Шведская хроника. Интервью с основателем компании\"Чумак\"

Основатель компании "Чумак" Йохан Боден рассказал Фокусу о связи с Леонидом Кучмой, пищепроме в период кризиса и составе своих соусов

Related video

"В названии компании "Чумак" зашифрована фамилия "Кучма" – такая новость облетела Каховку летом 1997 года. В том, что это правда, никто не усомнился. Накануне президент Кучма посетил завод, похвально отозвавшись об увиденном. Кроме того, проходную предприятия "охраняла" ракетная установка, которую производил завод "Южмаш" во времена руководства Леонида Даниловича. Правда, боевую машину зарядили не ракетами средней дальности, а двумя бутылками кетчупа "Чумак".

Швед Йохан Боден, один из основателей "Чумака", со смехом вспоминая народную молву, отрицает всякую связь с тогдашним режимом. Но не скрывает, что легенда помогла в работе, ведь все госорганы надолго оставили компанию в покое.

– Мы с Карлом Стуреном, моим бизнес-партнером и племянником, начинали "Чумак" в 1996 году. Тогда многие чиновники пытались "воспользоваться возможностью". Нас спасло незнание языка. Они просто не знали, как у нас потребовать взятку.

– Но ведь вам могли просто не выдавать разрешение на работу?

– У нас было несколько лояльных людей, которые поняли наш потенциал. Например, тогдашний губернатор области Юрий Карасик. Он рассуждал так: здесь, в Каховке, все равно ничего не работает, стоит. Люди приехали с деньгами, с идеями – надо оставить их в покое.

Опека губернатора не смогла защитить выращенный шведами урожай огурцов от местных жителей, которые в открытую начали воровать с поля. Прекратили скандинавы это самостоятельно. Они поселились на поле в палатке и три недели держали оборону. Йохан говорит, что это был очень полезный опыт, который, впрочем, не остудил пыл иностранцев делать бизнес в Украине.

– Сначала мы работали в Латвии и Эстонии, хотя и понимали, что в этих странах бизнес-перспективы небольшие. Разочарование наступило в 1992 году, очень холодным летом, сгубившим наш урожай. Мой тогдашний компаньон посоветовал мне Украину и помог встретиться с министром сельского хозяйства (в 1993 году этот пост занимал Юрий Карасик. – Фокус). Мне исполнился 21 год, родственники возражали против моего отъезда в Украину. На родине у нас был семейный бизнес, и я как старший сын должен был его возглавить. Но я понимал, что в Швеции у меня маленькие возможности и предсказуемая ситуация в бизнесе. Мы с Карлом, планируя будущее, решили, что 10 лет нашей жизни отдадим Украине. Если ничего не получится, уйдем отсюда. Сейчас бизнес моей семьи продан, а родные нами гордятся.

Первые бизнес-шаги в Украине были не слишком удачными. Йохан предпочитает не говорить об этом, замечая лишь, что им в этот период очень помогала наглость и готовность к риску. Яркий пример: выставочные образцы под ТМ "Чумак" для продуктовой выставки 1996 года в Москве были закатаны вручную на кухне. Но на все предложения о поставках продукции шведы гордо отвечали: "Все раскуплено на год вперед". Уже в первый месяц выпуска кетчупа "Чумак" было продано 20 тыс. бутылок.

– Какой год в Украине был для вас самым трудным?

– 1998-й. Продажи остановились, и мы поняли, что строим корабль, который пригоден к использованию лишь в хороших погодных условиях, а нужно строить ледокол. Мы приняли правильные меры, и уже к 2000 году получили ощутимый рост продаж.

Чтобы растущий спрос не достался конкурентам, "Чумак" наращивал мощности. Например, в 2007 году в Каховке было открыто производство по переработке помидоров. Ежедневно 2,5 млн. кг томатов здесь превращают в кетчуп, пасту и сок. В 2008 году "Чумак" обзавелся собственным складом, рассчитанным на 40 тыс. тонн готовой продукции. Строительство площадки улучшило логистику: до ее постройки 40 машин загружались в течение 12 часов, теперь – за 4.

– Как вы пережили кризис 2008–2009 годов?

– Мы отказались от закупок за рубежом, импортируем только специи. Структурировали поставщиков: вначале брали сырье у 1,5 тысячи фермеров, теперь у нас всего 8 партнеров. Продажи в 2009 году выросли на 10%, чуть больше на экспортных рынках. Пострадала только премиум-группа продуктов, например аджики. До кризиса рост был на уровне 40–50% в год.

– В чем компания ощутила наибольшее влияние нестабильности?

– В расчетах со стороны сетевых клиентов. Многие страдают от недостаточного финансирования, поэтому отсрочка оплаты за готовую продукцию увеличивается: раньше речь шла о 35–40 днях, сейчас бывает и 70. Слава Богу, у меня не строительный бизнес, я не выпускаю дорогие автомобили, а занимаюсь пищей. А есть людям будет хотеться всегда.

– Вы увольняли персонал?

– Нет. У нас с самого начала было разумное количество людей. К тому же в январе 2010 мы запустили новое макаронное производство, на котором нужны специалисты. Раньше наши макароны производились на российском предприятии.

Специалистов на фабрику нанимали даже в Италии, ведь оборудование для выпуска макарон покупали именно там. Иностранным будет и сырье – пшеницу твердых сортов, из которой пекут рожки и трубочки "Чумак", в Украине не выращивают. Через два года местные фермеры дадут "правильное зерно", уверены в компании, поскольку собираются предложить за него цену, на 30% большую, чем за мягкую пшеницу.

Пережив кризис, в начале 2010 года "Чумак" попал под прицел прибалтийских СМИ: компанию обвиняли в использовании запрещенных в ЕС пищевых добавок. В итоге "Чумак" отозвал из Латвии запасы майонезов "Прованс", "Аппетитный" и "Французский горчичный соус".

– Антиоксидант Е386, который используется в производстве соусов, запрещен в ЕС. Это не консервант, а добавка для сохранения качества подсолнечного масла. Е386 по своим химическим свойствам является аналогом разрешенного в ЕС Е385. Оба вещества – это различные соли одной кислоты. В Украине, члене ВТО, добавка Е386 разрешена. Так же, как и в США или России. В тех дозах, которые используются в нашей продукции, она безопасна. На упаковке "Чумак" всегда указывает полный состав, в том числе и Е386. (На упаковках украинских соусов антиоксидант обозначен как ЕДТА. – Фокус).

Поскольку Латвия – член ЕС, мы не будем продавать майонезы и соусы с Е386. Решение отозвать продукцию мы принимали сознательно и сейчас разрабатываем новую рецептуру, куда будет входить разрешенный в Европе Е385. Такой товар будет продаваться и в Украине. Вообще, я бескомпромиссен в вопросах качества. Ко мне иногда подходили сотрудники, предлагали удешевить себестоимость хоть на 5%. Но я считаю, что этого нельзя делать. Если мы заявили о качестве, то должны дер­жать марку.

Рабочий день Бодена длится с 8 утра до 8 вечера. По выходным он готовит завтраки, обеды и ужины из продуктов, выращенных на своем огороде в селе Любимовка. На попечении у Йохана 35 кур, гусь, он выращивает 15 сортов картошки, 80 сортов помидоров. Справляться с хозяйством ему помогают супруга Лариса и дети: дочери Анна и Алиса, сын Рики.

– Лариса работала у нас офис-менеджером, затем помогала выстраивать наш бренд. Мы работали вместе довольно долго, и только через семь лет я увидел ее словно в другом свете – мы начали встречаться, и я сделал ей предложение.

– Как вы воспитываете ваших детей?

– Некоторые считают, что детям надо покупать все, что они просят. Но, получая все сразу, ребенок не будет чувствовать ценности денег! Лучше показать детям, что деньги необходимо заработать. Например, моя дочь Аня в шесть лет попросила хомячка. Я предложил ей собрать помидоры на маминой грядке и продать овощи на рынке. За первые три часа Аня заработала 87 грн., во второе воскресенье – 112 грн. Она купила себе двух хомячков. Когда в семействе хомячков произошло пополнение, она стала предлагать зверят своим друзьям и создала свой маленький бизнес.

Нелегал с Пролетарской. 5 фактов о Бодене

1. Первые деньги заработал в детстве: отец платил ему за чистку обуви.
2. В Украину в первый раз попал нелегально – не знал, что нужна виза. Границу пересек, дав $100 пограничникам.
3. Живет на улице Пролетарской в с. Любимовка Херсонской обл. и горячо выступает против ее переименования.
4. Считает, что шведский социализм, в котором одни пряники и нет кнута, избаловывает граждан.
5. Ездит на внедорожнике Toyota.

Екатерина Шаповал, Фокус