Завелись. Дилеры пугают ростом цен на авто в новом году
Автодилеры отказываются от цен в гривне и стремятся выгодно сбыть на декабрьских распродажах автомобили прошлогоднего модельного ряда. Новые авто в новом году прибавят в цене
"В начале 2009 года машины начали дешеветь, и я решил купить себе авто. Но пока собирал нужную сумму, интересующая меня модель подорожала. Теперь думаю, покупать ли ее вообще", – рассказывает 24-летний киевлянин Владимир Пластун, который давно положил глаз на Renault Logan, подорожавший за октябрь с 73 тыс. до 76 тыс. грн.
До последнего времени автоторговцы боялись существенно поднимать цены, стремясь сохранить уровень продаж. Как показывает пример Владимира Пластуна, даже небольшое колебание может заставить клиента отказаться от покупки машины. О том, что граждане повально экономят на транспортных средствах, свидетельствуют данные Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД). В топ-10 самых продаваемых авто в 2009 г. вошли машины эконом- и среднего класса. "Данная ситуация сложилась из-за спада экономики и сокращения доходов населения. Кризис банковской системы и отсутствие кредитов способствовали перераспределению спроса в пользу более доступных по цене автомобилей", – объясняет координатор по связям с общественностью ООО "Ниссан Мотор Украина" Ирина Петриашвили.
Увы, по прогнозам Центра политического и экономического анализа, с января 2010 г. подорожание коснется большинства моделей. Опрошенные Фокусом эксперты отмечают, что возрастут цены даже на бюджетные авто, такие как ЗАЗ и "Лада". Директор компании "Авто Интернешнл" Елена Дунина прогнозирует рост цен на 10–30% уже в I квартале следующего года.
На такой шаг продавцы пойдут из-за резкого сокращения продаж. По словам г-жи Дуниной, с января по октябрь нынешнего года украинцы потратили на авто лишь 2,5 млрд. евро против 9 млрд. евро в 2008-м. Теперь продавцы попытаются компенсировать финансовые потери ростом цен.
Просели по полной
Текущий год подкосил продажи авто всех категорий. По данным ВААИД, спрос на машины среднего класса упал на 90%. "Если до прошлой осени менеджеры низшего звена стремились купить Mitsubishi или Skoda, то теперь они выбирают "Ладу" или запорожец", – отмечает смену потребительских ориентиров глава ВААИД Олег Назаренко. Вдвое реже украинцы покупали бюджетные авто и машины премиум-класса.
Основная причина – катастрофическая ситуация с кредитами. По подсчетам компании Auto-Consulting, если в 2008 г. в долг продавали до 50% авто, то в начале декабря 2009-го – не более 5–6%.
Другим негативным фактором стали валютные колебания. Дилеры пытались бороться с курсом доллара до конца нынешней осени за счет машин, завезенных по докризисному курсу. Благо трехкратное сокращение продаж с октября 2008 г. по январь 2008-го обеспечило большинству компаний полные склады. "С помощью этих машин импортеры пытались поддержать уровень продаж, предлагая выгодные цены по низкому курсу, а также привлекая клиентов разными акциями. Например, мы снизили цены на некоторые модели на 20%", – рассказывает руководитель автомобильного бизнеса "ВиДи Груп" Артем Ткаченко. Но эффект для рынка оказался не ахти: за девять месяцев в стране продали всего 165 тыс. машин, что на 74% меньше, чем годом ранее.
Ориентируясь на курс
"Автомобили из запасов 2008 года, на которые распространяются скидки, заканчиваются. Начавшиеся поставки 2010-го модельного года не смогут вписаться в текущий ценовой ряд", – считает специалист по маркетингу ЗАО "УкрАвтоВАЗ" Олег Махно. По оценкам Auto-Consulting, уже к сентябрю цены в гривнах возросли на 40–50% по сравнению с прошлым годом. Основой для будущего подорожания станет переход компаний на текущий курс доллара. Как сообщил начальник департамента стратегического планирования "УкрАвто" Александр Федоров, компания на протяжении восьми месяцев сохраняла привязку цены к гривне. Но с сентября было принято решение привязать розницу к доллару.
Вместе с тем компании стараются бороться за доступность своего товара. Например, договариваются с производителями о снижении первоначальной стоимости в американской валюте. Так, в августе этого года торговый дом "НИКО" уменьшил цену Mitsubishi Lanser c $16,8 до $15,4 тыс. благодаря согласию производителя компенсировать для дилеров 20% стоимости. Похожая договоренность достигнута в концерне "Еврокар", продающем машины Skoda. "Сегодня импортеры ведут переговоры с производителями. Но точная ценовая политика будет известна не раньше февраля-марта, когда на рынке начнут появляться первые авто 2010 года", – считает Артем Ткаченко.
Эра сервиса
Увы, без оживления кредитного рынка дилерам вряд ли удастся восстановить продажи. По мнению собственника Дельта Банка Николая Лагуна, в I полугодии 2010 г. банки не сделают автокредиты более доступными, но альтернативным трендом станет сотрудничество дилеров с лизинговыми компаниями. "Они более охотно кредитуют клиентов, чем банки. И не требуют при этом обязательных официальных доходов, поручительства и залогов", – говорит специалист отдела финансового сервиса автоцентра "Атлант-М Лепсе" Юрий Безсмертный. Он добавляет, что львиная часть лизинговых договоров предполагает последующий выкуп. То есть, сдавая машины в аренду в начале 2010-го, компании рассчитывают, что к 2011 г. эти автомобили будут выкуплены клиентами.
Однако возможное подорожание американской валюты в начале 2010 г. может опять подкосить спрос на автомобили. "Люди очень чутко реагируют на цену: только где-то что-то подешевело, продажи этих авто вырываются вперед", – подчеркивает Олег Назаренко. И сегодня компании надеются на продажи благодаря акциям, сговорчивости производителей и финансистов.
Кроме того, дилеры попытаются завлечь клиентов сервисными "штучками". "Украинским водителям наконец предложат услуги, которые в развитых странах считаются нормой, – например, постгарантийное обслуживание или хранение и замена шин", – утверждает г-жа Дунина. Пока торговцы раздумывают над будущими уловками, покупатели тоже не торопятся. "Я ожидал, что машина подешевеет где-то до 65–70 тыс. грн. или будет какая-то акция. Глядя на сегодняшние цены, я вообще не знаю, буду ли покупать автомобиль", – говорит мечтающий о Renault Владимир Пластун.
Наталия Гузенко, Фокус