В Киеве появился новый сервис: в очереди постоять

В Киеве появился необычный сервис: за 39 гривен в час специально обученные люди постоят вместо клиентов в очереди в любое государственное учреждение

Related video

"Когда сестре нужно было подать документы в несколько вузов, я рискнула обратиться в Бюро очередных услуг, – рассказывает киевлянка Александра Алиева. – О том, что творилось в приемных комиссиях, мы знаем только по слухам: сестра принимала очередь от курьера за 15 минут до подачи документов". Алиевы заплатили за услуги около 600 гривен. Говорят, денег не жаль, подать документы без нервотрепки успели в три вуза.

22-летний менеджер Бюро Екатерина Кирилюк по специальности организатор дорожного движения. Вместо движения автомобилей теперь координирует службу курьеров. Во время вступительной кампании работа кипела: 12 курье­ров день и ночь дежурили в приемных комиссиях. "Отправляли сотрудников занимать очередь и в полночь, и за полночь, – рассказывает менеджер. – В Национальном медицинском университете им. Богомольца очередь контролировали на протяжении трех дней". Правда, не обошлось без форс-мажоров. Абитуриент из Хмельницкого заказал очередь на подачу документов в Киевский национальный экономический университет, сам же в это время ехал на поезде в столицу. Принять "пост" он должен был утром и в очереди был записан 82-м. Однако к тому моменту, когда он добрался до вуза, разгоряченные родители порвали списки и выбили дверь. "Денег мы, конечно, с него не взяли. А курьеру пришлось компенсировать впустую потраченное время, – говорит Екатерина. – Кстати, больше в КНЭУ мы очереди не занимали".

Деньги на время

Благодаря вступительной кампании этого года из забавного сервиса может вырасти всеукраинская служба "очередных" услуг. В ближайшее время такие центры откроются в Днепропетровске, на очереди – Харьков и Одесса. Хотя еще несколько месяцев назад автор идеи и владелец Бюро очередных услуг студент МВА Андрей Матяшевич, как и все, стоял в очередях. Пока не получил задание за несколько дней с минимальными инвестициями создать небольшое доходное дело.

"Вспомнил о курьерах, которых можно нанять в очереди на участие в публичных слушаниях американского Конгресса. Есть такие услуги и в Европе. В испаноговорящих странах даже существует термин, обозначающий человека, который занимает очередь для кого-то – "трамитадор", – рассказывает Андрей. – Прикинул, сколько времени проводят в очередях наши бухгалтеры, юристы, предприниматели, и решил открыть подобный сервис". Для этого юристу потребовалось не более 1000 гривен. У бизнеса Матяшевича есть и социальная подоплека. Для него "очередной" сервис – личный способ борьбы с бюрократической системой, которая заставляет тратить время на стояние в очередях.

Расчет Матяшевича на профессионалов, работающих с документацией фирм, оправдал себя. У Бюро уже есть постоянные клиенты. Среди них, например, коллега Матяшевича юрист Ирина Бедная. Еще недавно в отделы регистрации предприятий Шевченковского и Голосеевского района г-жа Бедная приезжала как на работу. "Как рано ни приходи, все равно раньше часу дня не освободишься, – вспоминает она. – Теперь заказываю курьера за счет клиента и приезжаю точно к своему времени".

И в загс, и в ОВИР

"Мы не только экономим чужое время, но и сохраняем клиентам здоровье", – говорит Фокусу менеджер Екатерина Кирилюк. Полгода назад она потратила три дня на то, чтобы оформить загранпаспорт. Получая документ, разрыдалась от усталости и хамства госслужащих. Сейчас она уверена, что стоять в очередях спокойно можно только тогда, когда тебе за это платят.

Сотрудничающие с Бюро курьеры – в основном студенты или пенсионеры. "Приехав в госучреждение, нахожу очередь, занимаю, переписываю график работы, слежу за тем, как движется очередь, затем звоню менеджеру", – описывает свои обязанности курьер Александр Феклистов. На сайте Бюро очередных услуг можно найти не только контакты районных отделений собеса, ОВИРа, налоговых органов, паспортных столов, госрегистратур и консульств, но и подробные описания специфики той или иной очереди. "На одного человека уходит приблизительно 15 минут. Если стоит хотя бы человек 10, на очередь придется потратить от двух до трех часов. Не спасает даже то, что работает два окошка. Кроме того, в здании идет не то ремонт, не то перестановка, много мусора и пыли" – так, например, сотрудник бюро описывает очередь в отделении Киевэнерго Дарницкого района.

Среди клиентов много пар. Одни подают документы на развод и не желают часами стоять в одном коридоре с бывшими мужьями и женами. Другие женятся, и тоже не хотят омрачать подачу заявлений. Сезонный ажиотаж вроде того, который был на подступах к приемным комиссиям, сейчас переживают и загсы. Многие молодожены хотят расписаться 10.10.10, ради чего готовы занимать очередь даже с вечера. Менеджер по управлению рисками одного из крупных банков Сергей Илюченко, прикинув, сколько придется отстоять с будущей супругой в загсе, заказал курьера. "Мы подъехали за 15 минут до подачи документов", – улыбается довольный жених, заплативший 117 гривен за три часа сэкономленного времени. Его коллега – сотрудник другого банка Егор Васильцев говорит, что у "сервисного" бизнеса нет будущего – по его мнению, в скором времени "живые" очереди исчезнут, потому что можно будет записываться в интернете, как это сейчас происходит во многих консульствах, куда приходится обращаться за визами для поездок за границу.

Анастасия Рингис, Фокус