Тост по-французски

Западная Европа бросает пить, а Восточная — входит во вкус элитного спиртного. Поэтому президент компании «Перно Рикар Европа» Тьерри Бийо считает Украину перспективным рынком для своей продукции — алкоголя премиум-класса. 

Тьерри Бийо

20 февраля 1955 г1983 – 1984 гг.1986 – 1991 гг1992 – 1993 гг.1994 – 1996 гг.2001 г.

Он уверен: даже распробовав лучшие коньяки и виски, украинцы будут отдавать предпочтение водке.

Правда, всё более качественной и дорогой

— Какие алкогольные напитки сейчас на пике популярности в Европе, а какие, наоборот, сдают свои позиции?
— В Восточной Европе растёт потребление практически всех напитков — водки, виски, коньяка, джина. В Украине, России, Польше, балкан­ских странах мы видим хороший рост продаж не только местного, но и импортного алкоголя. Если говорить о ценовых категориях — медленно, но уверенно растёт премиум-сегмент. Более всего сдают низшие ценовые категории. А в Западной Европе потребление алкоголя падает.

— В Западной Европе стали меньше пить? Почему же?

— Там всё больше популярен здоровый образ жизни. Кроме того, сейчас европейцы уделяют повышенное внимание борьбе с пьянством за рулём, повсеместно появляются ограничения на потребление алкоголя в общественных местах. В итоге в некоторых странах потребление спиртного идёт вниз — это Италия, Испания. А в Германии и Великобритании объёмы потребления стоят на месте.

— Какие из стран Восточной Европы — локомотивы алкогольного рынка?

— Конечно же, это, в первую очередь, Россия. Но Украина тоже идёт в ногу, наш ежегодный рост продаж здесь — 50%.

— Ассортимент вашей компании включает коньяки, виски, вина. А в Украине и России, как известно, люди предпочитают водку. Эта традиция не мешает вам продвигаться в Восточную Европу?

— Да, в этом регионе водка — действительно ключевой напиток. И я не вижу в этом ничего страшного. Водка, если она качественная, — прекрасный продукт. Кстати, она популярна не только в странах бывшего СССР. Водка — один из самых быстрорастущих алкогольных напитков в мире.

— В Западной Европе тоже?

— Разумеется! Правда, там водка пока занимает небольшую долю алкогольного рынка, но эта доля растёт из года в год.

— Получается, европейцы пьют меньше алкоголя в целом, но больше — водки?

— Именно так. И нам очень интересен этот сегмент рынка. Однако импортировать водку, даже качественную, довольно сложно. Ведь жители Восточной Европы считают её национальным продуктом. Это как во Франции — попробуйте французам продать австралийское вино! Вам скажут: зачем оно нам? Ведь лучшее вино — французское! Точно так же русские уверены, что лучшая водка делается в России, а украинцы предпочитают продукцию отечественного изготовителя. Но несмотря на это, мы видим интерес к импортному товару со стороны тех, кто хочет отличаться от других потребителей. Поэтому хотя водка и будет оставаться базовым напитком в Украине, но и другое спиртное будет иметь успех. Например, мы видим, что чешская «Бехеровка», которую мы продаём здесь относительно недавно, пользуется большой популярностью.

— Вы могли бы оценить долю водки в общем объёме потребления спиртного в странах Восточной Европы?

— Это огромная цифра. В Украине и Польше — где-то 94-95%, а в России — все 98%. Главная причина: там продаётся много водки по очень доступной цене. Но, заметьте, в этих странах растёт премиум-сегмент, то есть водка дороже $6 за 0,5  л. Во многом это происходит за счёт местных производителей.

— Если водка так популярна в Восточной Европе — будете ли вы развивать это направление здесь?

— Конечно. Наша компания — один из кандидатов на покупку известного шведского бренда Absolut. Мы также владеем правом на продажу «Столичной» за пределами России и ведём переговоры с компанией SPI о покупке этой марки. В России нам принадлежит водочный бренд «Алтай». Поэтому мы хотим продвигать водку в Восточной Европе, причём занимая разные ценовые ниши.

— «Столичная» — советский, ностальгический бренд. Не теряет ли он популярность — ведь СССР всё больше уходит в историю?

— Вовсе нет! Это — водка премиум-класса из одной ценовой категории с Absolut. И её продажи растут очень хорошо. Возможно, у «Столичной» в странах бывшего СССР, действительно, специфический имидж — кому-то этот бренд может напоминать о коммунистических временах. Но для потребителей на Западе — это просто качественная водка.

— Сложно ли продвигать другие «национальные» бренды? Тяжело ли продавать, скажем, «Выборову» в Чехии, а «Бехеровку» — в Польше?

— Когда как. Бывает, что ту же «Выборову» проще продвигать на рынки Франции, Великобритании или Италии, чем в соседние с Польшей страны. Поэтому мы считаем, что лучшая стратегия входа на рынок любого государ­ства — сочетать в своём портфеле местные и международные бренды. Конечно, это удаётся не во всех странах. Например, войти на украинский рынок нам помогли грузинские вина и армянский коньяк «Арарат». Это хоть и не местные напитки, но хорошо знакомые украинцам, и они тянули остальные продукты нашего портфеля. В Чехии похожая история была с «Бехеровкой».

— Тогда для вас логично было бы приобрести какой-нибудь украин­ский бренд.

— Сейчас «Перно Рикар» сосредоточен на других проектах. Поэтому заниматься ещё и покупкой украинских брендов мы пока не будем. Знаете, за двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь!

— Репутация армянских конья­ков в начале 90-х была сильно подорвана большим количеством подделок. А грузинские вина вообще запрещены в России. Вам удаётся улучшать имидж этих напитков?

— Мы купили «Арарат» в 1998 г. и приложили немало усилий для контроля качества. В этом нам очень помогло правительство Армении. Производители контрафакта стали постепенно покидать рынок. Думаю, сейчас вам будет очень сложно найти в Киеве подделки этого напитка. То же самое могу сказать и о грузинских винах.

— Тем не менее, рынок для грузинских вин и армянских коньяков — в основном страны бывшего СССР?

— Армянский коньяк очень хорошо известен на Западе. Правда, есть одна проблема: там он может называться не коньяком, а только бренди. Ведь коньяк родом из Франции. Несмотря на это, продажи «Арарата» растут. Но пока основные объёмы идут в Россию, Украину и страны Балтии.

— Собираетесь ли вы в ближайшее время предложить украин­ским потребителям что-то новое, неизвестное в нашей стране?

— Здесь настолько большой спрос на импортный алкоголь премиум-сегмента, что мы поставляем сюда абсолютно всю нашу продукцию! Конечно же, нам нужно поторопиться с продвижением водки. Так что если мы купим Absolut — это будет один из наших приоритетов в Украине.

— Удастся ли переключить украинцев на другие спиртные напитки?

— Некоторое переключение мы видим. Но водка ещё долго будет лидером в этом сегменте. Конечно же, в дополнение к ней мы будем предлагать альтернативные продукты, например, премиум-виски. Но я уверен, что нам незачем ломать сложившиеся здесь привычки. Традиции надо уважать.