Страховщики нашли перспективную нишу: КАСКО для яхт
Украинские страховщики осваивают направление страхования водного транспорта и выводят на рынок новые продукты. Но считают, что в ближайшее время в Украине не стоит ожидать обязательного КАСКО для водного транспорта
По мнению страховщиков, страхование водного транспорта достаточно перспективное направление. "На начало 2009 г. в Судовой книге Украины было зарегистрировано свыше 100 тыс. маломерных судов, катеров и яхт. Отдых на воде становится все более популярным, и количество таких судов возрастает из года в год. Поэтому перспективы этого вида страхования в целом и наших продуктов в частности мы расцениваем достаточно оптимистично", - пояснил focus.ua Андрей Тупчиенко, начальник управления транспортного страхования СК "Альфа Страхование". Компания недавно вывела на рынок продукт для страхования маломерных судов, катеров и яхт.
В НАСК "Оранта" страхуют водный транспорт с октября 2008 г. и также отмечают спроса на этот вид страхования. "Впрочем, спрос несколько снизился из-за экономического кризиса и проблем с кредитованием для покупки яхт и других средств водного отдыха и спорта", - отмечает Анатолий Походий, заместитель начальника управления страхования транспортных рисков НАСК "Оранта". По его мнению, с началом тенденций выхода из экономического кризиса спрос на данное страхование будет существенно возрастать.
КАСКО сопряжено с риском
Тем не менее, страховщики в достаточной степени рискуют, работая в сфере страхования водного транспорта. "Если говорить о страховании водного транспорта вообще, то основной риск для страховщиков – это старение парка морских и речных судов, связанное с экономическими тенденциями последних лет в Украине", - считает Анатолий Походий. Среди негативных тенденций эксперт отмечает отсутствие инвестиций в кораблестроение, отсутствие средств у владельцев и операторов судов для покупки новых судов, а также обновления инфраструктуры их эксплуатации.
Что касается маломерных судов, то здесь эти тенденции не так ярко выражены – на страхование попадает значительный процент новых яхт, скутеров и т.д. "Проблемой для страховщиков может быть отсутствие достаточного опыта работы с данным продуктом и органические недостатки самого продукта, которые будут устраняться по мере освоения", - поясняет Походий. Подтверждает его слова Людмила Краевская, заместитель главы правления СК "Добробут", утверждая, что это направление страхования не представляет интереса для ее компании. "Нашей компании это не интересно, потому что законодательная база не совершенна и присутствует дефицит специалистов по страхованию морских рисков на рынке страхования Украины", - комментирует Людмила Краевская. "На наш взгляд, главным риском может быть мошенничество со стороны страхователей, с которым в этом виде страхования очень сложно бороться. Остальные риски являются типичными, к ним можно отнести риск "малого портфеля" (малого количества клиентов - ред.) или же риски связанные с изменениями курса валют", - поясняет Андрей Тупчиенко.
Лобби отсутствует
Эксперты уверены - ожидать в ближайшее время внедрения обязательного страхования водного транспорта в Украине не стоит. "Это связано с отсутствием достаточного лобби страховщиков в Верховной раде и Кабмине, а также с прекращением работы Морского страхового бюро Украины, - комментирует Анатолий Походий. По мнению Людмилы Краевской, обязательного страхования не стоит ожидать еще по одной причине. "Для начала нужно вывести судовладельцев из оффшорной зоны. Ведь Украина даже не знает о доходах судовладельцев", - поясняет она.
В "Альфа Страхование" отмечают, что инициатива со стороны государства относительно страхования гражданской ответственности владельцев водного транспорта была бы безусловно правильной. "Мы считаем, что этот вид страхования необходимо сделать обязательным, особенно в контексте многочисленных инцидентов на воде (травмы, смерть людей, загрязнение окружающей среды и т.д)", - резюмирует Андрей Тупчиенко.
"Что касается морской ответственности, а особенно ответственности за загрязнения окружающей среды, то тенденции развития международного права и международного страхования говорят о том, что здесь следует ожидать существенны подвижек уже в ближайшее время", - считает Анатолий Походий. Значительное число стран уже присоединилось к "Бункерной конвенции". Согласно статьям Конвенции, страховым покрытием должны быть обеспечены риски, связанные с причинением загрязнения вне судна вследствие сброса или разлития бункерной нефти из судна. Потому, по мнению Анатолия Походия, в ближайшей перспективе следует ожидать ужесточения законодательства по защите от загрязнений, увеличения лимитов ответственности и т.д. Эти меры непременно приведут к увеличению страхового поля по страхованию морской ответственности и, опосредованно, по страхованию водных транспортных средств.
Справка: Украинские СК практикуют страхование КАСКО маломерных судов, катеров и яхт на стандартных условиях "Гибель и повреждение", реже "Гибель", плюс несколько дополнительных рисков, а именно: кража, падение за борт подвесного мотора; военные риски; действия правительственных органов; участие в гонках и регатах и т.д.