Чай в карман. В 2009-м украинцы заплатят не менее 1,6 млрд. грн чаевых

В новогодние праздники вырастают доходы официантов, таксистов и артистов. И не только официальные. По оценкам Фокуса, в этом году украинцы оставят на чай не менее 1,6 млрд. грн.

"Обычно самые крупные чаевые дают люди с самыми большими комплексами", – утверждает совладелица кафе в Днепродзержинске Соня Кисилевич. – Не отягощенные психологическими проблемами люди редко оставляют официанту больше 5–7% (от суммы заказа - ред.)". В столице, Львове, Донецке и Крыму традиционный размер чаевых составляет порядка 10%. Но во время всенародных торжеств, и особенно под Новый год, все меняется: в праздничном угаре посетители становятся щедрее, отваливая за обслуживание до четверти суммы счета. А если учесть, что в декабре-январе число вечеринок увеличивается в несколько раз, то становится понятно, почему рестораторы называют это время золотым. По данным Госкомстата, в декабре 2007-го и 2008 года украинские рестораны, бары и кафе получали на 1 млрд. грн. больше, чем в предыдущем месяце. Так как средний размер чаевых составляет не менее 10%, то в декабре в карманах официантов оседает порядка 100 млн. наличных гривен. По оценкам экспертов Фокуса, в декабре 2009 года эта сумма может вырасти до 160 млн. грн. Более скромные чаевые получат таксисты, сотрудники салонов красоты и артисты на новогодних корпоративных вечеринках.

Барашки в бумажке

Ольга работает официанткой в заведении средней руки, каждый посетитель здесь оставляет не более 90 грн. За рабочую смену, длящуюся 8 часов, официантка зарабатывает до 260 грн. чаевых. Пятую часть этой суммы Ольга отдает на кухню. Поварам – для ускорения процесса готовки, посудомойкам, вместо Ольги натирающим до блеска тарелки, а еще администратору, чтобы гостей усаживали именно за ее столик. "В итоге за месяц я получаю не так уж много чаевых – около 3000 гривен", – сетует Ольга, чья официальная зарплата составляет порядка 900 грн. Таким образом, основной доход официантки – это деньги, оставленные клиентом сверх счета.

Более внушительные прибыли, по словам работников ресторанной сферы, получают официанты заведений, расположенных в престижных районах городов-милионников и курортов. Например, щедрость гостей в заведениях столичного района Липки, где расположены Верховная Рада и Кабмин, – предмет зависти сотрудников всех киевских ресторанов. За одну трапезу клиенты обычно оставляют на чай не менее 300 грн. Как рассказал Вахтанг Кутателадзе, работающий в сфере организации праздников, в "хлебные" времена, до осени 2008 года, для официантов этих заведений привычными были чаевые в $400–500.

Примером может служить ресторан "Липский особняк", находящийся вблизи ключевых мест скопления украинских нуворишей. По словам пресс-секретаря сети "Мировая карта", владеющей рестораном, здешние чаевые – самые высокие среди ресторанов, принадлежащих сети. Впрочем, официальные ставки своих сотрудников в "Мировой карте" назвать отказались, сославшись на коммерческую тайну. "Основной доход официанта составляют чаевые. Кроме того, в демократичных ресторанах работники получают ставку 400–500 грн. А в некоторых заведениях ставки нет, и официанты работают за процент от личных продаж. Такая мотивационная программа гораздо эффективнее и выгодна и собственнику, и самому официанту", – отметила в беседе с Фокусом Наталия Лурье, пиар-директор семьи ресторанов "Козырная карта".

По данным экспертов, опрошенных Фокусом, в некоторых ресторанах действует система податей на чаевые: в течение рабочего дня официанты должны сдавать в общую кассу определенную фиксированную сумму. "Если официант не заработал за день требуемого количества денег, то ему записывают долг. И на следующий день он должен отдать сумму уже с учетом этой недоимки", – поясняет Вахтанг Кутателадзе.

Салонный подход

Благодарить наличкой за хорошее обслуживание принято не только в ресторанах и кафе. Журналист Фокуса стал свидетелем того, как клиентка оставила на чай приемщице заказов в мастерской по ремонту одежды. Благодарность равнялась половине стоимости выполненного заказа. Как поведала сотрудница мастерской, за день у нее набегает не очень много чаевых – до 20 гривен.

Конечно, это сущие мелочи по сравнению с тем, сколько зарабатывает элита бытового обслуживания – парикмахеры и косметологи. Директор конкурса "Мисс Украина-Вселенная" Анна Филимонова рассказывает, что своему личному мастеру, чьи услуги по укладке волос стоят 1 тыс. грн., она оставляла на чай не меньше сотни. "Прическу в салоне я делаю ежедневно", – подчеркивает Анна. Можно предположить, что и другие клиентки столь дорогой парикмахерской не менее щедры.

Безусловно, в салонах попроще чаевые не такие высокие. Но и они впечатляют. Так, в небольшой и не именитой парикмахерской, расположенной в столичном спальном массиве Оболонь, мастер по прическам может помимо официальной ставки заработать около сотни в день при средней стоимости стрижки 86 грн. То есть, работая через день, каждый парикмахер имеет возможность получать довесок к зарплате в размере полутора тысяч гривен.

Не отстают в неофициальных заработках и водители такси. При этом на чай им обычно дают в добровольно-принудительном порядке. "Говорим, что нет сдачи, – объясняет водитель такси Юрий, – в большинстве случаев это срабатывает, особенно ночью". За смену удачливый шофер таким нехитрым способом может подзаработать 70 грн.

А вот служащим украинских гостиниц приходится довольствоваться мизерными чаевыми. По словам директора киевского отельного комплекса "Камелот" Николая Стамболова, традиция благодарить обслуживающий персонал в нашей стране не прижилась. Подтвердил эту информацию и администратор львовской гостиницы "Днестр", где чаевые оставляет только треть постояльцев.

Чайна-тень

С чаевых, как и с любого другого заработка, надлежит платить налоги. Как объяснили Фокусу в Департаменте налогообложения физических лиц ГНАУ, в этом случае применяется ставка 15%. Платить ее можно двумя способами: самостоятельно заявив о получении чаевых в годовой декларации либо через предприятие. В последнем случае щедрому клиенту обязаны выдать чек, а "благодарность" провести через кассу, уплатив налог. По такой схеме работает большинство отелей в Европе и некоторые сетевые гостиницы в Украине. Например, в счете, который получает постоялец киевского отеля Hyatt, есть отдельная строчка – "чаевые". Платить ли их и в каком размере, решает сам клиент.

Что касается большинства украинских ресторанов, то там официальный подсчет добровольной благодарности клиентов не ведут вовсе. По утверждению Юрия, шеф-повара одного из дорогих столичных заведений, у хозяев нет возможности проконтролировать, какие суммы неофициально зарабатывают их официанты. "Для хорошего ресторатора нет секретов в его заведении", – спорит с ним Аврора Огородник, управляющий ресторана и винного бара BarBQ. Более того, устанавливая явно низкие жалования или не предусматривая их вовсе, владельцы заведений в сфере общественного питания фактически выплачивают зарплату "в конвертах", существенно экономя на налогах.

Сами получатели чаевых также не спешат оповещать мытарей о дополнительном заработке. Во всяком случае, в ГНАУ не смогли припомнить ни одного такого случая.

Екатерина Шаповал, Фокус