Футбольный взлет
После получения Украиной и Польшей права на проведение Евро–2012 страну захлестнули наполеоновские планы подготовки к футбольному чемпионату — от ремонта дорог до обучения милиционеров английскому. Фокус начинает серию материалов о том, как изменится Украина и украинцы через пять лет: каким планам суждено сбыться, а какие — останутся на бумаге. Наш первый рассказ — о модернизации отечественных аэропортов
Чемпионат Европы–2012 принес хорошие новости захиревшим украинским аэропортам — правительство решило вложить деньги в их реконструкцию. Модернизация ждет прежде всего воздушные ворота тех городов, которые примут футбольные матчи: Харькова, Львова, Одессы и Днепропетровска. Также реконструируют оба киевских аэропорта и "за компанию" — симферопольский.
Украинские аэропорты построены еще в советские времена, и с тех пор серьезная реконструкция терминалов была проведена лишь в Борисполе, Симферополе и Мариуполе, а в остальных — в лучшем случае косметический ремонт. Поэтому, учитывая их нынешнее состояние, справиться с наплывом туристов и болельщиков будет непросто.
Каждому свое
"Реконструкция украинских аэропортов назрела давно. Это касается и аэродромной части, и терминальной", — сказал Фокусу пресс-секретарь одной из крупнейших украинских авиакомпаний "АэроCвит" Сергей Куцый. По его словам, основная проблема состоит в том, что не во всех аэропортах взлетно-посадочные полосы могут регулярно принимать самолеты большой вместимости, например, Airbus 320 или Boeing 737. А без этого региональные и особенно международные полеты из этих аэропортов существенно усложняются.
Тем не менее, авиакомпании вряд ли будут вкладывать деньги в развитие терминалов, поскольку этот бизнес отличается от бизнеса авиаперевозок. В терминале работает много авиакомпаний, и задача аэропорта состоит в том, чтобы обеспечить всем равные условия работы.
Поэтому перестраивать аэропорты будет государство совместно с частными предпринимателями. Хотя бремя реконструкции самой дорогой части инфраструктуры — взлетно-посадочных полос — ляжет исключительно на плечи государственного и местных бюджетов. По словам министра транспорта и связи Николая Рудьковского, правительство предоставит местным советам государственные гарантии под кредиты, предназначенные на реконструкцию взлетных полос. При этом как объекты стратегического значения они останутся в собственности государства, которое будет сдавать взлетные полосы в аренду.
Бизнесменов же в первую очередь интересуют объекты, которые могут принести быструю прибыль — отели, паркинги, магазины и рестораны, составляющие неотъемлемую часть инфраструктуры аэровокзала. Таким образом, государство добровольно взяло на себя самый невыгодный и дорогостоящий участок работ, предоставив коммерсантам будущие прибыли.
Впрочем, по такому же пути в свое время пошли российские власти. Например, взлетная полоса аэропорта Сочи, столицы олимпийских игр 2014 г., реконструируется за счет федерального бюджета. При этом 100% акций аэропорта принадлежат компании, подконтрольной "Базовому Элементу" российского олигарха Олега Дерипаски. Эксперты не исключают, что под шумок модернизации в рамках подготовки к Евро-2012 самые привлекательные объекты в некоторых украинских аэропортах тоже будут приватизированы.
Парад аэропортов
Пионером в деле модернизации стал аэропорт Донецка, находящийся в коммунальной собственности. Реконструкция его взлетно-посадочной полосы уже идет полным ходом. "В этом году мы освоим первые 140 млн. грн., и она (взлетная полоса — Фокус) к Евро-2012 будет", — похвастал председатель Донецкого облсовета Анатолий Близнюк. В общей сложности модернизация донецкого аэропорта обойдется госбюджету в $205 млн. На эти деньги планируется построить не только новую полосу, принимающую крупные авиалайнеры, но и новый аэровокзал. Предполагается, что после модернизации пропускная способность терминала составит 1000 пассажиров в час.
Еще один коммунальный аэропорт — "Харьков" — удлинит взлетную полосу на 240 м за счет средств, полученных под госгарантии. Это позволит принимать самолеты Boeing и Airbus, которые сейчас харьковским аэропортом обслуживаться не могут. А вот новый пассажирский терминал должен быть построен за счет средств частных инвесторов. В июле бизнесмен и совладелец группы "УкрСиб" Александр Ярославский (№ 20 в рейтинге Фокуса "100 богатых украинцев") заявил о том, что намерен вложить в это около $200 млн. Если в 2006 г. аэропорт обслужил 202 тыс. пассажиров, то после реконструкции, как обещает Александр Ярославский, его годовой пассажиропоток увеличится до 1,5 млн. человек. Однако, учитывая известный интерес предпринимателя к проектам в сфере недвижимости, в городе ходят слухи, что реконструкция может стать поводом для застройки части земли, занимаемой аэропортом.
Началась реконструкция взлетной полосы и в аэропорту Одессы, втором по количеству рейсов после столичного "Борисполя" (в 2006 г. аэропорт обслужил 527 тыс. пассажиров). Сейчас аэропорт обслуживает 400 пассажиров в час, что уже близко к пределу пропускной способности терминала. После реконструкции, которая, по плану, завершится к 2010 г., терминал сможет пропускать 1000 пассажиров в час. Работы оцениваются в $160 млн. и производятся за средства аэропорта и города, но интерес к модернизации южного аэровокзала проявлял и немецкий концерн Siemens. Замдиректора аэропорта Виктор Коренюк уверен, что затраты окупятся, если предприятие окажется способным принимать лайнеры всех типов.
В обновление аэропортов Львова, Симферополя и Днепропетровска планируется инвестировать соответственно $60, $102 и $75 млн. Правда, городские власти Львова настаивают на том, чтобы взлетная полоса аэропорта была передана в коммунальную собственность города — аэродром был построен в 1950-е гг. для военных нужд, поэтому принадлежит Министерству обороны.
Столичные распри
Евро–2012 пойдет на пользу и обоим киевским аэропортам. В июле этого года Киевсовет разрешил руководству аэропорта "Жуляны" заложить его для привлечения кредита в 164 млн. грн. на реконструкцию аэровокзала. По словам первого заместителя председателя Киевгорадминистрации Дениса Басса, после реконструкции аэропорта пропускная способность его терминала вырастет с нынешних 180 до 500 пассажиров в час. Кроме того, предусмотрено модернизировать и удлинить взлетно-посадочную полосу и сертифицировать ее по стандартам Международной организации гражданской авиации. Чиновники киевской мэрии обещают, что аэропорт будет обновлен до 2011 г.
Однако настороженность экспертов вызывает тот факт, что мэрия не гарантирует возврата денег кредитора в случае неспособности аэропорта их вернуть. А в случае невозврата кредита все имущество аэропорта вместе с землей уйдут банку. После этого собственник сможет делать с аэропортом что угодно. Для потенциального кредитора такая схема выглядит более чем привлекательной: напомним, что аэропорт занимает площадь в 265 га, а его земельный фонд оценивается в $2 млрд.
По словам депутата Киевсовета Михаила Бродского, частным инвестором проекта может выступить структура, близкая к предпринимателю Андрею Иванову (№ 27 в рейтинге Фокуса "100 богатых украинцев"). Бродский уверен, что в случае получения Андреем Ивановым контроля над "Жулянами" аэропорт перенесут в другое место, а территория будет застроена жильем. Опасения не беспочвенны, ведь "Жуляны", как и аэропорт Харькова, находится в черте города.
Самым крупным украинским авиаузлом остается государственный аэропорт "Борисполь", работающий на пике своих пропускных возможностей. В начале 2000-х гг. компания "АэроСвит" начала здесь строительство нового международного терминала. "Однако в начале 2005 г. команда менеджеров в аэропорту сменилась, договоренности были разрушены, строительство нашего терминала приостановлено, начались судебные тяжбы, которым не видно конца", — объяснил Сергей Куцый.
Как сообщили Фокусу в Минтрансе, в настоящее время стадию разработки и утверждения проходит проект терминала D. Предполагается, что он будет построен за счет кредита Японского банка международного сотрудничества (JBIC) суммой в 172 млн. евро. Строительство должно начаться в 2008 г. и завершиться в 2010 г. Благодаря новому терминалу аэропорт "Борисполь" сможет обслуживать 8,1 млн. пассажиров в год, тогда как сейчас обслуживает 4,5 млн. Всего на реконструкцию главных воздушных ворот Киева потребуется $425 млн.
После матча
В Минтрансе Фокус заверили, что реконструированные региональные аэропорты будут востребованы и после окончания Евро–2012. "Пассажирам не придется ехать в Киев, чтобы совершить международный авиаперелет", — отмечают в министерстве.
По мнению независимого эксперта Александра Кавы, пассажиропоток в Украине будет расти на 15-20% ежегодно. "Люди все больше ценят свое время, отдавая предпочтение авиаперелетам. Не так давно "Укрзалізниця" вынуждена была отменить прямой поезд Киев–Прага, поскольку вагоны шли полупустые", — отмечает он.
Действительно, по итогам І полугодия 2007 г. рынок пассажирских авиаперевозок в Украине растет самыми быстрыми темпами по сравнению с другими видами транспорта. По данным Минтранса, число пассажиров, которые воспользовались услугами 36-ти украинских авиакомпаний, по сравнению с полугодием 2006 г. выросло на 19,3% и достигло 2,12 млн. человек. Причем рост объемов перевозок наблюдался как на международных, так и на внутренних маршрутах: на 21,6% и 10,9% соответственно.
Но авиаперевозчики настроены несколько скептически. "Непонятно, почему к этому процессу не подключают авиакомпании. Ведь не аэропорты, а именно авиаперевозчики обеспечивают пассажирские потоки, и планы модернизации аэропортов должны коррелироваться с планами развития авиакомпаний", — посетовал Сергей Куцый из "АэроСвита".
Между тем открытым остается и вопрос о том, успеет ли Украина завершить реконструкцию авиационной инфраструктуры к началу футбольного чемпионата. Министр транспорта Николай Рудьковский жалуется, что министерству в деле подготовки к чемпионату противостоит секретариат Президента. Так что не исключено, что к 2012 г. украинские политики будут обсуждать не проблему загрузки модернизированных аэропортов, а искать виновных в том, что их так и не реконструировали.