящая в структуру холдинга "Метинвест" Рината Ахметова, выиграла судебный спор у ГП "Мариупольский морской торговый порт" (ММТП). Причиной для разбирательства послужил договор о совместной деятельности, который стороны заключили в июле 2006 года, пишет Дело.

В 2009 г. Мариупольский морпорт по поручению Государственного департамента морского и речного транспорта Минтранссвязи подал иск в Хозяйственный суд Донецкой области с требованием расторгнуть документ. Однако в конце прошлого месяца в его удовлетворении истцу было отказано. В решении суда отмечается, что поручение ведомства не может служить законным основанием для разрыва договора, так как только стороны, его заключавшие, имеют право определять его условия и срок действия.

Кроме того, суд констатировал: апелляция морпорта в исковом заявлении к распоряжению правительства - безосновательна, так как в документе рекомендуется разорвать лишь те договоры, которые грозят государству отчуждением собственности и являются "неэффективными". Однако этого в ходе судебных разбирательств морпорт не смог доказать.

Для Рината Ахметова победа над Мариупольским портом крайне важна. Дело в том, что стивидорная компания "Скиф Шиппинг" является важным звеном логистической цепочки. Она обеспечивает перевалку грузов, которые идут на экспорт с основных металлургических предприятий холдинга "Метинвест" - "Азовстали", Енакиевского металлургического комбината, Макеевского метзавода и Харцызского трубного завода.

Изначально идея расторгнуть договоры о совместной деятельности между государственными морскими портами и частными стивидорными компаниями принадлежит Кабинету Министров. В распоряжении №703-р "Вопросы заключения некоторых договоров", опубликованном в мае прошлого года, правительство рекомендовало аннулировать те договоры, которые противоречат интересам морских портов. А в марте 2009-го Государственный департамент морского и речного транспорта Минтранссвязи, руководствуясь правительственным распоряжением, обязал морские порты расторгнуть со всеми стивидорами договоры о совместной деятельности.

Эти два документа были указаны в исковом заявлении Мариупольского морского торгового порта (ММТП) в качестве причины, по которой он требует аннулировать договор со "Скиф Шиппинг". Тем не менее решение Хозсуда Донецкой области показало, что у Минтранса нет полномочий для того, чтобы обязать морпорты разрывать договоры со стивидорами в одностороннем порядке.

К тому же морпорт не сумел доказать, что "Скиф Шиппинг" посягает на госсобственность и работает неэффективно. По условиям договора, эффективность работы компании определяется объемами перевалки грузов. Согласно документу, "Скиф Шиппинг", начиная с 2006 года, за 10 лет обязалась довести перевалку металлогрузов на причале №10 ММТП до 1,8 млн. тонн в год. Суд постановил, что порт не сумел доказать, что это условие было нарушено. А следовательно, договор нельзя признать неэффективным.