Нафтогаз превратился в публичное акционерное общество

"Нафтогаз" сменил статус – Кабинет министров реорганизовал компанию из государственного в публичное акционерное общество

Related video

Уставный фонд НАК увеличился с 18,6 млрд до 24 млрд грн, а среди ее сфер деятельности появились продажа тепловой и электроэнергии, пишет Коммерсантъ-Украина. Все это должно способствовать выделению компании кредитных средств, считают аналитики. Но новая форма собственности несет и риски – теперь монополия может быть обанкрочена в случае просрочки выплат по кредитам, говорят юристы.

Смену формы собственности НАК "Нафтогаз Украины" с государственного (ГАО) на публичное акционерное общество (ПАО) Кабмин утвердил постановлением №1354 от 2 декабря "О некоторых вопросах деятельности НАК "Нафтогаз Украины", которое было опубликовано в пятницу. Реорганизация всех ГАО в Украине в публичные или частные акционерные общества в течение двух лет предусмотрена законом "Об акционерных обществах", который вступил в силу весной этого года.

В устав компании добавлены новые виды деятельности – продажа тепловой и электроэнергии, создание собственной сети автозаправочных и автогазонаполнительных компрессорных станций. Постановление также закрепляет увеличение уставного фонда с 18,6 млрд до 24 млрд грн – в течение августа-сентября средства были внесены в виде облигаций внутреннего госзайма. Кроме того, новая редакция устава предусматривает, что акционеры монополии более не несут ответственности по обязательствам компании.

"Новые виды деятельности позволят увеличить доход монополии, что будет способствовать привлечению кредитов",– пояснил на условиях анонимности источник издания в монополии. Он напомнил, что "Нафтогаз" уже получил акции трех ТЭЦ – Херсонской, Одесской и Харьковской, что позволит в следующем году увеличить доход компании на 35-40 млн. долл. Реорганизация также должна упростить процедуру получения кредита от европейских финансовых структур для модернизации газотранспортной системы (ГТС), отмечают в компании. В конце марта Украина подписала соглашение с Еврокомиссией, по которому последняя обещала содействовать в привлечении кредита на 2,57 млрд. долл. на реконструкцию и модернизацию украинской ГТС от Европейского инвестиционного банка, Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития. Но заем до сих пор не получен.

"Статус ПАО более понятен международным банкам, и выдать кредит такой компании для европейских финансовых институтов проще",– соглашается аналитик ИК "Тройка Диалог" Валерий Нестеров. Впрочем, причина отсутствия кредитов – в другом: в Украине так и не были повышены цены на газ для населения и ТКЭ, что было одним из условий выделения финансирования, заявлял ранее уполномоченный президента по энергетическим вопросам Богдан Соколовский. В "Нафтогазе" и украинском представительстве Еврокомиссии этот вопрос не комментируют.

Изменения устава НАК имеют и определенные риски, отмечают юристы. По мнению управляющего партнера Astapov Lawyers Андрея Астапова, преобразование из ГАО в ПАО, а также отказ от ответственности акционеров за финансовое состояние компании делают возможным банкротство монополии в случае просрочки либо отказа от погашения кредита. "Теперь "Нафтогаз" в случае неоплаты кредитов будет отвечать своим имуществом и принадлежащими ему правами, в том числе на управление ГТС, находящейся в собственности государства",– отмечает он. Тем более что случаи нарушения сроков по оплате кредитов со стороны НАК были: в октябре этого года "Нафтогаз" допустил технический дефолт по облигациям на сумму 500 млн. долл. Тогда компании удалось убедить инвесторов рассрочить выплату на пять лет, взамен повысив ставку доходности по облигациям.