Демарши тибетцев в преддверии Олимпиады-2008 могут оказаться необычайно результативными

Духовный лидер Тибета Далай-лама XIV выступил с беспрецедентным заявлением: после обвинений в организации недавних беспорядков в регионе он готов уйти в отставку с поста главы тибетского правительства в изгнании

Related video

Подобный шаг вряд ли облегчит жизнь китайским властям. Во-первых, заявление означает лишь сложение с себя полномочий главы правительства. По традиции все далай-ламы, помимо духовного сана, обладают главной административной властью, но, отказавшись от мирского статуса, Далай-лама не перестанет быть духовным лидером тибетцев. Во-вторых, для самих тибетцев это решение является демонстративно отчаянным шагом в ответ на очередное жесткое подавление конфликта в регионе. То есть в их глазах Далай-лама сделал все, что мог. Но это только обострит и без того напряженную обстановку в автономии. Что касается мировой общественности, то она наверняка оценит подобную жертвенность: хотя западные государства уже позабыли, что означает "подставить другую щеку", но воспитанные на христианских традициях лидеры не останутся равнодушными к демаршу.

1949 год1951 год1957 год1959 год1960-е – 1970-е1965 год1966 год1979 годНачало 1980-х1980-19821990-е2008 год

Бунтом по политике
В нынешнем году исполняется 49 лет со дня неудавшегося тибетского восстания против Китая – тогда в течение нескольких месяцев в результате конфликта погибло 87 тыс. тибетцев. 10 марта этого года сотни тибетских изгнанников отправились из Индии на родину в 6-месячный марш протеста против власти Китая в регионе. Жители столицы Тибета Лхасы и буддийские монахи тоже отметили годовщину – несколько дней на улицах города проходили акции протеста, которые в итоге переросли в столкновения с полицией.

По сообщениям информационных агентств, манифестанты жгли автомобили и принадлежавшие китайцам магазины. Пекин обвинил тибетцев в смерти 13 китайских граждан. Но до введения военного положения, по сообщению китайских властей, дело не дошло. Беспорядки усмирили с помощью военных – в Лхасу прибыло 200 грузовиков с солдатами.

Тибетское правительство во главе с Далай-ламой заявило о 80 погибших и более 70 раненых в ходе противостояния с китайскими военными. По сообщениям агентства Синьхуа, предварительный экономический ущерб от беспорядков составляет около $14 млн.

Сотрудница пресс-центра правительства Китая Гао Йинг предоставила Фокусу информацию об официальной позиции китайского правительства, касающейся беспорядков в Тибете.

"Бунт – результат конспиративной деятельности Далай-ламы. Он все хорошо продумал и организовал. Все народности Тибета выразили свое негодование и осудили этот всплеск насилия", – заявил глава автономного регионального правительства Тибета Кьянгба Панког.

Курс на китаизацию
Таши, представитель Далай-ламы на территории СНГ и глава Центра тибетской культуры и информации, расположенного в Москве, уверен, что 49-я годовщина восстания – это лишь верхушка айсберга. На самом деле причинами бунта являются многолетние репрессии против местного населения и нарушения прав человека.
– В Тибете наступил критический момент, – рассказывает он в интервью Фокусу. – Конфликт происходит на духовном уровне: наш народ против их политики. В Тибете сейчас нет журналистов, нет объективного освещения событий. Там убивают и арестовывают людей, а об этом никто не знает. Естественно, что люди недовольны, ведут себя агрессивно и избивают китайцев.

Каждые несколько месяцев в разных районах автономии происходят беспорядки. Мартовским событиям предшествовал разгон демонстрантов в Ребконге (провинция Цинхай) 21 февраля. Полицейские разогнали толпу с помощью слезоточивого газа, около 200 человек арестовали. Тибетцы требовали предоставить автономии независимость и вернуть Далай-ламу.

Сам духовный лидер уже давно не выступает с сепаратистскими заявлениями, но настаивает на предоставлении Тибету широкой автономии.
– Далай-лама предлагает компромиссное решение, так называемый средний путь, – говорит Таши. – Мы хотим жить в составе КНР. Китай волнует безопасность и территориальная целостность, и мы готовы выполнить эти условия. Мы требуем, чтобы все провинции Тибета, включая Амдо, Тхань и Уцанг, получили реальную автономию ради сохранения традиций, культуры, языка и религии.

Мнения по поводу территорий, которые можно отнести к исконно тибетским, расходятся. Тибетцы считают, что в так называемый Большой Тибет, помимо официально обозначенной Пекином территории, входят районы Тхань, Амдо и Уцанг. Но КНР считает эти регионы своей, китайской, территорией. Здесь проживают 5,2 млн. тибетцев, 3,6 млн. китайцев, а также представителей других национальностей.

Поскольку неоднократные военные блицкриги Пекина в Тибете и аресты активистов ощутимого результата не дали, государственная политика постепенно стала меняться. Для начала Пекин построил железную дорогу из Поднебесной в Тибет. Это, по словам Таши, послужило мощным толчком к китаизации региона.
– После завершения строительства железной дороги в июле 2006 года в регион ежедневно стали приезжать 3–4 тысячи китайцев. Половина из них – туристы. Но вторая половина остается здесь жить. Если умножить эту цифру на год, на десять лет, можете представить, сколько китайцев уже поселилось в Тибете? Мы стали меньшинством в собственной стране!

Новая китайская политика вызывает у тибетского правительства в изгнании серьезное беспокойство. Именно поэтому главная задача местного населения – спасение тибетских детей от китаизации. Многие тибетцы, получив образование за пределами автономии, возвращаются назад со "спонсорской помощью" – они находят иностранцев, готовых платить за обучение местных детей в тибетских школах.

Игра стоит свеч
Долгое время в адрес Китая звучали обвинения в систематических нарушениях прав человека. Тибетский вопрос в череде претензий всегда занимал особое место.

Такая репутация едва не стоила Пекину права принимать у себя Олимпийские игры-2008. Историческое решение было принято в Москве, которая и сегодня без колебаний встала на сторону КНР и назвала проблему Тибета внутренним делом Поднебесной. Отношения Китая с западными государствами складываются непросто. Стоило канцлеру Германии Ангеле Меркель встретиться с Далай-ламой, как китайская сторона отменила переговоры по вопросам прав человека.

США, привыкшие руководствоваться в геополитике исключительно своим внутренним американским чутьем, заявили, что могут бойкотировать игры–2008, а в прошлом году демонстративно наградили духовного лидера Тибета высшей наградой Конгресса США – Золотой медалью. Джордж Буш при этом назвал Далай-ламу "добрым человеком, который выступает за мирное урегулирование конфликта". В ответ министр иностранных дел Китая Ян Цзечи обвинил США в том, что они "сильно оскорбили" чувства китайского народа и вмешались во внутренние дела страны.

Также известно, что наследник британского престола принц Чарльз не собирается почтить своим присутствием Олимпийские игры в Пекине: он выступает за независимость Тибета и признает, что китайские власти грубо нарушают права человека в Китае.

Страны ЕС бойкотировать Олимпиаду в Пекине не намерены. По мнению спортивных организаций стран Евросоюза, политика не должна отражаться на спорте. Но Верховный представитель ЕС по общей внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана заявил, что власти Китая должны проявить сдержанность по отношению к участникам акций протеста.

Разгон демонстрантов в Тибете не добавит очков Пекину и станет еще одним поводом упрекнуть коммунистическое руководство в нарушениях прав человека, а значит, Олимпиада-2008 оставит неприятный осадок у стран-участниц. Загладить конфликт вряд ли удастся, тибетцы наверняка еще разыграют эту карту, желая привлечь к себе больше внимания.

Петер Кутилек, директор организации Olympic Watch, считает, что демарши тибетцев в преддверии Олимпиады могут принести результаты.
– Я думаю, сейчас тибетцев услышат. Международный олимпийский комитет должен высказать свое мнение о том, что реально происходит в Китае, ведь когда решался вопрос об Олимпиаде-2008, правительство обещало мировой общественности, что проблема с правами человека будет решена, – сказал он Фокусу. – Мы не поддерживаем конфликты как таковые, это всегда трагично, но признаем, что для тибетцев это единственный способ высказаться.

Помимо репутации на кону нечто более ощутимое – многомиллионные денежные вливания в строительство олимпийских объектов. Китайская экономика в целом также зависит от иностранных инвестиций – около 200 государств ежегодно вкладывают в страну миллиарды долларов. А, как известно, бизнес предпочитает стабильность.

Но после мартовских событий китайским властям будет непросто заставить тибетцев заявить всему миру о своем счастливом бытие в составе Поднебесной. Пока это импортируемое благополучие с трудом приживается на скалистых склонах опального Тибета.