аВТОмобильная мифология

Вступление Украины во Всемирную торговую организацию уже встревожило продавцов новых и старых авто, но пока не оправдало ожиданий покупателей

Related video

Уже полтора месяца Украина является членом ВТО. Первым делом это вызвало небывалое волнение на одном из самых заманчивых рынков – автомобильном. Снижение цен, повышение пошлин, наплыв старых авто – эти вопросы активно обсуждаются в кругах автолюбителей, на форумах и в блогах. В парламенте дилерские и автопромышленные лоббисты продолжают заниматься перетягиванием каната.

Такая неопределенность породила множество самых разнообразных мифов и легенд о ВТО и отечественном автомобильном рынке. Фокус решил выяснить, какие из этих мифов имеют право на существование, а какие беспочвенны.

В Украине до присоединения к ВТО действовал запрет на ввоз авто старше 8 лет. "Сейчас этот запрет снят", – отмечает Елена Дунина, генеральный директор компании "АВТО Интернешнл". Вероятно, такой ход мог бы порадовать тех, кто хочет пересесть из общественного транспорта в собственный, пусть и старый автомобиль. Но цена может оказаться не такой уж привлекательной. "Ведь при регистрации автомобилей в ГАИ взимается транспортный сбор, и для старых авто он достаточно высок", – утверждает директор "Порше Украина" Александр Рябухин. К тому же европейские авто номинированы в евро – весьма сильной валюте, так что в настоящий момент они окажутся не такими уж и дешевыми.

Борьба с автомобильным старьем – это то, что объединяет импортеров с производителями. Следует вспомнить судьбу Польши, рынок которой после вступления в ВТО буквально заполонили подержанные машины из Германии. В результате поляки ездят на автохламе, а доля национальных производителей и импортеров сократилась в десятки раз. В Украине в первую очередь могут упасть продажи автомобилей из среднего и ниже среднего ценовых сегментов. Поэтому можно ожидать согласованных действий импортеров и производителей по формированию услуги trade-in (обмен автомобиля, бывшего в употреблении, с доплатой на новый) и постепенный отход в прошлое такого явления, как базары, считает г-н Щербина, президент Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров.

Вывод:

Вступление во всемирный торговый клуб обрадовало многих потребителей. Обязательное снижение таможенной пошлины до 10% сулило значительные скидки на авто. Многие импортеры и в самом деле поспешили с переоценкой. Например, в "Авто Интернешнл" снизили цены на 6–10%. Минус 10% предложили и в "Виннер Импортс Украина" (официальный импортер автомобилей Ford, Volvo, Jaguar, Land Rover и Porsche). Пересмотрела свою ценовую политику и компания "ИЛТА" (Peugeot).

Однако в начале июня Верховная Рада приняла Закон "О таможенном тарифе Украины", согласно которому 25-процентная таможенная пошлина должна действовать вплоть до 1 января 2009 года. Импортеры, успевшие сбросить цены, заволновались, а некоторые заявили о пересмотре розничных цен. Не понравился закон и президенту, который попросту ветировал его, что позволило и дальше завозить машины по новому таможенному тарифу. Если парламент не сможет преодолеть вето, то специалисты рассчитывают на дальнейшее снижение цен. Но оно будет незначительным. "Снижение пошлины на 15% означает, что розничная цена может снизиться максимум на 10–12%", объясняет Елена Дунина. Повлияют на ценообразование и внешние факторы, например, подорожание стали на мировых рынках, считает первый заместитель генерального директор ViDi Group Алексей Чайка. Все это в комплексе приведет к очень незначительному падению цен на новые автомобили.

Вывод:

Эксперты отмечают, что появление на рынке новых моделей – процесс естественный, но от вступления в ВТО зависит слабо. Ведь модельный ряд связан со специфическими потребностями рынка, его техническими возможностями. "Если двигатели с нормой "Евро-5" в настоящий момент не подходят для украинского рынка, то они сюда поставляться не будут", – уверен Александр Рябухин. Вероятно, это коснется и автомобилей с дизельными двигателями, очень требовательными в обслуживании. А ведь качество нашего топлива, мягко говоря, оставляет желать лучшего, да и цена дизеля уже достигла 7  грн. за литр, что не добавляет ему популярности.

В случае если спрос на какую-то модель ограничивается 100 автомобилями в год, то их тоже никто сюда не повезет. Да и насыщать рынок уже попросту некуда, ведь у нас и так уже есть все, считает г-н Щербина. "Единственная модель, которая официально не представлена, – это "Феррари". Увеличения по модельному ряду быть не может, потому что взять его не с чего", – объяснил он Фокусу.

Вывод:

Собственно говоря, открывать заводы в Украине иностранные производители хотели еще c начала 90-х годов. Основополагающий фактор – рост рынка – делал нашу страну наряду с Россией весьма привлекательной, с точки зрения размещения заводов по сборке автомобилей. На руку играли и уникальные транзитные возможности, и геополитические факторы. "Трудно найти марку, которая не хотела бы у нас работать. Это Peugeot, Fiat, Nissan General Motors. Месяц назад о своем желании объявил и Ford", – рассказывает Станислав Щербина и возмущается, что большинству из них было отказано. Видимо, на этот раз с протекционизмом явно переборщили, и свое "золотое время" Украина уже упустила.

Это, правда, отнюдь не означает, что интерес к отечественному рынку и вовсе пропал: он по-прежнему высок, чем Украина еще может воспользоваться. Для этого необходимы две вещи: собственность на землю, на которой можно построить завод, и 100-процентная гарантия защиты инвестиций.

Вывод:

Мнение о том, что отечественному автопрому грозит смерть от ВТО, достаточно распространенное. Мы не сможем выдержать конкуренции и снижения пошлины на ввоз автомобилей – такие аргументы звучали в защиту украинских автокомпаний. В связи с этим отечественные производители не раз просили поддержки у государства. Это оказалось нетрудно, ведь за компаниями АИС, ЛуАЗ и ЗАЗ стоят крупные бизнесмены, и парламентское лобби автопроизводителей довольно сильное. Собственно, благодаря ему парламент и возвратил 25-процентную пошлину. Правда, это не спасет положение, ведь за полгода не удастся полностью провести переоснащение производства.

Теперь же перестраиваться придется уже в условиях ВТО, хотя это не несет каких-то серьезных угроз: по мнению игроков авторынка, производители просто сгущают краски. "Сегодня, пожалуй, 70% из них являются в том числе и импортерами", – говорит Станислав Щербина. Кроме того, любимые "народные" автомобили с рынка никуда не денутся. "Лидерами рынка останутся Lada, Daewoo (Lanos), Chevrolet, Mitsubishi, Hyundai, Chery, Skoda, Opel", – перечисляет Илья Кметюк, руководитель пресс-службы корпорации "Укравто". В то же время с рынка уйдут некоторые марки, например, "Славута" (ЗАЗ). Но эти изменения связаны не столько со вступлением Украины в ВТО, сколько с несоответствием качественных характеристик автомобилей возрастающим потребностям клиентов.

Вывод: