Авиакомпаниям пророчат огромные убытки на 2010 г.

По прогнозам Международной ассоциации авиатранспорта (IATA), 2010 г. станет для мировых авиакомпаний "ужасным" – их убытки составят 11 млрд. долл.

Related video

Вчера IATA объявила, что в 2010 г. мировая индустрия гражданских авиаперевозок понесет потери в 5,6 млрд. долл. Это в полтора раза больше предыдущего прогноза (3,8 млрд. долл.), пишет "Коммерсантъ-Украина".

В своем выступлении глава IATA Джованни Бизиньяни так описал ситуацию: "Мы завершаем ужасный год, который в свою очередь завершает ужасное десятилетие для гражданской авиации".

Он уточнил, что в 2000-2009 гг. мировой рынок авиаперевозок потерял в общей сложности 49,1 млрд. долл., то есть примерно по 5 млрд. долл. в год. Проблемы у авиаторов начались после терактов 11 сентября 2001 года. В 2003 г. эпидемия атипичной пневмонии нанесла новый удар по отрасли. Лишь в 2007 г. она начала оправляться, но наступивший экономический кризис привел к общему сокращению потребительской активности, что и стало причиной новых убытков.

Применительно к 2009 г. IATA оставила в силе свой предыдущий прогноз – убытки в размере 11 млрд. долл. Но стабилизация финансовых рынков во второй половине этого года и начавшийся выход из рецессии ряда некоторых развитых стран мира позволяет IATA надеяться на то, что "худшее, скорее всего, позади".

По мнению главы IATA, "спрос на авиаперелеты, скорее всего, будет улучшаться, а сами авиакомпании, как ожидается, снизят нетопливные издержки на 1,3%". Если в 2009 г. пассажиропоток снизился на 4,1%, то в 2010 г. он вырастет на 4,5%. В результате IATA ожидает, что "в 2010 г. авиаперелеты совершат 2,28 млрд человек, что сравнимо с предыдущим пиком, достигнутым в 2007 году".

Тем не менее, как подчеркнул глава ассоциации, "топливные издержки растут, что продолжает оказывать катастрофическое воздействие". Кроме того, выручка от перевозок будет на 30 млрд. долл. меньше.

При этом авиакомпаниям придется снова решать проблему переизбытка провозных мощностей, которые будут в 2010 г. расти, поскольку большинство авиакомпаний не отменяло крупных заказов и в этом году получат около 1 тыс. 300 новых самолетов.

Критическую ситуацию в Европе IATA объясняет "медленным экономическим восстановлением региона вкупе с ограниченными возможностями по оптимизации маршрутов и пассажироемкости из-за зарегулированности местного рынка".